Аллитерация – это стилистический приём, заключающийся в повторении одинаковых или сходных согласных звуков в ряде слов. Аллитерация широко используется в поэзии, прозе и риторике для создания звукового рисунка, который усиливает эмоциональное воздействие на читателя и помогает передать особое настроение. Этот приём особенно важен при анализе художественных текстов, в том числе на ЕГЭ, где знание и умение распознавать аллитерацию помогает при разборе средств выразительности.
Аллитерация – это повторение согласных звуков в близко расположенных словах. Она служит для создания звукового эффекта, который подчеркивает смысл или настроение текста. В стихах и прозе аллитерация помогает сделать текст более выразительным, придавая ему ритмичность и звучность.
Эмоциональная: усиливает эмоциональное восприятие текста, помогает передать радость, грусть, тревогу и другие чувства.
Звуковая образность: позволяет передать звуковые ассоциации, создавая образы и картины в воображении читателя.
Ритмическая организация: помогает выстроить ритм в строках стихотворения или прозы, делая текст более запоминающимся.
Акцентуация: выделяет ключевые слова или идеи, на которых автор хочет сфокусировать внимание читателя.
Правила и особенности использования аллитерации
Чёткое следование звуковому рисунку – согласные звуки должны повторяться ритмично и гармонично.
Использование аллитерации для смыслового усиления – повтор согласных звуков должен подчеркивать настроение или главную идею текста.
Избегание избыточности – важно использовать аллитерацию умеренно, чтобы текст не стал перегруженным.
Аллитерация на ЕГЭ
На ЕГЭ аллитерация может встречаться в заданиях, связанных с анализом поэтических и художественных текстов. Умение находить аллитерацию и понимать её функцию помогает при выполнении заданий на определение средств выразительности и стилистический анализ текста. Аллитерация часто используется для создания звуковой образности, и важно уметь оценивать, как этот приём помогает передать эмоции и создать образы.
Практикуйтесь в поиске аллитерации в стихотворениях и художественных текстах.
Учитесь определять, какое настроение передаёт аллитерация и как она влияет на восприятие текста.
Запоминайте, что аллитерация может быть не только на начальных звуках слов, но и на других согласных, повторяющихся в строке.
Повторение звука «р»:
«Гроза гремела, рвалось ревенье грома».
Повторение звука «с»:
«Сквозь серые стены снега светится свет».
Повторение звука «п»:
«По полям побежали пушистые облака».
Повторение звука «ш»:
«Шумит, шуршит широкая шёлковая шаль».
Повторение звука «м»:
«Медленно мчится молчаливая мгла».
Упражнение 1. Определите аллитерацию в предложении и её функцию
«Ветер воет в вечной вьюге».
«Тихо трепещут тени деревьев».
«Серебристый свет слетает с сосен».
«Гремит гром, грозой горя».
«Плывут по небу пушистые облака».
Ответы:
Звук «в» – создаёт ощущение вьюги и бесконечного ветра.
Звук «т» – передаёт тихий шорох и движение теней.
Звук «с» – создаёт образ мягкого света.
Звук «г» – усиливает громкость и драматизм сцены.
Звук «п» – подчёркивает лёгкость и плавность движения.
Упражнение 2. Найдите аллитерацию и опишите её эмоциональное воздействие
«Шумит, шуршит широкий шелест листвы».
«Бегут бурные потоки».
«Река ревёт, рычит, разрываясь».
«Звёзды зажглись, засияли златом».
«Мир мерцает, молчит, манит».
Ответы:
Звук «ш» – создаёт ощущение лёгкого шелеста и шороха.
Звук «б» – передаёт стремительность и силу воды.
Звук «р» – усиливает ярость и мощь реки.
Звук «з» – подчёркивает сияние и таинственность звёзд.
Звук «м» – создаёт ощущение спокойствия и тишины.
Упражнение 3. Определите, какие звуки создают аллитерацию в предложении
«Сквозь снег сверкают светлые светлячки».
«Ветер ворвался в вихрь».
«Далёкий дом дрожит в дымке».
«Буря бушует, бросая в брызги берега».
«Мелкий моросящий дождь молчаливо падает».
Ответы:
Звук «с».
Звук «в».
Звук «д».
Звук «б».
Звук «м».
Упражнение 4. Перепишите предложения, используя аллитерацию для усиления выразительности
«В лесу было тихо и спокойно».
«Далеко виднелась гора».
«Море с шумом набегало на берег».
«Река тихо текла».
«Деревья шумели от ветра».
Возможные ответы:
«В лесу царила глубокая, глухая тишина».
«Далёкая гора громоздилась на горизонте».
«Море мощно мчалось к мокрым берегам».
«Река ровно и ритмично ревела».
«Деревья шуршали, шелестели от сильного ветра».
Упражнение 5. Определите функцию аллитерации в предложении
«Буря бушевала, бросая в брызги берег».
«Тихий туман тянулся над тенистым полем».
«Свет луны скользит сквозь сосны».
«Мороз морозил малые речушки».
«Пламя пляшет, потрескивает, пылает».
Ответы:
Усиливает образ силы и мощности бури.
Передаёт мягкость и туманное движение.
Создаёт ощущение таинственности и спокойствия.
Подчёркивает холод и ледяную природу мороза.
Звук «п» передаёт движение и динамику огня.
Аллитерация является важным средством выразительности в русском языке, которое помогает сделать текст более запоминающимся, эмоциональным и ярким. На ЕГЭ знание этого приёма помогает при выполнении заданий по анализу художественного текста, где требуется оценить, как звуковые элементы усиливают настроение и образность произведения.