БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Переходные и непереходные глаголы

Переходные и непереходные глаголы

Переходные и непереходные глаголы

Переходные и непереходные глаголы — тема, которая изучается в 6 классе, однако может встретиться и на экзамене. Чтобы без сомнений определить, к переходному или непереходному типу относится глагол, необходимо знать правило.

Понятие переходности и непереходности

Данная категория присуща глаголу и демонстрирует, способен ли он подсоединить к себе прямое дополнение. Прямым называется тот вид дополнения, в роли которого — существительное без предлога, означающее какой-либо объект действия (людей, предметы, животные и т. д.)

Специфика переходных глаголов

Когда действие глагола имеет прямое направление на какой-либо объект либо предмет, такой глагол именуется переходным.

Они способны обозначать:

  • явление преобразования, возникновения или устранения объекта — построить веранду, стереть рисунок;

  • познание с помощью чувств — чувствовать озноб, слышать звук;

  • влияние на объект, не изменяющее его — стирать одежду; позвать друзей.

  • выражение отношения к объекту — поддерживать клиента, признавать первенство.

Действие, которое выражает переходный глагол, предполагает существование какого-либо объекта. В роли объекта способно быть:

1. Существительное либо местоимение в винительном падеже без предлога:

  • редактировать (что?) статью;

  • гладить (кого?) кота.

2. Существительным в родительном падеже, выражающем часть от чего-либо целого:

  • съел (чего?) пирога, (чего?) холодца, (чего?) картофеля;

  • привёз (чего?) кефира, (чего?) свёклы, (чего?) яиц.

3. Существительным или местоимением в родительном падеже при сказуемом с отрицательной частицей:

  • не считал (чего?) денег;

  • не сознавал (чего?) вины.

Страдательные причастия прошедшего времени, обозначающие признак предмета, образуются именно от переходных глаголов. На их признак воздействует иной предмет:

  • подбить самолёт — подбитый врагом самолёт;

  • очистить грязь — очищенная хозяйкой грязь.

Отличительные черты непереходных глаголов

Если глагол обозначает действие, не способное быть направленным на какой-либо предмет, то он называется непереходным.

Непереходные глаголы обозначают такие действия, которые не могут быть направлены на какой-то предмет. Прямое дополнение с такими глаголами употребляться не может:

  • размышлять (о чём?) об экзамене;

  • хвалиться (чем?) достижениями.

Непереходные глаголы могут означать:

  • физическое или психическое состояние, нахождение в пространстве — мчаться, обидеться, бегать;

  • непрофессиональные или профессиональные занятия — ябедничать, слесарничать;

  • обретение качеств или их выявление — расти, стариться, худеть.

Важно запомнить: возвратность и переходность в глаголе сочетаться не могут. Следовательно, возвратный глагол — только непереходный.

Непереходные глаголы используются с местоимениями или существительными как без предлогов, так и с ними в формах:

1. Родительного падежа:

●      избавиться (от чего?) от долгов;

●      пробегать (мимо чего?) мимо парка.

2. Дательного падежа:

●      готовить (кому?) папе;

●      помочь (кому?) сестре.

3. Винительного падежа с предлогом:

●      ворваться (во что?) в зал;

●      верить (в кого?) в себя.

4. Творительного падежа:

●      любоваться (кем?) сыном;

●      присоединить (чем?) скобой.

5. Предложного падежа:

●      основываться (на чём?) на предположениях;

●      очутиться (в чём?) в сказке.

Устанавливаем переходность глагола

С целью точного понимания переходный или непереходный перед вами глагол, следует запомнить несколько отличительных признаков:

  1. Возвратный глагол — только непереходный глагол (огорчаться, забираться).

  2. Непереходные глаголы в винительном падеже способны быть только с предлогом (поспорить из-за доклада, пересесть на другое место).

  3. Переходные глаголы с существительными в винительном и родительном падежах могут употребляться только без предлога: (записать интервью, ремонтировать троллейбус).

Составим простой алгоритм для определения изучаемой в данной статье категории:

 Признаки переходности глагола

Практическое закрепление темы

А теперь попробуем применить знания, данные в статье. Определим категорию переходности/непереходности в следующих глаголах: закрепить знания, верить в силу, думать о выступлении, заполнить документы, нежиться в постели.

  • закрепить (что?) знания — винительный падеж с отсутствием предлога — переходный глагол;

  • верить (во что?) в силу — винительный падеж с предлогом — непереходный глагол;

  • думать (о чём?) о выступлении — предложный падеж — непереходный глагол;

  • заполнить (что?) документы — винительный падеж с отсутствием предлога — переходный глагол;

  • нежиться (в чём?) в постели — возвратный глагол, предложный падеж — непереходный глагол.

Переходные и непереходные глаголы определяются с лёгкостью тогда, когда есть чёткое запоминание правила.Схема, приведённая в статье, также направлена на поэтапное определение данной категории у глаголов.