БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервича "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow

Аллитерация

Аллитерация – это стилистический приём, заключающийся в повторении одинаковых или сходных согласных звуков в ряде слов. Аллитерация широко используется в поэзии, прозе и риторике для создания звукового рисунка, который усиливает эмоциональное воздействие на читателя и помогает передать особое настроение. Этот приём особенно важен при анализе художественных текстов, в том числе на ЕГЭ, где знание и умение распознавать аллитерацию помогает при разборе средств выразительности.

Понятие и функции аллитерации

Аллитерация – это повторение согласных звуков в близко расположенных словах. Она служит для создания звукового эффекта, который подчеркивает смысл или настроение текста. В стихах и прозе аллитерация помогает сделать текст более выразительным, придавая ему ритмичность и звучность.

Основные функции аллитерации:

  1. Эмоциональная: усиливает эмоциональное восприятие текста, помогает передать радость, грусть, тревогу и другие чувства.

  2. Звуковая образность: позволяет передать звуковые ассоциации, создавая образы и картины в воображении читателя.

  3. Ритмическая организация: помогает выстроить ритм в строках стихотворения или прозы, делая текст более запоминающимся.

  4. Акцентуация: выделяет ключевые слова или идеи, на которых автор хочет сфокусировать внимание читателя.


Правила и особенности использования аллитерации

  1. Чёткое следование звуковому рисунку – согласные звуки должны повторяться ритмично и гармонично.

  2. Использование аллитерации для смыслового усиления – повтор согласных звуков должен подчеркивать настроение или главную идею текста.

  3. Избегание избыточности – важно использовать аллитерацию умеренно, чтобы текст не стал перегруженным.


Русский язык-таблица выразительных средств фонетики

Аллитерация на ЕГЭ

На ЕГЭ аллитерация может встречаться в заданиях, связанных с анализом поэтических и художественных текстов. Умение находить аллитерацию и понимать её функцию помогает при выполнении заданий на определение средств выразительности и стилистический анализ текста. Аллитерация часто используется для создания звуковой образности, и важно уметь оценивать, как этот приём помогает передать эмоции и создать образы.

Советы по подготовке к ЕГЭ:

  1. Практикуйтесь в поиске аллитерации в стихотворениях и художественных текстах.

  2. Учитесь определять, какое настроение передаёт аллитерация и как она влияет на восприятие текста.

  3. Запоминайте, что аллитерация может быть не только на начальных звуках слов, но и на других согласных, повторяющихся в строке.


Примеры аллитерации

  1. Повторение звука «р»

    • «Гроза гремела, рвалось ревенье грома».

  2. Повторение звука «с»:  

    • «Сквозь серые стены снега светится свет».

  3. Повторение звука «п»:  

    • «По полям побежали пушистые облака».

  4. Повторение звука «ш»:  

    • «Шумит, шуршит широкая шёлковая шаль».

  5. Повторение звука «м»:  

    • «Медленно мчится молчаливая мгла».


Упражнения для закрепления

Упражнение 1. Определите аллитерацию в предложении и её функцию

  1. «Ветер воет в вечной вьюге».

  2. «Тихо трепещут тени деревьев».

  3. «Серебристый свет слетает с сосен».

  4. «Гремит гром, грозой горя».

  5. «Плывут по небу пушистые облака».

Ответы:

  1. Звук «в» – создаёт ощущение вьюги и бесконечного ветра.

  2. Звук «т» – передаёт тихий шорох и движение теней.

  3. Звук «с» – создаёт образ мягкого света.

  4. Звук «г» – усиливает громкость и драматизм сцены.

  5. Звук «п» – подчёркивает лёгкость и плавность движения.


Упражнение 2. Найдите аллитерацию и опишите её эмоциональное воздействие

  1. «Шумит, шуршит широкий шелест листвы».

  2. «Бегут бурные потоки».

  3. «Река ревёт, рычит, разрываясь».

  4. «Звёзды зажглись, засияли златом».

  5. «Мир мерцает, молчит, манит».

Ответы:

  1. Звук «ш» – создаёт ощущение лёгкого шелеста и шороха.

  2. Звук «б» – передаёт стремительность и силу воды.

  3. Звук «р» – усиливает ярость и мощь реки.

  4. Звук «з» – подчёркивает сияние и таинственность звёзд.

  5. Звук «м» – создаёт ощущение спокойствия и тишины.


Упражнение 3. Определите, какие звуки создают аллитерацию в предложении

  1. «Сквозь снег сверкают светлые светлячки».

  2. «Ветер ворвался в вихрь».

  3. «Далёкий дом дрожит в дымке».

  4. «Буря бушует, бросая в брызги берега».

  5. «Мелкий моросящий дождь молчаливо падает».

Ответы:

  1. Звук «с».

  2. Звук «в».

  3. Звук «д».

  4. Звук «б».

  5. Звук «м».


Упражнение 4. Перепишите предложения, используя аллитерацию для усиления выразительности

  1. «В лесу было тихо и спокойно».

  2. «Далеко виднелась гора».

  3. «Море с шумом набегало на берег».

  4. «Река тихо текла».

  5. «Деревья шумели от ветра».

Возможные ответы:

  1. «В лесу царила глубокая, глухая тишина».

  2. «Далёкая гора громоздилась на горизонте».

  3. «Море мощно мчалось к мокрым берегам».

  4. «Река ровно и ритмично ревела».

  5. «Деревья шуршали, шелестели от сильного ветра».


Упражнение 5. Определите функцию аллитерации в предложении

  1. «Буря бушевала, бросая в брызги берег».

  2. «Тихий туман тянулся над тенистым полем».

  3. «Свет луны скользит сквозь сосны».

  4. «Мороз морозил малые речушки».

  5. «Пламя пляшет, потрескивает, пылает».

Ответы:

  1. Усиливает образ силы и мощности бури.

  2. Передаёт мягкость и туманное движение.

  3. Создаёт ощущение таинственности и спокойствия.

  4. Подчёркивает холод и ледяную природу мороза.

  5. Звук «п» передаёт движение и динамику огня.


Заключение

Аллитерация является важным средством выразительности в русском языке, которое помогает сделать текст более запоминающимся, эмоциональным и ярким. На ЕГЭ знание этого приёма помогает при выполнении заданий по анализу художественного текста, где требуется оценить, как звуковые элементы усиливают настроение и образность произведения.