Чужую речь можно передать разными способами: дословно и косвенно. Косвенная речь строится в виде сложноподчинённых предложений с придаточными, с помощью вводных конструкций. К дословным относится цитирование, прямая речь (в том числе несобственно-прямая), диалог. Рассмотрим, что такое диалог, какова его специфика, как расставлять знаки препинания при диалоге.
В переводе с греческого «dialogus» — беседа. Диалог — это и есть беседа двух и более лиц. Он используется тогда, когда необходимо передать точный разговор каких-либо лиц.
Диалог состоит из реплик — слов участников разговора.
— Ты не забыла о нашем разговоре?
— Нет, конечно, помню.
— Я рада.
Диалог как дословная форма передачи слов говорящих имеет свои особенности:
1. Он чаще всего используется в разговорном и художественных стилях. Именно в них присутствует ощущение присутствия героев в тексте, их общения, взаимодействия. А без диалога этого не передать.
2. В нём используются преимущественно простые предложения, в том числе — неполные. Это обусловлено тем, что живая речь отличается быстротой, динамичностью, быстрой передачей информацией. Содержание речи понимается благодаря полным предложениями, а неполные чаще всего подтверждают или опровергают информацию. Без пояснения, содержащегося в предыдущей реплике, последующую понять сложно.
Сравним два текста и определим, какой из них более приближен к специфике диалогической речи.
Текст 1.
— Ты прочла те книги, что я занёс вчера?
— Я ещё не прочла те книги, что ты занёс вчера.
— А какое у тебя впечатление об уже прочитанных?
— У меня сложилось положительное впечатление: я зачитываюсь по вечерам, после работы.
Текст 2.
— Ты прочла те книги, что я занёс вчера?
— Ещё нет.
— А какое впечатление об уже прочитанных?
— Положительное. Зачитываюсь по вечерам, после работы.
Несложно понять, что второй текст более динамично, без использования излишних языковых средств передаёт ту же информацию, что и первый. Однако для прочтения первого потребуется больше времени, да и полные ответы в репликах создают впечатление учебных ответов, но никак не спонтанной формы речи.
Постановка знаков препинания при диалоге схожа с пунктуацией при прямой речи. Обозначения при составлении схемы следующие:
А — слова автора;
Р — реплика.
1. После реплики нет слов автора:
— Р.
— Р!
— Р?
— Р…
2. После реплики стоят слова автора:
— Р, — а.
— Р! — а.
— Р? — а.
— Р… — а.
3. Если к реплике присоединяется следующая, добавляющаяся словами автора «дополнил», «продолжил» и т. д., то после слов автора ставится двоеточие. В остальных случаях — точка.
— Р, — а: —Р.
— Р! – а. — Р.
4. Если реплика прерывается словами автора, то знаки будут следующими:
— Р, — а. — Р.
— Р? – а, — р.
Различие лишь в том, что при диалоге каждая реплика пишется с новой строки и в начале стоит тире, без кавычек. Сравним примеры с прямой речью и диалогом.
«Какая сегодня замечательная всё-таки погода, — проговорила Анна. — Ветер такой ласковый, солнце радушное, небо просто светится». Она улыбнулась, а потом спросила Игоря: «Что же ты молчишь? Не согласен?». Он, выныривая из глубокого мысленного погружения, проговорил вместе со вздохом: «Да, замечательная».
— Какая сегодня замечательная всё-таки погода, — проговорила Анна. — Ветер такой ласковый, солнце радушное, небо просто светится.
Она улыбнулась, а потом спросила Игоря:
— Что же ты молчишь? Не согласен?
Он выныривая из глубокого мысленного погружения, проговорил вместе со вздохом:
— Да, замечательная.
При подробном рассмотрении двух текстов можно понять, что пунктуация при диалоге и прямой речи достаточно похожа.
Однако, помимо отсутствия кавычек, наличия реплик, пишущихся с новой строки, важно заметить, что самостоятельное предложение, содержащее авторский текст, следует писать с нового абзаца.
Приведём пример и составим схему диалога.
— Заметьте, вы сами начали этот разговор, а теперь злитесь! — произнесла она с досадой.
— Я злюсь на самого себя, на свою нелепую неуверенность.
— Р! — а.
— Р.
Порой в тексте диалог перемежается несобственно-прямой речью: внутренним диалогом героя — его мыслями. В этом случае используется прямая речь, оформляемая по её правилам, то есть в кавычках.
— А теперь составляем схему, используя содержимое учебника, — пояснила нам учитель.
Мы взялись шуршать страницами алгебры. «Интересно, мама не забыла о своём обещании?» — мою голову занимали совсем другие мысли.
Важно отличать подобный вид прямой речи и не путать его с диалоговыми.
Расставим знаки препинания в предложениях с диалогом, а также составим схемы.
Уважаемые слушатели! Обратите внимание на презентацию, на ней содержится зашифрованная информация, которая раскроет тему дальнейшего сообщения. О чём идёт речь? спросил преподаватель.
Животные!
Млекопитающие!
Животный мир! догадка оказалась верной.
— Уважаемые слушатели! Обратите внимание на презентацию, на ней содержится зашифрованная информация, которая раскроет тему дальнейшего сообщения. О чём идёт речь? — спросил преподаватель.
— Животные!
— Млекопитающие!
— Животный мир! — догадка оказалась верной.
— Р? — а.
— Р!
— Р!
— Р! — а.