БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow

Деепричастный оборот

<p>
</p>
<p>
     Деепричастие является особой формой глагола, обозначающей добавочное действие при основном, выраженном глаголом. При соединении деепричастия с зависимыми от него словами образуется деепричастный оборот. Сравним два предложения.
</p>
<blockquote>
    <ul>
        <li>
        <blockquote>
            <p>
<i>Мария, смеясь, вспомнила сегодняшний диалог</i>
            </p>
        </blockquote>
</li>
        <li>
        <blockquote>
            <p>
<i>Мария, громко смеясь, вспомнила сегодняшний диалог.</i>
            </p>
        </blockquote>
</li>
    </ul>
    <blockquote>
        <p>
             В обоих предложениях присутствует деепричастие <i>смеясь</i>, только во втором к нему присоединяется зависимое слово: <i>смеясь </i>(как?)<i> громко.</i>
            Такая конструкция и называется деепричастным оборотом.
        </p>
    </blockquote>
</blockquote>
<p>
     Деепричастный оборот в предложении выполняет синтаксическую роль обстоятельства.
</p>
<p>
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
<i>Учитель, <u>проверяя стопку тетрадей,</u> очень устал.</i>
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
<i><u>Войдя в аудиторию,</u></i><i> она громко поздоровалась со студентами.</i>
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
<i><u>Закончив читать роман</u></i><i>, Ксения выглянула в окно.</i>
    </p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
</p>
<h2>
Отличие деепричастного оборота от причастного </h2>
<p>
     Так как деепричастие и причастие — особые формы глагола, нередко возникает сложность, как отличить деепричастный и причастный обороты. Для этого необходимо запомнить несколько простых признаков различия:
</p>
<p>
     1. Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами. Вопрос к причастному обороту ставится от определяемого слова, выраженного именем существительным, личным местоимением. В предложении он может быть обособленным или необособленным определением.
</p>
<p>
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
          <i>Коробка </i>(какая?), <i><u>украшенная розовым бантом,</u> была в руках девочки. </i>
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
<i><u>Написанная художником</u></i><i> картина </i>(какая?) <i>поражала своей красотой.</i>
    </p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
     2. Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми от него словами. Вопрос к деепричастному обороту задаётся от определяемого слова, выраженного глаголом-сказуемым. В предложении деепричастный оборот выполняет роль обстоятельства.
</p>
<blockquote>
    <p>
    </p>
    <ul>
        <li>
        <p>
<i>Птица упорхнула</i> (что сделав?), <i><u>громко вскрикнув</u></i>. 
        </p>
</li>
        <li>
        <p>
<i>Скользя по льду, я старалась не упасть </i>(что делая?)<i>.</i>
        </p>
</li>
    </ul>
    <p>
         Чтобы определить, есть ли в предложении причастный или деепричастный оборот, а также найти его, необходимо:
    </p>
</blockquote>
<p>
     1. Вспомнить суффиксы: 
</p>
<p>
</p>
<ul style="text-align: left;">
    <li>
    <p>
         причастий: - ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, вш-,-ш- и другие;
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
         деепричастий: -учи, -а, -я.
    </p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
     2. Найти определяемое слово, от которого ставится вопрос к причастию или деепричастию.
</p>
<p>
<i>Книга</i> (что?), <i><u>прочитанная учеником,</u> лежала на столе.</i>
</p>
<p>
      <i><u>Прочитав книгу</u>, ученик </i>(что сделал?)<i>  положил её на стол</i>.
</p>
<p>
     3. Найти при наличии зависимые слова, указывающие, что перед нами — причастный или деепричастный оборот.
</p>
<p>
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
<i>Книга</i>, <i><u>прочитанная </u></i>(кем?)<i><u> учеником,</u> лежала на столе.</i>
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
          <i><u>Прочитав </u></i>(что?)<i><u> книгу</u>, ученик положил её на стол</i>.
    </p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
     4. Поставить правильный вопрос к найденной конструкции.
</p>
<p>
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
<i>Книга</i>, <i><u>прочитанная учеником </u></i>(какая?),<i> лежала на столе.</i>
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
          <i><u>Прочитав книгу </u></i>(что сделав?),<i> ученик </i>(что сделал?)<i>  положил её на стол</i>.
    </p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
     В первом предложении конструкция <i>прочитанная учеником</i> является причастным оборотом, который стоит после определяемого слова книга. Во втором <i>прочитав книгу</i> — деепричастный оборот, который стоит перед глаголом-сказуемым словом <i>положил</i>.
</p>
<h2>
Пунктуация при деепричастном обороте </h2>
<p>
     Деепричастные обороты, как и одиночные деепричастия, выделяются на письме запятыми. Предложения с деепричастным оборотом называют осложнёнными обособленным обстоятельством. 
</p>
<p>
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
<i>Она протянула мне дрожащую руку, немного смущаясь.</i>
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
<i>Проверяя задание, учитель исправляла ошибки.</i>
    </p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
     Однако пунктуация при деепричастном обороте имеет свои особенности.  
</p>
<p>
     Запятая не ставится:
</p>
<p>
     1. Между двумя деепричастными оборотами, связанными союзом <i>и</i>. 
</p>
<p>
</p>
<p>
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
<i>Освещая поляну и будя лесных жителей, солнце поднялось высоко в небе.</i>
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
<i>Костюм очень подходил ей, подчёркивая фигуру и оттеняя цвет волос.</i>
    </p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
     2. Если деепричастный оборот стоит после союза <i>а</i> (при других союзах — ставится).
</p>
<p>
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
<i>Мальчик побежал за мячом, <b>а поймав его</b>, быстро вернулся в строй.</i>
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
<i>Мы увидели,<b> что, поймав мяч</b>, мальчик вернулся в строй.</i>
    </p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
     3. Если деепричастный оборот — фразеологическое сочетание. Сравним:
</p>
<p>
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
<i>Мы работали <b>засучив рукава</b>. </i>
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
<b><i>Засучив рукава</i></b><i>, мама месила тесто.</i>
    </p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
<i>Страшно идти на улицу <b>на ночь глядя</b>.</i>
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
<i> <b>Глядя на ночное небо</b>, сестра запела.</i>
    </p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
     В первом и третьем предложениях обособления нет, так как <i>засучив рукава </i>и <i>на ночь глядя</i> — фразеологизмы. Во втором и четвёртом конструкции представляют собой деепричастные обороты, поэтому запятые необходимы. 
</p>
<h2>
Употребление деепричастий в речи </h2>
<p>
     Используя деепричастия в речи, мы повышаем её плотность, динамичность, сокращаем ненужные слова. В наше время стремительного темпа жизни деепричастия стали популярными в употреблении.
</p>
<p>
     Применять деепричастия и деепричастные обороты нужно грамотно. Иначе допускается довольно частая речевая ошибка — смешение добавочного и основного действий. Приведём несколько примеров:
</p>
<p>
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
<i>Не закрыв окно, в комнату влетел воробей.</i>
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
<i>Посоветовавшись с другом, было принято решение.</i>
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
<i>Приехав в Москву, передо мной возник ряд сложностей.</i>
    </p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
     Чтобы разобраться в ошибках, устранить их и не допускать их в своей речи, важно запомнить:
</p>
<p>
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
         основное действие — это действие глагола;
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
         добавочное действие — это действие, обозначенное деепричастием;
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
         оба они должны относиться к одному лицу.
    </p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
     Исправим ошибки в приведённых предложениях.
</p>
<p>
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
<i>Не закрыв окно, я увидел, как в комнату влетел воробей. </i>
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
<i>Посоветовавшись с другом, я принял решение.</i>
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
<i>Приехав в Москву, я почувствовал, как передо мной возник ряд сложностей.</i>
    </p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
</p>
<p>
<i>Я</i> (что сделал? что сделав?) — оба действия относятся к одному лицу. Теперь предложения понятны и грамматически верны.
</p>
<p>
</p>