БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow

Метонимия

Метонимия (от греч. μετωνυμία – «переименование») – это троп, при котором одно слово заменяет другое на основе смежности, связи между обозначаемыми объектами. В отличие от метафоры, где перенос значения основан на сходстве, в метонимии используется связь по смежности.

Примеры метонимии:

  1. Предмет вместо материала.

    • Пример: «Он выпил стакан воды» (стакан – содержимое).

  2. Действие вместо его результата.

    • Пример: «Он прочитал Толстого» (Толстой – его произведения).

  3. Содержимое вместо вместилища.

    • Пример: «Съел целую тарелку» (тарелка – содержимое).


Виды метонимии

  1. Часть вместо целого.

    • Пример: «Все флаги в гости будут к нам» (флаги – корабли).

  2. Материал вместо предмета.

    • Пример: «Его дом – это камень и кирпич» (материалы вместо строения).

  3. Автор вместо произведения.

    • Пример: «Он перечитывает Достоевского» (книги Достоевского).

  4. Место вместо события.

    • Пример: «Кремль принял решение» (Кремль – руководство страны).

  5. Действие вместо результата.

    • Пример: «У него отличный почерк» (почерк – результат написания).


Функции метонимии

  1. Упрощение речи.
    Позволяет экономить слова.

  2. Образность.
    Делает текст выразительным и насыщенным.

  3. Ассоциативность.
    Помогает установить связь между разными элементами текста.

  4. Акцентуация.
    Подчёркивает важные детали.


Метонимия в заданиях ЕГЭ

  1. Определение средств выразительности.
    Умение находить метонимию в тексте:

    • Пример: «Какое средство выразительности использовано в предложении: «Он посмотрел на сцену и увидел весь зал?»

  2. Анализ функций метонимии.
    Определение её роли в тексте:

    • Пример: «Как использование метонимии помогает автору передать идею текста?»

  3. Сравнение с другими тропами.
    Различение метонимии и метафоры:

    • Пример: «Чем метонимия отличается от метафоры в данном контексте?»


Правила анализа метонимии

  1. Определите контекст.
    Найдите слово или выражение, использованное в переносном значении.

  2. Поймите связь между понятиями.
    Определите, что заменяет слово – предмет, действие, место или материал.

  3. Определите функцию.
    Как метонимия влияет на смысл текста.

  4. Разграничьте метонимию и другие тропы.
    Например, метафору (перенос по сходству) и синекдоху (перенос по количественному признаку).


Русский язык-таблица применения метонимии

 

Практические упражнения


Упражнение 1. Найдите метонимию
Прочитайте предложения и укажите, где используется метонимия:

  1. «Он прочитал всего Пушкина.»

  2. «Вся деревня вышла на улицу.»

  3. «На обед подали тарелку супа.»

Ответы:

  1. Метонимия (Пушкин – его произведения).

  2. Метонимия (деревня – жители деревни).

  3. Метонимия (тарелка – содержимое).


Упражнение 2. Определите вид метонимии
Прочитайте предложения и определите вид метонимии:

  1. «Все купили себе по кусочку золота.»

  2. «Киев слушает новости с замиранием сердца.»

Ответы:

  1. Материал вместо предмета.

  2. Место вместо события (Москва – жители города).


Упражнение 3. Составьте предложение с метонимией
Составьте предложение, используя метонимию:

  1. Используйте автора вместо произведения.

  2. Используйте предмет вместо материала.

Пример ответов:

  1. «Я с удовольствием перечитал Чехова.»

  2. «На столе лежали фарфор и серебро.»


Упражнение 4. Отличите метонимию от метафоры
Прочитайте предложения и определите, что используется – метонимия или метафора:

  1. «Зал разразился аплодисментами.»

  2. «Листья шептали свои осенние песни.»

Ответы:

  1. Метонимия (зал – люди в зале).

  2. Метафора (листья шептали – перенос по сходству).


Упражнение 5. Найдите метонимию в тексте
Прочитайте текст и найдите метонимию:
«На выставке представлено несколько полотен Репина. Москва вновь решила усилить контроль за дорожным движением.»

Ответы:

  • «Полотна Репина» – метонимия (Репин – его картины).

  • «Москва» – метонимия (Москва – правительство).


Заключение

Метонимия – это универсальный троп, который помогает сделать текст лаконичным, выразительным и ассоциативно насыщенным. Для успешной подготовки к ЕГЭ важно уметь находить метонимию, понимать её виды и функции, а также различать её с другими тропами, такими как метафора и синекдоха. Регулярная практика с примерами и заданиями улучшает навык анализа и помогает уверенно справляться с экзаменационными задачами.