БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервича "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow

Лексический повтор

Лексический повтор – это стилистический приём, заключающийся в многократном использовании одного и того же слова или фразы в пределах текста или предложения. Лексический повтор может служить разным целям, в том числе для создания акцента, усиления эмоционального воздействия и придания тексту выразительности. В русском языке лексический повтор часто используется в литературе, публицистике и устной речи для привлечения внимания и подчёркивания значимых идей. На ЕГЭ знание функций и особенностей лексического повтора помогает справиться с заданиями по лексическому анализу, стилистике и интерпретации текста.

Понятие и функции лексического повтора

Лексический повтор – это повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального воздействия, создания акцента или придания тексту ритма. Повтор помогает автору сфокусировать внимание читателя на ключевых понятиях или важных деталях, подчёркивает отдельные фразы, придавая тексту яркость и выразительность.

Основные функции лексического повтора:

  1. Акцентуация – выделяет ключевые моменты текста, помогает сосредоточить внимание на важных деталях.

  2. Эмоциональное воздействие – усиливает эмоциональную окраску текста, выражает чувства и настроение.

  3. Ритмическая организация – помогает создать определённый ритм, который делает текст более запоминающимся.

  4. Структурная функция – помогает организовать текст, делая его структуру более чёткой.


Правила использования лексического повтора

  1. Не злоупотреблять повтором – важно использовать повтор обоснованно, чтобы не вызвать у читателя ощущения избыточности или однообразия.

  2. Использовать повтор для акцента – повторение одного и того же слова или фразы должно служить конкретной цели, подчёркивая значимость сказанного.

  3. Чередовать повтор с другими средствами выразительности – использование синонимов, антонимов и перифраз позволяет сделать текст более разнообразным.


Русский язык-определение и примеры лексического повтора

Лексический повтор на ЕГЭ

На ЕГЭ понимание функций и особенностей лексического повтора может помочь при выполнении заданий, связанных с лексическим анализом текста, стилем и определением средств выразительности. Лексический повтор – это стилистический приём, который часто встречается в текстах, предназначенных для анализа, и важно уметь определять его цель и значение.

Советы по подготовке к ЕГЭ:

  1. Практикуйтесь в анализе текстов, определяя, зачем автор использует повтор.

  2. Оценивайте, как лексический повтор влияет на восприятие текста.

  3. Запоминайте, что лексический повтор – это не ошибка, а средство выразительности, важное для стилистического анализа.


Упражнения для закрепления

Упражнение 1. Определите цель лексического повтора

  1. «Он был счастлив, по-настоящему счастлив, и это счастье не имело границ».

  2. «Тихо, очень тихо падали листья на землю».

  3. «Свет, свет вокруг, в каждом луче было что-то неземное».

  4. «Дождь, дождь, вечный дождь, он, казалось, никогда не закончится».

  5. «Ночь была черной, такой черной, что казалось, не было надежды на утро».

Ответы:

  1. Эмоциональное усиление.

  2. Акцент на тишине, усиление описания.

  3. Создание образа яркости, акцент на свете.

  4. Ритмическое воздействие, создание эффекта бесконечности дождя.

  5. Эмоциональное и структурное усиление.


Упражнение 2. Найдите и подчеркните слова, которые повторяются для создания выразительности

  1. «Зима пришла. Зима накрыла всё снегом. Зима унесла краски осени».

  2. «Солнце светит ярко, солнце греет, солнце радует нас».

  3. «Птицы летели высоко, птицы исчезали за облаками, птицы возвращались весной».

  4. «Море шумело, море звало, море было безграничным».

  5. «Река тихо текла, река несла свои воды, река шептала что-то своё».

Ответы:

  1. Зима

  2. Солнце

  3. Птицы

  4. Море

  5. Река


Упражнение 3. Определите вид функции лексического повтора в предложении

  1. «Весна пришла, весна пробудила природу, весна окрасила всё вокруг».

  2. «Огонь горел, огонь освещал, огонь согревал».

  3. «Счастье есть, счастье рядом, счастье в каждом моменте жизни».

  4. «Путь был труден, но путь был выбран раз и навсегда».

  5. «Туман стелился над землёй, туман укрывал всё вокруг, туман не давал ничего видеть».

Ответы:

  1. Акцентуация.

  2. Ритмическая организация.

  3. Эмоциональное усиление.

  4. Структурная функция.

  5. Эмоциональное и ритмическое воздействие.


Упражнение 4. Перепишите предложения, используя лексический повтор для усиления эмоциональной окраски

  1. «Она долго смотрела в окно, не отводя взгляда».

  2. «Они были полны радости, когда их мечта сбылась».

  3. «Лес был тёмным, загадочным и таинственным».

  4. «В доме было тихо и спокойно».

  5. «Ночь была тёмной и холодной».

Возможные ответы:

  1. «Она смотрела в окно, долго-долго, не отводя взгляда».

  2. «Они были полны радости, такой радости, когда их мечта сбылась».

  3. «Лес был тёмным, тёмным и загадочным, тёмным и таинственным».

  4. «В доме было тихо, тихо и спокойно».

  5. «Ночь была тёмной, тёмной и холодной».


Упражнение 5. Найдите ошибки в использовании лексического повтора и перепишите предложение

  1. «Она, она была единственной, кто знал правду, правда, которую так скрывали».

  2. «Он посмотрел на небо, на небо, которое было таким тёмным».

  3. «Вода, вода, течёт так быстро, что невозможно остановить».

  4. «Это был, был он, кто пришёл и спас нас».

  5. «И снова наступила ночь, ночь была темнее прежней».

Возможные ответы:

  1. «Она была единственной, кто знал правду – правду, которую так скрывали».

  2. «Он посмотрел на небо – небо было таким тёмным».

  3. «Вода течёт так быстро, что невозможно её остановить».

  4. «Это был он, кто пришёл и спас нас».

  5. «И снова наступила ночь, ночь была темнее прежней».


Заключение

Лексический повтор – это важное средство выразительности, которое помогает автору усилить эмоциональное воздействие текста, подчеркнуть ключевые моменты и придать речи особую ритмическую структуру. Знание и понимание функции лексического повтора необходимо на ЕГЭ, так как помогает при анализе текста, в заданиях на стилистический анализ и интерпретацию средств выразительности.