БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2024 по профильной математике самостоятельно с помощью сервича "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow

Диалог

Диалог в русском языке

Чужую речь можно передать разными способами: дословно и косвенно. Косвенная речь строится в виде сложноподчинённых предложений с придаточными, с помощью вводных конструкций.  К дословным относится цитирование, прямая речь (в том числе несобственно-прямая), диалог. Рассмотрим, что такое диалог, какова его специфика, как расставлять знаки препинания при диалоге.

Что такое диалог

В переводе с греческого «dialogus» — беседа. Диалог — это и есть беседа двух и более лиц. Он используется тогда, когда необходимо передать точный разговор каких-либо лиц.

Диалог состоит из реплик — слов участников разговора.

— Ты не забыла о нашем разговоре?

— Нет, конечно, помню.

— Я рада.

Специфика диалога

Диалог как дословная форма передачи слов говорящих имеет свои особенности:

1. Он чаще всего используется в разговорном и художественных стилях. Именно в них присутствует ощущение присутствия героев в тексте, их общения, взаимодействия. А без диалога этого не передать.

2. В нём используются преимущественно простые предложения, в том числе — неполные. Это обусловлено тем, что живая речь отличается быстротой, динамичностью, быстрой передачей информацией. Содержание речи понимается благодаря полным предложениями, а неполные чаще всего подтверждают или опровергают информацию. Без пояснения, содержащегося в предыдущей реплике, последующую понять сложно.

Сравним два текста и определим, какой из них более приближен к специфике диалогической речи. 

Текст 1.

— Ты прочла те книги, что я занёс вчера?

— Я ещё не прочла те книги, что ты занёс вчера.

— А какое у тебя впечатление об уже прочитанных?

— У меня сложилось положительное впечатление: я зачитываюсь по вечерам, после работы.

Текст 2.

— Ты прочла те книги, что я занёс вчера?

— Ещё нет.

— А какое впечатление об уже прочитанных?

— Положительное. Зачитываюсь по вечерам, после работы.

Несложно понять, что второй текст более динамично, без использования излишних языковых средств передаёт ту же информацию, что и первый. Однако для прочтения первого потребуется больше времени, да и полные ответы в репликах создают впечатление учебных ответов, но никак не спонтанной формы речи. 

Пунктуация при диалоге

Постановка знаков препинания при диалоге схожа с пунктуацией при прямой речи. Обозначения при составлении схемы следующие:

А — слова автора;

Р — реплика.

1.     После реплики нет слов автора:

Р.

— Р!

Р?

Р…

2.                После реплики стоят слова автора:

Р, — а.

— Р! — а.

Р? — а.

Р… — а.

3.                Если к реплике присоединяется следующая, добавляющаяся словами автора «дополнил», «продолжил» и т. д., то после слов автора ставится двоеточие. В остальных случаях — точка.

Р, — а: —Р.

— Р! – а. — Р.

4.                Если реплика прерывается словами автора, то знаки будут следующими:

— Р, — а. — Р.

— Р? – а, — р.

Различие лишь в том, что при диалоге каждая реплика пишется с новой строки и в начале стоит тире, без кавычек. Сравним примеры с прямой речью и диалогом.

«Какая сегодня замечательная всё-таки погода, — проговорила Анна. — Ветер такой ласковый, солнце радушное, небо просто светится». Она улыбнулась, а потом спросила Игоря: «Что же ты молчишь? Не согласен?». Он, выныривая из глубокого мысленного погружения, проговорил вместе со вздохом: «Да, замечательная».

— Какая сегодня замечательная всё-таки погода, — проговорила Анна. — Ветер такой ласковый, солнце радушное, небо просто светится.

Она улыбнулась, а потом спросила Игоря:

— Что же ты молчишь? Не согласен?

Он выныривая из глубокого мысленного погружения, проговорил вместе со вздохом:

— Да, замечательная.

При подробном рассмотрении двух текстов можно понять, что пунктуация при диалоге и прямой речи достаточно похожа. 

 Однако, помимо отсутствия кавычек, наличия реплик, пишущихся с новой строки, важно заметить, что самостоятельное предложение, содержащее авторский текст, следует писать с нового абзаца. 

Приведём пример и составим схему диалога.

— Заметьте, вы сами начали этот разговор, а теперь злитесь! — произнесла она с досадой. 

— Я злюсь на самого себя, на свою нелепую неуверенность.

— Р! — а.

— Р.

Порой в тексте диалог перемежается несобственно-прямой речью: внутренним диалогом героя — его мыслями. В этом случае используется прямая речь, оформляемая по её правилам, то есть в кавычках.

— А теперь составляем схему, используя содержимое учебника, — пояснила нам учитель.

Мы взялись шуршать страницами алгебры. «Интересно, мама не забыла о своём обещании?» — мою голову занимали совсем другие мысли.

Важно отличать подобный вид прямой речи и не путать его с диалоговыми.

Практическое закрепление темы

Расставим знаки препинания в предложениях с диалогом, а также составим схемы.

Уважаемые слушатели! Обратите внимание на презентацию, на ней содержится зашифрованная информация, которая раскроет тему дальнейшего сообщения. О чём идёт речь?  спросил преподаватель.

Животные!

Млекопитающие!

Животный мир!  догадка оказалась верной.

 

— Уважаемые слушатели! Обратите внимание на презентацию, на ней содержится зашифрованная информация, которая раскроет тему дальнейшего сообщения. О чём идёт речь? — спросил преподаватель.

— Животные!

— Млекопитающие!

Животный мир! — догадка оказалась верной.

 

— Р? — а.

— Р!

— Р!

— Р! — а.