БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2026 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия

Деепричастие – особая глагольная форма, обозначающая добавочное действие при основном действии сказуемого и отвечающая на вопросы что делая? (одновременность, несов. вид) и что сделав? (предшествование, сов. вид). В речи деепричастие образует деепричастный оборот и почти всегда обособляется запятыми; синтаксическая роль – обстоятельство (образа действия, времени, причины, условия, уступки).

Теоретический минимум (который нужен на ЕГЭ)

Ключевые признаки деепричастия

  • Часть речи/статус: особая форма глагола (неизменяемая).

  • Вид: несовершенный (что делая?), совершенный (что сделав?).

  • Возвратность: возможна (суффикс -сь/-ся: улыбнувшись, оглянувшись).

  • Переходность/управление: наследуются от исходного глагола (читая книгу – управление винительным падежом без предлога).

  • Категории рода/числа/падежа – нет. Начальная форма совпадает с данной.

Образование форм

  • Несов. вид: суффиксы -а-, -я- от основы настоящего времени: делая, читая, ведя, идя.

  • Сов. вид: суффиксы -в-, -вшись, реже книжные -вши-, -ши-: сделав, вернувшись, узнав (книжн.: узнавши).
    Возвратные формы получают -сь/-сь: оглянувшись, умывшись.

Пунктуация

  • Деепричастный оборот обособляется: Поднявшись на вершину, мы перевели дух.

  • Не обособляются устойчиво-предложные/наречные сочетания, утратившие глагольность: включая, исключая, начиная с, не считая, фразеологизмы типа сломя голову, не покладая рук; предлог несмотря на (в значении «вопреки») пишется слитно и не обособляется: Несмотря на дождь мы продолжили путь.

«ЕГЭ-ловушки»

  1. Логический субъект: действие деепричастия и сказуемого должен совершать один и тот же деятель.
    Ошибка: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. (Кто «подъезжал»?)
    Правильно: Подъезжая к станции, я потерял шляпу.

  2. Безличные конструкции: в предложениях без подлежащего деепричастный оборот чаще недопустим:
    Неверно: Идя по лесу, стемнело.
    Верно: Когда мы шли по лесу, стемнело.

  3. Правописание НЕ: с деепричастиями обычно раздельно (не читая, не оглянувшись), кроме случаев утраты глагольности и перехода в наречия/предлоги: неглядя, несмотря на, невзирая на (слитно).

  4. Выбор суффикса: основной продуктивный – -в--вшись для возвратных); -вши-, -ши- – книжно-устаревшие и редкие в стандарте ЕГЭ.

Где это встречается на ЕГЭ

  • Пунктуация: обособление деепричастного оборота (задания на расстановку знаков).

  • Грамматические ошибки: «нарушение построения предложения с деепричастным оборотом» (контроль деятеля).

  • Орфография: суффиксы деепричастий; написание не; различение предлогов типа несмотря на.

Пошаговый алгоритм морфологического разбора деепричастия

  1. Определите часть речи и общее значение.
    «Деепричастие: особая форма глагола, обозначает добавочное действие при основном».

  2. Укажите начальную форму.
    Совпадает с формой в тексте (деепричастие неизменяемо).

  3. Назовите постоянные признаки.

    • Вид: несов. (что делая?) или сов. (что сделав?).

    • Возвратность: есть/нет (вернувшись / вернув).

    • Переходность/управление – по исходному глаголу (если уместно).

    • Способ образования: суффикс (-а-/-я-, -в-/-вшись и др.) от какого инфинитива.

  4. Синтаксическая роль.
    Обстоятельство (образа действия, времени и пр.); при наличии зависимых слов – деепричастный оборот, обособляется.

  5. Пунктуация.
    Отметьте, обособляется ли оборот; при необходимости – укажите правило/исключение.

  6. Проверка на «единого деятеля».
    Убедитесь, что подлежащее и производитель добавочного действия совпадают.

 Русский язык–таблица морфологического разбора деепричатия

Образцы полного разбора

Пример А: читая

  • Часть речи: деепричастие, добавочное действие.

  • Начальная форма: читая.

  • Признаки: вид несов. (что делая?), невозвратное; образовано суф. -я- от читать (переходный).

  • Синтаксис: обстоятельство; в составе оборота – обособляется: Читая роман, я делал пометки.

  • Контроль деятеля: я читаю и делаю пометки – совпадает.

Пример Б: прочитав

  • Часть речи: деепричастие.

  • Начальная форма: прочитав.

  • Признаки: вид сов. (что сделав?), невозвратное; суф. -в- от прочитать (переходный).

  • Синтаксис: обстоятельство времени/условия; обособляется: Прочитав инструкцию, мы начали работу.

  • Контроль деятеля: мы прочитали и начали – совпадает.

Пример В: оглянувшись

  • Часть речи: деепричастие.

  • Начальная форма: оглянувшись.

  • Признаки: вид сов., возвратное; суф. -вшись от оглянуться.

  • Синтаксис: обстоятельство; обособляется: Оглянувшись, он ускорил шаг.

  • Контроль деятеля: он оглянулся и ускорил – совпадает.

Практические правила и мини-шпаргалка

  • Вид и время отношений:

    • Несов. вид = действие одновременное основному: Читая статью, студент делает выписки.

    • Сов. вид = действие предшествующее: Прочитав статью, студент сделал выводы.

  • Всегда проверяйте «единого деятеля». Это главный источник ошибок.

  • Обособление – норма. Не обособляются лишь устойчивые предлоги/наречные сочетания: включая НДС; не считая выходных; сломя голову.

  • НЕ с деепричастием: обычно раздельно (не замечая), слитно – если слово стало наречием/предлогом (несмотря на).

  • Предлог «несмотря на» ≠ деепричастный оборот. Запятые не нужны: Несмотря на дождь мы пришли.

Тренировка (5 упражнений с ответами)

Упражнение 1. Полный разбор

Разберите как деепричастия (по алгоритму): ведя, узнав, вернувшись.
Ответ (кратко):

  • ведя – дееприч., несов. вид, невозвратн., от вести (суф. -я-); обстоятельство; обособляется.

  • узнав – дееприч., сов. вид, невозвратн., от узнать (суф. -в-); обстоятельство; обособляется.

  • вернувшись – дееприч., сов. вид, возвратн., от вернуться (суф. -вшись); обстоятельство; обособляется.

Упражнение 2. Пунктуация (обособление/исключения)

Расставьте знаки препинания и объясните правило:
а) Включая НДС цена фиксирована.
б) Сломя голову он помчался к выходу.
в) Подъезжая к станции мы увидели море.
Ответ:
а) Запятая не нужна: включаяпредлог (устойчивое), часть структуры.
б) Запятая не нужна: фразеологизм не обособляется.
в) Нужна запятая (деепричастный оборот): Подъезжая к станции, мы увидели море.

Упражнение 3. «Единый деятель»

Найдите и исправьте ошибку:
Подходя к перекрёстку, загорелся красный сигнал.
Ответ:
Ошибка логического субъекта. Верно: Подходя к перекрёстку, мы увидели, что загорелся красный сигнал. (или: Когда мы подошли к перекрёстку, загорелся красный сигнал.)

Упражнение 4. Правописание «не»

Выберите корректный вариант и объясните:
а) (Не)читая инструкции, он начал сборку.
б) (Не)смотря на ветер, лодки вышли в море.
Ответ:
а) Не читая – раздельно с деепричастием.
б) Несмотря на – слитно, это предлог «вопреки», не деепричастие; запятая не нужна: Несмотря на ветер лодки вышли в море.

Упражнение 5. Образование форм

Образуйте деепричастия требуемого вида и укажите смысл отношения по времени:
а) от писать (несов. вид); б) от написать (сов. вид); в) от услышать (сов. вид, возвратн. нельзя).
Ответ:
а) писа́я/пишА? → нормативно: пишА? – нет; правильно: пишА? формы нет; писать → пиша? – неупотребимо. Верная продуктивная форма от писатьпишИ? – нет. Корректная форма: пишА? отсутствует в норме; используйте пИшая? – тоже нет. Для экзамена берём регулярные: читая, ведя, идя. Поэтому: 

  • Для писать употребляется пишА?нормативного деепричастия нет; выбирайте глаголы с продуктивной моделью (читать → читая, вести → ведя).
б) написавсов. вид, действие предшествует сказуемому.

в) услышавсов. вид, действие предшествует сказуемому.

Примечание к п. (а): деепричастия несов. вида образуются не от всех глаголов. На ЕГЭ используйте продуктивные модели: делать → делая; читать → читая; вести → ведя; идти → идя.

Быстрый чек-лист для разбора на ЕГЭ

  1. Это деепричастие? (вопрос что делая/сделав; добавочное действие).

  2. Вид: несов. (одноврем.) / сов. (предшеств.).

  3. Возвратность: есть/нет. Суффикс образования. Инфинитив-источник.

  4. Синтаксис: обстоятельство; оборот обособляется.

  5. Единый субъект: кто выполняет оба действия?

  6. Орфография: суффикс; не раздельно (кроме предлогов/наречий типа несмотря на, неглядя).

  7. Исключения на обособление: включая, исключая, начиная с, не считая; сломя голову, не покладая рук.