БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow

Деепричастие

В начале XVII века Мелетий Смотрицкий впервые ввёл понятие «деепричастие». С тех пор эта форма глагола или самостоятельная часть речи используется в разных стилях. Грамматические признаки каких частей речи совмещены в деепричастии, каким способом оно может образовываться, объясним в статье.

Что такое деепричастие

Деепричастием называют особую форму глагола или самостоятельную часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выражаемом глаголом. 

Примеры деепричастий:

●      наклонившись;

●      читая;

●      собрав;

●      крася.

Деепричастие соединяет в себе признаки наречия и глагола. Рассмотрим их детальнее.

Грамматические признаки деепричастия

Среди признаков глагола у данной части речи выделяют:

1.     Возвратность.

Возвратным является деепричастие, имеющее постфикс -ся/-сь:

Постфикс    

2.     Переходность.

Переходным будет деепричастие, если оно соединяется с местоимениями или существительными в винительном падеже без предлога:

●      редактируя (что?) сочинение, встретив (кого?) маму — переходные деепричастия;

●      платя (чем?) картой, говорить о (о чём?) картине — непереходные деепричастия.

3.     Вид.

Деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида. Простым методом определения этого признака может быть правильно заданный вопрос. Если в вопросе есть приставка «с» — вид совершенный. В случае её отсутствия — несовершенный. 

  • (что делая?) поставляя товар, (что делая?) чистя ковёр, (что делая?) корректируя набросок — примеры деепричастий несовершенного вида;

  • (что сделав?) поставив товар, (что сделав?) почистив ковёр, (что сделав?) нарисовав набросок — примеры деепричастий совершенного вида.

Деепричастие обладает такими признаками наречия, как:

1.     Неизменяемость. Деепричастие нельзя просклонять или проспрягать. У него отсутствует окончание.

2.     Деепричастие примыкает к личным формам глаголам, реже — к инфинитиву:

  • Студенты делали ремонт, (как?) экономя.

  • Учить (как?), не понимая, очень тяжело.

3. Деепричастие отвечает на вопросы: как? каким образом?

4. Эта часть речи в предложении выполняет роль обстоятельства.

Вздохнув, врач принялась объяснять всё заново.


Образование деепричастий

Способ образования данной части речи зависит от того, какой вид оно будет иметь.

Деепричастия несовершенного вида образуются:

1. От основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов -а/-я:

Суффикс

2. От основы инфинитива (глаголы с суффиксом -ва-):

Суффикс

Отдельные глаголы не могут образовать деепричастия (берегут, рвут, толкут, бьют и другие).

Деепричастия совершенного вида образуются:

1. От основы инфинитива (либо прошедшего времени) с помощью суффиксов -в/-вши/-ши:

Суффикс

2. От основы будущего времени с помощью суффиксов –а/-я (от некоторых глаголов): 
Деепричастие


Синтаксическая функция деепричастия

В статье уже было замечено: деепричастие присоединяется к глаголу, обозначающему главное действие, и выражает добавочное:

Засмеявшись, мальчик замолчал.

Мальчик что делал? (замолчал). Замолчал (что делая при этом?) засмеявшись.

Если к деепричастию присоединяются зависимые слова, такая конструкция называется деепричастным оборотом.

Громко засмеявшись, мальчик замолчал. Засмеявшись (как?) громко.

Деепричастие, как и деепричастный оборот, в предложении будет являться обстоятельством (подчёркиваем пунктирной линией с точкой).

Изготовив новые карточки, учитель раздал их ученикам.

Проверив, она выставила оценки.

В предложении деепричастие обособляется запятыми, за исключением следующих случаев:

1. Деепричастие перешло в ряд наречий и уже не несёт смысл добавочного действия (шутя, стоя, лёжа, смеясь):

Он лёжа наблюдал за происходящим.

2. Деепричастный оборот является фразеологизмом (не покладая рук, повесив нос, скрепя сердце и другие):

Солдаты загружали вагоны не покладая рук.


Практическое закрепление темы

Обобщите и проверьте знания, усвоенные из статьи. Найдите в тексте все деепричастия, выпишите их с зависимыми словами (при наличии). Определите вид, переходность, возвратность деепричастий.

Весна в этом году выдалась совсем недружной, показывая свой характер. То стояли невысокие морозы, сменяясь на совсем небольшой плюс днём. Потом тёплые деньки стали постоянными обитателями. Природа ожила, закружившись в своём сезонном танце. Прилетели птицы, зажурчали, подпрыгивая, ручьи. В воздухе появился, маня, запах ожившего, нового и радостного.

Проверяем:

●      показывая характер (несовершенный вид, переходное, невозвратное);

●      сменяясь на плюс (несовершенный вид, непереходное, возвратное);

●      закружившись в танце (совершенный вид, непереходное, возвратное);

●      подпрыгивая (несовершенный вид, непереходное, невозвратное);

●      маня (несовершенный вид, переходное, невозвратное).