БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow

Кавычки

Кавычки – это один из знаков препинания, который активно используется в русском языке. Их основная функция заключается в выделении слов, выражений или целых фраз для передачи определённого смысла, уточнения или стилистического выделения. В данной статье рассмотрим основные правила употребления кавычек, особенности их применения и исключения, а также приведём практические примеры.

Основные правила употребления кавычек

  1. Кавычки для выделения прямой речи

    Кавычки широко применяются для выделения прямой речи, когда в тексте воспроизводятся слова или фразы, сказанные кем-либо дословно. Кавычки ставятся в начале и в конце прямой речи, отделяя её от авторских слов.

    Пример:

    • Он сказал: «Я приду завтра».

    • «Какую книгу ты читаешь?» — спросила мама.

    В данном примере фраза, сказанная героем, берётся в кавычки, чтобы выделить её как прямую речь.

  2. Кавычки для названий книг, произведений, фильмов, организаций

    Названия различных произведений (книг, статей, фильмов, картин и т. д.) всегда выделяются кавычками, чтобы отделить их от остального текста.

    Пример:

    • Я недавно прочитал книгу «Мастер и Маргарита».

    • Мы посмотрели фильм «Звёздные войны».

    Кавычки здесь выделяют названия произведений и помогают читателю понять, что это название, а не обычные слова в предложении.

  3. Кавычки для выделения слов в переносном значении

    Кавычки используются для выделения слов или выражений, которые употреблены в переносном или ироническом значении. Это помогает подчеркнуть, что данное слово не имеет своего прямого значения.

    Пример:

    • Его успех был «блестящим», но длился недолго.

    • Он нашёл себе «приятеля», который постоянно его подводил.

    В этих примерах слова "блестящим" и "приятеля" употреблены с иронией, и кавычки помогают передать этот оттенок.

  4. Кавычки для цитирования

    Если в тексте приводится цитата, то она также берётся в кавычки. Цитата может быть как дословным заимствованием фрагмента текста, так и точной передачей чужих мыслей.

    Пример:

    • Лев Толстой писал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

    Цитаты обязательно должны быть выделены кавычками, чтобы отделить их от авторских слов и показать, что это точное воспроизведение чужого текста.

  5. Кавычки для выделения условных или специализированных терминов

    Когда в тексте вводится какой-либо термин, новое или малопонятное слово, его часто выделяют кавычками для акцентирования внимания читателя на том, что слово является особенным или необычным.

    Пример:

    • В своём исследовании учёный использует термин «гипотеза», подразумевая возможное объяснение явлений.

    • В обиходе появилось новое слово «флешмоб».

    Кавычки помогают акцентировать внимание на термине, который может быть незнакомым или новым для читателя.

  6. Кавычки в обозначении художественных псевдонимов, прозвищ или сценических имён

    Кавычки также используются для выделения прозвищ или псевдонимов персонажей, когда требуется отделить имя или прозвище от основного текста.

    Пример:

    • В мире литературы многие знают Марка Твена, чьё настоящее имя — Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс.

    • Его прозвали «Тигром» за храбрость и боевой дух.

    Кавычки вокруг прозвища или псевдонима помогают выделить их как отдельные элементы речи.

Случаи, когда кавычки не ставятся

  1. Не ставятся кавычки при использовании имен собственных без упоминания произведений

    Кавычки не ставятся, если имена или названия употреблены без обозначения произведения, организации или статуса. Например:

    Пример:

    • Вчера я был в театре на Чехова.

    • Мы встречались с директором завода Газпром.

    Здесь не выделяются фамилии и названия, так как они употреблены в общем смысле, а не как названия произведений или организаций.
  2. Не ставятся кавычки при использовании общепринятых терминов

    Если слово или термин является общеупотребительным и не требует уточнения, кавычки не нужны.

    Пример:

    • Термин «электричество» давно стал привычным. (здесь кавычки нужны)
    • Электричество — это форма энергии. (без кавычек, так как употребление общепринятое)

Практические примеры

Пример 1. Прямая речь

  • Учитель сказал: «Завтра у нас контрольная работа».

  • «Прочти это задание внимательно», — посоветовал мне брат.

Пример 2. Названия произведений и фильмов

  • Вчера я посмотрел фильм «Побег из Шоушенка».

  • Она прочитала роман «Война и мир».

Пример 3. Переносное или ироничное значение

  • Он привёл своего «друга», который тут же его предал.

  • У них была «идеальная» свадьба — полная неприятных сюрпризов.

Пример 4. Цитирование

  • Как говорил великий Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю».

Пример 5. Условные или специализированные термины

  • В докладе использован термин «симулякр», означающий искажение реальности.

  • В научных кругах появился новый термин «экосистема бизнеса».

Пример 6. Псевдонимы и прозвища

  • Артист известен под сценическим псевдонимом «Принц».

  • Её прозвали «Ласточка» за грациозные движения.

Упражнения

Упражнение 1: Определите, где необходимо поставить кавычки

Прочитайте предложения и определите, в каких случаях нужно использовать кавычки.

  1. Я посмотрел фильм Побег из Шоушенка.

  2. Она сказала доброе утро и ушла на работу.

  3. Мы прочитали статью Что такое гипотеза.

  4. В мире бизнеса появился новый термин стартап.

  5. Он упомянул свою любимую книгу Мастер и Маргарита.

Ответы:

  1. Я посмотрел фильм «Побег из Шоушенка».

    • Название фильма выделяется кавычками.

  2. Она сказала «доброе утро» и ушла на работу.

    • Прямая речь, которую сказала девушка, выделяется кавычками.

  3. Мы прочитали статью «Что такое гипотеза».

    • Название статьи должно быть в кавычках.

  4. В мире бизнеса появился новый термин «стартап».

    • Новое или условное слово (термин) выделяется кавычками.

  5. Он упомянул свою любимую книгу «Мастер и Маргарита».

    • Название книги нужно выделить кавычками.


Упражнение 2: Определите, где кавычки поставлены неправильно

Проверьте правильность использования кавычек в предложениях. Если кавычки поставлены неправильно, исправьте их.

  1. Он читал роман «Война» и «мир».

  2. Мы встретились с «директором» компании.

  3. Она употребила слово «гипотеза» в переносном смысле.

  4. Слово «электричество» больше не нуждается в кавычках.

  5. На собрании обсуждался проект модернизации под названием «Инновации будущего».

Ответы:

  1. Он читал роман «Война и мир».

    • Название романа нужно выделить полностью, а не отдельные слова.

  2. Мы встретились с директором компании.

    • Кавычки здесь не нужны, потому что слово «директор» — это общеупотребительное название должности.

  3. Правильно: Она употребила слово «гипотеза» в переносном смысле.

    • Кавычки нужны, так как слово «гипотеза» используется как термин.

  4. Слово электричество больше не нуждается в кавычках.

    • Кавычки здесь лишние, так как слово «электричество» стало общепринятым и не требует выделения.

  5. Правильно: На собрании обсуждался проект модернизации под названием «Инновации будущего».

    • Название проекта должно быть в кавычках.


Упражнение 3: Вставьте пропущенные кавычки

В предложениях пропущены кавычки. Вставьте их в нужных местах.

  1. Мы прочитали книгу Горе от ума на уроке литературы.

  2. Слово аутсорсинг означает передачу части функций компании на исполнение сторонним организациям.

  3. Я купил журнал National Geographic.

  4. В статье под названием История России были представлены интересные факты.

  5. Мой друг часто говорит мне его любимую фразу Кто рано встает, тому Бог подает.

Ответы:

  1. Мы прочитали книгу «Горе от ума» на уроке литературы.

    • Название книги выделяется кавычками.

  2. Слово «аутсорсинг» означает передачу части функций компании на исполнение сторонним организациям.

    • Условный термин «аутсорсинг» выделяется кавычками.

  3. Я купил журнал National Geographic.

    • Названия журналов не выделяются кавычками, так как это название бренда.

  4. В статье под названием «История России» были представлены интересные факты.

    • Название статьи выделяется кавычками.

  5. Мой друг часто говорит мне его любимую фразу «Кто рано встает, тому Бог подает».

    • Прямая речь (цитата) должна быть выделена кавычками.


Упражнение 4: Определите, нужно ли ставить кавычки

Прочитайте предложения и решите, нужно ли ставить кавычки.

  1. В тексте использовано слово гипотеза.

  2. Мы посмотрели картину Тайная вечеря.

  3. Он использовал слово друг в ироничном смысле.

  4. Моя любимая пьеса называется Вишнёвый сад.

  5. Он сказал мне свою знаменитую фразу ты всегда прав.

Ответы:

  1. В тексте использовано слово «гипотеза».

    • Слово «гипотеза» выделяется кавычками, так как это термин.

  2. Мы посмотрели картину «Тайная вечеря».

    • Название картины выделяется кавычками.

  3. Он использовал слово «друг» в ироничном смысле.

    • Кавычки нужны для указания иронии.

  4. Моя любимая пьеса называется «Вишнёвый сад».

    • Название пьесы должно быть выделено кавычками.

  5. Он сказал мне свою знаменитую фразу «ты всегда прав».

    • Прямая речь выделяется кавычками.

Заключение

Кавычки – это неотъемлемая часть письменной речи, которая помогает выделить особые слова, выражения и цитаты. Знание правил употребления кавычек позволяет избежать ошибок в письменной речи и делает текст более понятным и выразительным. Главное помнить, что кавычки могут использоваться как для прямой речи и цитат, так и для выражений в переносном или ироничном смысле. Правильное употребление кавычек подчёркивает тонкие нюансы смысла в тексте и придаёт письменной речи нужную точность и выразительность.