Архаизмы – это слова или выражения, вышедшие из активного употребления и заменённые новыми, более современными формами. Тем не менее, они сохраняют своё значение и продолжают использоваться в определённых стилях речи и литературных произведениях. Архаизмы помогают передать особую атмосферу, подчеркнуть историческую эпоху или придать речи торжественность. На ЕГЭ архаизмы могут встречаться в текстах, требующих лексического анализа, в заданиях на смысловое толкование и при разборе историко-культурного контекста.
Архаизмы – это устаревшие слова, которые больше не употребляются в повседневной речи и заменены другими. Они сохраняются в литературных, церковных текстах и придают речи выразительность. Архаизмы делятся на несколько категорий в зависимости от степени и причины устаревания, а также от характера их использования в современном языке.
Функции архаизмов:
Стилистическая: подчёркивают торжественность и официальность стиля, используются в художественных произведениях.
Историческая: помогают создать исторический фон в произведении, передать атмосферу определённой эпохи.
Культурная: сохраняют элементы культуры и традиций, встречаются в текстах на религиозную или философскую тематику.
Лексические архаизмы — это слова, которые устарели как единицы лексики и были заменены другими.
Примеры: «ланиты» (щёки), «вежды» (веки), «чело» (лоб).
Семантические архаизмы – слова, которые в современном языке изменили своё значение, но старое значение ещё встречается в текстах.
Примеры: «радио» (в значении радиопередача, в современном языке чаще – устройство).
Фонетические архаизмы – слова, сохранившие старую орфографию или фонетические особенности.
Примеры: «сияние» в значении сияние (старое написание сохраняется в редких случаях).
Морфологические архаизмы – слова, которые имеют устаревшие формы склонения, спряжения.
Примеры: «пясть» вместо «рука», «персть» вместо «земля».
Синтаксические архаизмы – конструкции, в которых используется устаревший порядок слов или тип фразы.
Пример: «Вещать ему добро», где «вещать» значит говорить.
На ЕГЭ архаизмы встречаются в текстах на анализ лексического состава и в заданиях на выявление выразительных средств, где необходимо понять, почему автор использует старинные слова и как они влияют на восприятие текста. Правильное понимание архаизмов помогает справиться с вопросами на анализ стиля, смысловых оттенков текста и исторического контекста.
Изучите основные архаизмы, которые часто встречаются в литературе и текстах.
Понимайте исторические и культурные оттенки архаизмов.
Практикуйтесь с текстами, в которых используются архаизмы, чтобы уметь распознавать и интерпретировать их.
Упражнение 1. Определите значение архаизма и найдите его современный аналог
чело
ланиты
перст
десница
око
Ответы:
чело – лоб
ланиты – щеки
перст – палец
десница – правая рука
око – глаз
Упражнение 2. Вставьте подходящее слово вместо архаизма
Он поднял ____(чело) и взглянул на небо.
По её ____(ланиты) скатилась слеза.
Он показал на дверь своим ____(перст).
В его ____(око) загорелся огонь решимости.
Протяни мне свою ____(десница).
Ответы:
лоб
щекам
пальцем
глазу
правую руку
Упражнение 3. Определите вид архаизма в каждом слове
ланиты
сияние
радиостанция
перст
вещать
Ответы:
ланиты – лексический архаизм
сияние – фонетический архаизм
радиостанция – семантический архаизм
перст – лексический архаизм
вещать – синтаксический архаизм
Упражнение 4. Найдите архаизмы в предложении и объясните их значение
Взошло красно солнышко над ликом земли.
Выйди ко мне, златовласая девица, на крылечко.
На челе его был отпечаток забот.
О блаженные минуты тишины!
И застыл он, протянув десницу, ожидая ответа.
Ответы:
лик – лицо.
златовласая – золотистые волосы.
чело – лоб.
блаженные – благословенные, прекрасные.
десница – правая рука.
Упражнение 5. Найдите архаизмы и замените их современными словами
Он подошёл к окну и взглянул на мир сквозь мутное око.
Ланиты её порозовели от смущения.
Блаженные сны окружили его ночью.
Перст его указывал на гору.
На челе его застыла мудрость веков.
Ответы:
око – глаз.
ланиты – щеки.
блаженные – прекрасные.
перст – палец.
чело – лоб.
Архаизмы помогают обогатить текст, создавая особую атмосферу и подчеркивая эпоху или стиль произведения. На ЕГЭ знание архаизмов полезно для выполнения заданий на лексический и синтаксический анализ текста, где важно уметь различать старинные и современные слова, понимать их значения и функции.