БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2024 по профильной математике самостоятельно с помощью сервича "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow

Дополнение

Дополнение в русском языке

Синтаксический разбор предложения — это вид работы, который нередко используется на уроках. Чтобы правильно его сделать, важно знать каждый член предложения, его способы выражения, виды. Разберём, что такое дополнение и как оно определяется в тексте. 

Что такое дополнение

Дополнение — это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (родительного, дательного, винительного, творительного и предложного). Подчёркивается оно пунктирной линией:

Профессор рассказал (кому?) нам о (чём?) предстоящем зачёте.

В предложении дополнение чаще всего имеет связь со сказуемым или определением.

Способы выражения дополнения

Этот член предложения способен выражаться:

  • существительным:

Я приобрела (что?) интересную книгу.

  • неопределённой формой глагола:

Не забудь (что?) написать сочинение.

  •  словосочетанием, состоящем из существительного и количественного числительного:

Нужно купить (что?) два пирога.

  • местоимением:

Убедите (кого?) себя в правильности решения.

  • числительным в качестве существительного:

Я вижу в окне (кого?) троих.

  • причастием в качестве существительного:

(кого?) Опоздавших в зал не пустили.

наречием в значении существительного:

Он очень ждал (что?) завтра.

  • междометием в значении существительного:

Мы услышали (что?) ох да ах.

  • неделимым словосочетанием:

Не стоит оказывать ему (что?) медвежью услугу.

Виды дополнений

Существует прямое и косвенное дополнение.

Прямое дополнение использует переходной глагол. Оно способно быть выражено существительным или местоимением в винительном или родительном падеже без предлога. Приведём его примеры с использованием родительного падежа:

  • имеются частица ни, отрицательное наречие или местоимением, глагол с не, усиливающие отрицание

Никогда никому не доверял (что?) секреты.

  • дополнение выражается частью от целого:

Он насыпал (чего?) песку на колени.

  • дополнение выражено отвлечённым существительным:

Вечер не принёс (чего?) надежды.

Прямое дополнение способно быть выражено и с помощью винительного падежа:

  • конкретным существительным:

Почини (что?) стул, пожалуйста.

  •  находясь перед управляющим словом:

(что?) Ручку-то можно и отдать!

  • в составе конструкции: частица не + глагол личной форме + глагол в неопределённой форме + дополнение:

Не хотелось бы вспоминать (что?) обиды.

Остальные дополнения, не относящиеся к прямым, являются косвенными. Они могут выражаться:

  • существительным в форме винительного или родительного падежа с предлогами либо дательного, винительного, творительного, предложного:

Рисование (чем?) мелками — любимое занятие детей.

  • местоимениями:

У (кого?) иного и (чего?) этого не получается.

  • числительным в роли существительного:

О (чём?) пяти мы ещё не думали.

  • причастием в роли существительного:

Я увидел входившего.

  • неопределённой формой глагола:

Мама просила (что?) повторить номер.

словосочетаниями, состоящими из существительного и количественного числительного:

Ученики подготовили (что?) сообщение о (ком?) пяти режиссёрах.

  • наречием в роли имени существительного:

Нельзя всё время приплетать (что?) своё «когда-нибудь».

  • междометием в роли имени существительного:

(чем?) Громким «ой!» была прервана тишина в комнате.

  • неделимым словосочетанием:

Отец был (кем?) мастером на все руки.

Практическое задание

Чтобы закрепить знания о дополнении, выполним упражнение. Необходимо найти дополнение, подчеркнуть его, определить способ выражения, затем определить вид.

1. Рыбак ловил сетью мелководного карася.

2. Студент думал о произошедшем.

3. Двенадцать делится на четыре.

4. Все стали просить повторить.

5. Вчера не похоже на сегодня.

 

1. Рыбак ловил (чем?) сетью мелководного карася. Дополнениями являются слова «сетью», «карася». Оба выражены именами существительными.

2. Студент думал о (чём?) произошедшем. Подчёркиваем пунктирной линией слово «о произошедшем», выражено причастием.

3. Двенадцать делится на (что?) четыре. Дополнение — слово «четыре», является числительным.

4. Все стали просить (что?) повторить. Повторить — дополнение, выражено инфинитивом.

5. Вчера не похоже на (что?) сегодня. Сегодня — наречие, выполняет роль дополнения.

Важно запомнить способы выражения дополнения, чтобы без труда находить его при синтаксическом разборе.