Каждое слово несёт в себе определённое семантическое наполнение, иначе говоря, оно имеет значение. Например, слово «стол» означает предмет мебели, назначение которого может быть разным: расположение посуды, швейных принадлежностей, выполнение работы за компьютером и столярным станком. Помимо значения, слово наделено грамматическим набором, присущим ему и иным словам. Например, слова «стол», «яма», «сила» обладают категориями рода, числа, склонения, способны изменяться по падежам. По наличию лексико-грамматических категорий выделяют части речи. Поговорим о них подробнее.
Самостоятельные (знаменательные) части речи включают:
имя существительное;
имя прилагательное;
имя числительное;
глагол и его формы;
наречие;
местоимение;
категория состояния.
Самостоятельными они называются по той причине, что наделены лексическим значением, могут употребляться отдельно друг от друга, быть членом предложения.
Часть речи |
Что обозначает |
Вопросы |
Примеры |
Имя существительное |
предметное значение |
кто? что? |
стул, лампа, гости, сандалии. |
Имя прилагательное |
предметный признак, свойство либо принадлежность признака предмету |
какой? какое? какие? какая? |
одарённый, уютное, лучезарное. |
Имя числительное |
количество, а также порядок предметов при счёте |
который? сколько? |
шестой, одна восьмая, тридцать пятый |
Местоимение |
не называет лицо, число, признак или количество, а только указывает на них |
— |
ты, наш, кто-то, некоторый |
Глагол |
состояние предмета как процесс или действие |
что делать? что сделать? |
думай, слушаем, отбросили. |
Причастие |
проявляющийся только во времени признак по действию |
что делающий? какой? |
описываемое изображение, решённая задача, встретивший друг |
Деепричастие |
добавочное действие по отношению к главному, выраженному глаголом-сказуемым |
что делая? что сделав? |
подметая, сравнивая, забрав, решив |
Наречие |
признак действия, другого признака, признак предмета |
как? где? откуда? зачем? |
быстро, откуда, почему-то, нарочно. |
Категория состояния (предикатив) |
состояние животных, среды, человека, природы. |
как? каково? |
холодно, промозгло, больно. |
Служебные части речи не обладают лексическим значением, не являются наименованием каких-либо качеств, действий, свойств. Их ещё называют незнаменательными. Эти части речи служат для выражения отношений между объектами действительности (знаменательными словами) и явлениями. Употребляются только вместе с ними, членами предложения являться не могут и не изменяются.
К ним относят:
частицу;
предлог;
союз.
Часть речи |
Для чего служит |
Примеры |
Предлог |
выражает зависимость прилагательного, числительного, существительного и местоимения от других слов в различных синтаксических единицах (предложении и словосочетании). |
к реке, за озером, благодаря таланту |
Союз |
соединяет однородные члены, части сложного предложения |
потому что, тоже, зато |
Частица |
вносит различные смысловые оттенки, образует формы слов |
ни, то-то, вряд ли, как будто |
Особняком среди знаменательных и служебных частей речи стоит междометие. Оно выражает эмоции, состояния, не называя их:
ой-ой-ой!
ах;
батюшки.
Определите все части речи в тексте.
Началась очередная встреча героя со сказками. Он не спеша выбрал одну книгу, дотянувшись с маленького детского стула. Затем внимательно оглядел обложку с двух сторон. Мальчик никогда не торопился начать чтение. Но вот иллюстрация рассмотрена и название обдумано. Пора начинать путешествие.
Правильные ответы
Началась (глаг.) очередная (прилаг.) встреча (существ.) героя (существ.) со (предл.) сказками (существ.). Он (местоим.) не (част.) спеша (нареч.) выбрал (глаг.) одну (числит.) книгу (существительное), дотянувшись (дееприч.) с (предл.) маленького (прилагат.) детского (прилагат.) стула (существ.). Затем (нареч.) внимательно (нареч.) оглядел (глаг.) обложку (существ.) с (предл.) двух (числит.) сторон (существ.). Мальчик (существ.) никогда (нареч.) не (част.) торопился (гл.) начать (глаг.) чтение (существ.). Но (союз) вот (част.) иллюстрация (существ.) рассмотрена (причаст.) и (союз) название (существ.) обдумано (причаст.). Пора (катег. сост.) начинать (глаг.) путешествие (существ.).