Теория игр — математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу — в зависимости от поведения других игроков.
В теории игр стратегия игрока в игре или деловой ситуации — это полный план действий при всевозможных ситуациях, способных возникнуть. Стратегия определяет действие игрока в любой момент игры и для каждого возможного течения игры, способного привести к каждой ситуации.
Набор стратегий — стратегии для каждого из игроков, которые полностью описывают все действия в игре.
Выигрышная стратегия – алгоритм выбора очередного хода, позволяющий ему выиграть. В некоторых играх (например, в рэндзю) нет выигрышной стратегии: при правильной игре обоих игроков игра бесконечна. Полный перебор вариантов можно выполнить только для очень простых игр.
Позиции в простых играх делятся на выигрышные и проигрышные.
Выигрышная позиция – это такая позиция, в которой игрок может выиграть при любой игре соперника, если сам не сделает ошибку.
Проигрышная позиция – это такая позиция, в которой игрок обязательно проиграет, если его соперник не сделает ошибку;
Позиция, из которой хотя бы один из возможных ходов ведет в проигрышную позицию – выигрышная; позиция, из которой все возможные ходы ведут в выигрышные позиции – проигрышная.
Стратегия игрока состоит в том, чтобы перевести игру в проигрышную для соперника позицию.
В простых играх можно найти выигрышную стратегию, перебрав все возможные варианты ходов игроков.