Синтаксический разбор предложения — это вид работы, который нередко используется на уроках. Чтобы правильно его сделать, важно знать каждый член предложения, его способы выражения, виды. Разберём, что такое дополнение и как оно определяется в тексте.
Дополнение — это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (родительного, дательного, винительного, творительного и предложного). Подчёркивается оно пунктирной линией:
Профессор рассказал (кому?) нам о (чём?) предстоящем зачёте.
В предложении дополнение чаще всего имеет связь со сказуемым или определением.
Этот член предложения способен выражаться:
Я приобрела (что?) интересную книгу.
Не забудь (что?) написать сочинение.
Нужно купить (что?) два пирога.
Убедите (кого?) себя в правильности решения.
Я вижу в окне (кого?) троих.
(кого?) Опоздавших в зал не пустили.
наречием в значении существительного:
Он очень ждал (что?) завтра.
Мы услышали (что?) ох да ах.
Не стоит оказывать ему (что?) медвежью услугу.
Существует прямое и косвенное дополнение.
Прямое дополнение использует переходной глагол. Оно способно быть выражено существительным или местоимением в винительном или родительном падеже без предлога. Приведём его примеры с использованием родительного падежа:
Никогда никому не доверял (что?) секреты.
Он насыпал (чего?) песку на колени.
Вечер не принёс (чего?) надежды.
Прямое дополнение способно быть выражено и с помощью винительного падежа:
Почини (что?) стул, пожалуйста.
(что?) Ручку-то можно и отдать!
Не хотелось бы вспоминать (что?) обиды.
Остальные дополнения, не относящиеся к прямым, являются косвенными. Они могут выражаться:
Рисование (чем?) мелками — любимое занятие детей.
У (кого?) иного и (чего?) этого не получается.
О (чём?) пяти мы ещё не думали.
Я увидел входившего.
Мама просила (что?) повторить номер.
словосочетаниями, состоящими из существительного и количественного числительного:
Ученики подготовили (что?) сообщение о (ком?) пяти режиссёрах.
Нельзя всё время приплетать (что?) своё «когда-нибудь».
(чем?) Громким «ой!» была прервана тишина в комнате.
Отец был (кем?) мастером на все руки.
Чтобы закрепить знания о дополнении, выполним упражнение. Необходимо найти дополнение, подчеркнуть его, определить способ выражения, затем определить вид.
1. Рыбак ловил сетью мелководного карася.
2. Студент думал о произошедшем.
3. Двенадцать делится на четыре.
4. Все стали просить повторить.
5. Вчера не похоже на сегодня.
1. Рыбак ловил (чем?) сетью мелководного карася. Дополнениями являются слова «сетью», «карася». Оба выражены именами существительными.
2. Студент думал о (чём?) произошедшем. Подчёркиваем пунктирной линией слово «о произошедшем», выражено причастием.
3. Двенадцать делится на (что?) четыре. Дополнение — слово «четыре», является числительным.
4. Все стали просить (что?) повторить. Повторить — дополнение, выражено инфинитивом.
5. Вчера не похоже на (что?) сегодня. Сегодня — наречие, выполняет роль дополнения.
Важно запомнить способы выражения дополнения, чтобы без труда находить его при синтаксическом разборе.