БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2026 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Морфологический разбор местоимения

Морфологический разбор местоимения

Местоимение представляет собой самостоятельную часть речи, основная функция которой заключается в замещении имен существительных, прилагательных и числительных с целью указания на предметы, их признаки или количество без их прямого называния. В рамках школьного курса русского языка, особенно при подготовке к Единому государственному экзамену, овладение навыками морфологического анализа местоимений имеет принципиальное значение и охватывает несколько аспектов.

  • Морфологический аспект предполагает определение разряда местоимения, выявление его изменяемых признаков (рода, числа, падежа, лица) и анализ особенностей парадигматической системы данной части речи.

  • Орфографический аспект связан с освоением норм написания местоимений: правильное разграничение слитного и раздельного написания с частицами не и ни, использование дефиса в составе неопределённых местоимений, а также соблюдение правил написания сочетаний предлогов с местоимениями.

  • Синтаксический аспект включает определение синтаксической функции местоимения в структуре предложения — выступает ли оно в роли подлежащего, дополнения, определения или выполняет иную функцию, что важно для правильного синтаксического разбора и понимания смысловых связей в тексте.

Ниже приводится универсальный алгоритм морфологического разбора, характеристика («паспорт») основных разрядов, перечень типичных орфографических затруднений и блок из пяти тренировочных заданий в формате ЕГЭ.

Универсальный алгоритм морфологического разбора местоимения

Пример 1.

Слово: его

  1. Часть речи.
    Местоимение (знаменательная часть речи).

  2. Начальная форма.
    его — форма совпадает с начальной, поскольку местоимение неизменяемое.

  3. Разряд по значению (постоянный признак).
    Притяжательное местоимение (указывает на принадлежность предмета третьему лицу).

  4. Постоянные грамматические признаки.
    Не изменяется по роду, числу и падежу.

  5. Непостоянные грамматические признаки.
    Отсутствуют (все формы совпадают).

  6. Синтаксическая роль в контексте.
    Определение (например: его книга лежит на столе).

Пример 2.

Слово: я

  1. Часть речи.
    Местоимение (знаменательная часть речи).

  2. Начальная форма.
    я (именительный падеж, единственное число).

  3. Разряд по значению (постоянный признак).
    Личное местоимение (1-е лицо).

  4. Постоянные грамматические признаки.
    Лицо — 1-е; род не различается; число — единственное; изменяется по падежам: я — меня — мне — мной — обо мне.

  5. Непостоянные грамматические признаки.
    Падеж (в зависимости от контекста).

  6. Синтаксическая роль в контексте.
    Подлежащее (я читаю книгу) или дополнение (учитель похвалил меня).

Пример 3.

Слово: кто-то

  1. Часть речи.
    Местоимение (знаменательная часть речи).

  2. Начальная форма.
    кто-то (именительный падеж, единственное число).

  3. Разряд по значению (постоянный признак).
    Неопределённое местоимение (указывает на неопределённое лицо).

  4. Постоянные грамматические признаки.
    Изменяется только по падежам: кто-то — кого-то — кому-то — кем-то — о ком-то.

  5. Непостоянные грамматические признаки.
    Падеж (в зависимости от синтаксической позиции).

  6. Синтаксическая роль в контексте.
    Подлежащее или дополнение (кто-то постучал в дверь).

Пример 4.

Слово: весь

  1. Часть речи.
    Местоимение (знаменательная часть речи).

  2. Начальная форма.
    весь (именительный падеж, мужской род, единственное число).

  3. Разряд по значению (постоянный признак).
    Определительное местоимение (указывает на полноту охвата, совокупность предметов).

  4. Постоянные грамматические признаки.
    Изменяется по роду, числу и падежу.

  5. Непостоянные грамматические признаки.
    В конкретном употреблении определяется форма рода, числа и падежа (например: всё море, вся страна, все люди).

  6. Синтаксическая роль в контексте.
    Определение или подлежащее (все ученики пришли в школу).

Пример 5.

Слово: самый

  1. Часть речи.
    Местоимение (в значении «именно тот»).

  2. Начальная форма.
    самый (именительный падеж, мужской род, единственное число).

  3. Разряд по значению (постоянный признак).
    Определительное местоимение.

  4. Постоянные грамматические признаки.
    Изменяется по роду, числу и падежу.

  5. Непостоянные грамматические признаки.
    Род, число, падеж (например: тот самый дом, та самая улица).

  6. Синтаксическая роль в контексте.
    Определение.

Примечание. В сочетаниях типа самый сильный — это частица, образующая превосходную степень прилагательного, а не местоимение.

Разряды местоимений: «паспорт» и частные правила

Личные (я, ты, он/она/оно, мы, вы, они)

  • Постоянное: лицо (1/2/3).

  • Изменение: падеж (полные парадигмы: я – меня – мне – меня – мной – обо мне и т. д.), у 3-го лица единственного рода – род (он/она/оно).

  • Орфо-/фонетика с предлогами: ко мне, обо мне, со мной (вставка гласной ради благозвучия).

  • Синтаксис: чаще подлежащее/дополнение.

Возвратное (себя)

  • Нет рода, числа, лица; есть только падежи: себя, себе, собой/собою, о себе.

  • Указывает на совпадение агента и объекта: он защищал себя.

  • Не употребляется в И.п..

Притяжательные (мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их)

  • Мой/твой/свой/наш/вашизменяются по роду/числу/падежу, согласуются с определяемым словом (моя книга, моему другу).

  • Его/её/ихнеизменяемые (всегда одна форма), но выполняют роль определения: их дом.

  • Свой относится к субъекту действия: она взяла свою книгу (не «её»). На ЕГЭ – частая логическая ловушка.

Указательные (этот, тот, такой, таков, столько)

  • Склоняются как прилагательные (этот/эта/это; тот; такой), столько имеет падежные формы и управление как количественное местоимение.

  • Роль – определение/подлежащее/дополнение.

Вопросительные и относительные (кто, что, какой, который, чей, сколько, каков)

  • Вопросительные задают вопрос; относительные связывают части СПП и одновременно являются членами придаточного (тот, кто…; всё, что…; дом, который).

  • Кто/что – меняют лишь падеж; который/какой/чей – изменяются как прилагательные (род/число/падеж).

  • На ЕГЭ проверяют правильный падеж у который и согласование с определяемым словом.

Определительные (сам, самый*, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой)

  • По форме чаще «прилагательные»: меняются по р./ч./п.

  • Самый – см. оговорку: в «самый высокий» – частица; в «тот самый дом» – местоимение.

Отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей, нисколько)

  • Слитно с ни- (без предлога): никто, ничей.

  • С предлогом частица «ни» отделяется: ни у кого, ни о чём, ни с кем.

  • В притяжательных и качественных формах: никаких доказательств, ничья вещь.

  • Отличайте от не-: некто (неопределённое, «кто-то»), никто (отрицательное).

Неопределённые (кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто, нечто, какой-то…)

  • Через дефис: -то, -либо, -нибудь (кто-то, кто-либо, кто-нибудь; какой-то; чей-либо).

  • С частицей кое-через дефис (кое-кто, кое-что, кое-какой), но с предлогом кое – раздельно: кое с кем, кое о чём.

  • Склоняются по модели «базового» местоимения (кто-то – кого-то – кому-то…).

Русский язык–морфологический разбор местоимения

Орфографические и пунктуационные ловушки (ЕГЭ)

  1. При написании неопределённых местоимений необходимо учитывать особенности употребления дефиса и раздельного написания. Так, формы типа кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто пишутся через дефис, поскольку частица тесно примыкает к основе и образует с ней единое слово. В то же время сочетания вида кое с кем, ни у кого, не у кого пишутся раздельно, если частица следует после предлога. Например: ни у кого не спросил (а не ниукого).

  2. Следует различать употребление частиц «не-» и «ни-».
    Местоимения с отрицательным значением образуются с помощью «ни-» (никто, ничто, нисколько, ни у кого), в то время как «не-» используется для образования неопределённых форм (некто, нечто, некий).

  3. Особое внимание заслуживают формы его, её, их, которые представляют собой неизменяемые притяжательные местоимения. Их следует отличать от омонимичных форм личных местоимений в функции дополнения. На письме данные формы совпадают, однако различаются по синтаксической роли в контексте: его книга (притяжательное, определение) — я видел его (личное, дополнение).

  4. Местоимения кто и что обладают только падежным изменением, при этом категория рода у них отсутствует. Согласование осуществляется по смыслу: кто пришёл — тот устал.

  5. Форма самый требует семантического разграничения. В конструкции тот самый день слово выполняет функцию определительного местоимения (указание на конкретизацию предмета), тогда как в сочетании самый важный момент оно выступает частицей, образующей превосходную степень прилагательного.

Синтаксические роли местоимений

Синтаксическая функция местоимений в структуре предложения

Местоимения, как знаменательная часть речи, обладают широкой синтаксической вариативностью и способны выполнять различные члены предложения. Их конкретная роль определяется разрядом и контекстом употребления.

1. Подлежащее

В функции подлежащего местоимения встречаются преимущественно личные и указательные формы, реже — вопросительные и относительные.

Примеры:

  • Он пришёл.

  • Кто опоздал — войдёт позже.

В подобных случаях местоимение обозначает носителя действия или субъект состояния. При анализе предложений на экзамене ЕГЭ часто допускается ошибка, связанная с неопределением грамматической основы, особенно если местоимение употреблено в косвенном падеже.

2. Дополнение

Роль дополнения чаще всего выполняют личные, неопределённые и отрицательные местоимения, выражая объект действия или предмет направленности глагола.

Примеры:

  • Я видел её.

  • Ни у кого не спросили.

  • Скажи мне правду.

В данном случае падежная форма местоимения зависит от валентности глагола и может выражать прямое или косвенное дополнение.

3. Определение

Функцию определения местоимение принимает, если согласуется с существительным и уточняет его значение. Наиболее типичными в этой роли являются притяжательные, указательные и определительные местоимения.

Примеры:

  • Его книга лежит на столе.

  • Этот дом построен недавно.

  • Всякий человек стремится к счастью.

  • Моя тетрадь лежит на столе.

Определительное местоимение конкретизирует признак принадлежности, указания или полноты охвата.

4. Сказуемое (именная часть составного сказуемого)

Некоторые местоимения, особенно указательные и личные, могут выполнять роль именной части составного именного сказуемого, часто в сочетании с частицей это.

Примеры:

  • Это — моё.

  • Это тот самый он.

  • Главный в классе — он.

В подобных конструкциях местоимение обозначает тождество, принадлежность или идентификацию субъекта

5. Обстоятельство (редко)

В редких случаях местоимения могут выступать в функции обстоятельства, преимущественно в составе устойчивых выражений или отрицательных конструкций.

Примеры:

  • Он ни при чём.

  • Ни к кому близко не подходи.

  • Он ни с кем не разговаривает.

Такие употребления характерны для устойчивых идиоматических сочетаний, где местоимение теряет конкретную отсылку к предмету и выполняет служебно-обстоятельственную функцию.

Образцы полного разбора (коротко)

  1. Я – местоимение; нач. форма я; разряд: личное, 1-е л.; непостоянные: падеж (Я – И.п.); синтаксическая роль: подлежащее.

  2. Себя – местоимение; нач. форма себя; разряд: возвратное; пост.: нет рода/числа/лица; непост.: Р.п.; роль: дополнение.

  3. Моеймоей тетради) – местоимение; нач. форма мой; разряд: притяжательное (1 л. ед.); непост.: Р.п. ж.р. ед.ч.; роль: определение.

  4. Егоего идея) – местоимение; нач. форма его; разряд: притяжательное, неизменяемое; роль: определение.

  5. Которуюкнигу, которую советовали) – местоимение; нач. форма который; разряд: относительное; непост.: В.п. ж.р. ед.ч.; роль: в придаточном – дополнение.

Навигация по ЕГЭ: на что чаще ловят

При разборе местоимений в контексте необходимо строго учитывать их разряд, грамматические характеристики и функциональную роль в предложении.

  1. Определение разряда и изменяемых признаков.
    Каждая форма местоимения должна быть соотнесена с соответствующим разрядом по значению (личные, притяжательные, указательные, относительные, неопределённые, отрицательные и др.), а также описана с точки зрения изменяемых признаков — рода, числа и падежа (если они характерны для данного типа).

  2. Выбор правильного падежа у относительных местоимений.

    При анализе предложений с придаточными определительными важно правильно определять падеж местоимения «который», исходя из его синтаксической функции внутри придаточной части. Например:

    • Дом, который построили (В. п.);

    • Человек, которому доверяют (Д. п.).

  3. Разграничение отрицательных и неопределённых местоимений.
    Следует чётко различать местоимения отрицательные (с приставкой ни-никто, ничто, нисколько, ни у кого) и неопределённые (с приставкой не-некто, нечто, некий).

  4. Правописание через дефис и раздельно.

    При образовании неопределённых форм необходимо учитывать орфографические нормы:

    • через дефискто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто;

    • раздельно с предлогом, если частица следует за ним: ни у кого, не у кого, кое с кем.

    Неверное слитное написание (ниукого, коеcкем) является орфографической ошибкой.

  5. Употребление местоимения «свой».

    Местоимение свой употребляется для указания на принадлежность предмета самому субъекту действия. Ошибочным считается его использование, если оно не соотнесено с подлежащим.
    Пример:

    • правильно: Он взял свою тетрадь.

    • неправильно: Он взял его тетрадь (если речь идёт о тетради того же лица).

  6. Неизменяемость форм «его», «её», «их».
    Данные формы являются неизменяемыми притяжательными местоимениями и не подвергаются склонению. Следовательно, конструкции типа с его, к её, у их являются грамматически корректными, а попытки «склонять» эти формы (например, еём, ихний) недопустимы.

Практика: 5 упражнений (с ответами)

Упражнение 1. Разряд и изменяемые признаки

Определите разряд и назовите изменяемые признаки выделенных местоимений.

  1. Кто постучал в дверь?

  2. Мы встретили его брата.

  3. Каждый получил задание.

  4. Которую книгу вы искали?

  5. Я горжусь собой.

Ответ: 1) вопросительное, меняет падеж; 2) притяжательное неизменяемое (роль определения); 3) определительное, изменяются р./ч./п.; 4) относительное, р./ч./п. (здесь В.п. ж.р. ед.); 5) возвратное, только падежи (Т.п./Р.п. по контексту: здесь Т.п. – собой).

Упражнение 2. Полный морфологический разбор

Выполните полный разбор местоимений (часть речи, нач. форма, разряд, пост./непост. признаки, роль):

  1. Эти строки важны.

  2. Он спросил, кто пришёл.

  3. Мы обсуждали то, что волнует всех.

Ответ (кратко):

  1. эти – местоим.; нач. форма этот; указательное; непост.: И.п. мн.ч.; роль: определение.

  2. кто – местоим.; нач. форма кто; вопросит./относит. (здесь вопросит. в изъяснительном СПП); непост.: И.п.; роль: подлежащее придаточного.

  3. то – местоим.; нач. форма то; указательное; непост.: В.п. ср.р. ед.; роль: дополнение в главной; что – местоим., нач. форма что, относительное; непост.: И.п.; роль: подлежащее придаточного.

Упражнение 3. Орфография: дефис или раздельно?

Вставьте правильное написание, объясните правило.

  1. Мы поговорим (кое с кем / коескем).

  2. Я ни (у кого / укого) этого не спрашивал.

  3. Придёт (кто то / кто-то), разберёмся.

  4. Вам что (нибудь / нибудь) нужно?

  5. Я не видел (ничего / ни чего) подозрительного.

Ответ: 1) кое с кем (с предлогом кое пишется отдельно: частица после предлога); 2) ни у кого (отрицательная частица ни – отдельно, между предлогом и местоимением); 3) кто-то (неопределённое с -то – дефис); 4) что-нибудь (частица -нибудь – дефис); 5) ничего (отрицательное с ни- – слитно).

Упражнение 4. Падеж относительного «который»

Подставьте форму который по роли в придаточном.

  1. Книга, ___ я вам советовал, вышла.

  2. Фильм, о ___ мы говорили, интересен.

  3. Дом, у ___ фасада растут липы, старинный.

  4. Картина, ___ автор неизвестен, найдена.

  5. Город, в ___ я родился, изменился.

Ответ: 1) которую (В.п. ж.р. ед. – дополнение); 2) котором (П.п. – обстоятельство/дополнение с предлогом о); 3) которого (Р.п. – управление предлога у); 4) которой (Р.п. ж.р. ед. – автор картиныкартины автор); 5) котором (П.п. – в городе).

Упражнение 5. «Свой» и «его/её/их»

Исправьте логические ошибки в употреблении притяжательных местоимений.

  1. Маша взяла её тетрадь и ушла.

  2. Каждый должен выполнить их работу в срок.

  3. Сергей принёс свою книгу Пети.

Ответ и пояснение:

  1. свою (субъект = Маша → «свой»).

  2. свою (субъект обобщённый «каждый» → «свою»).

  3. его (книга принадлежит Пете, а не Сергею → «его» как притяжательное неизменяемое).

Заключение 

Запоминаем алгоритм морфологического разбора

  • Указываем часть речи и разряд.

  • Определяем постоянные и изменяемые признаки формы.

  • Отмечаем орфографические особенности.

  • Устанавливаем синтаксическую функцию.

Формируем «паспорт» разрядов

  • Для каждого разряда местоимений фиксируем их особенности: личные, возвратные, указательные, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, определительные.

  • Знаем ключевые отличия (например, никтонекто).

Тренируем формы относительного местоимения который

  • В придаточных изъяснительных и определительных правильно определяем падеж по роли местоимения в придаточном.

  • Пример: Дом, в котором мы живём → предложный падеж.

Отрабатываем орфографию неопределённых и отрицательных местоимений

  • Дефис: кто-то, что-либо, какой-нибудь.

  • Раздельное написание с предлогом: ни у кого, кое с кем.

Запрещаем ошибочные формы

  • Не склоняем его, её, их.

  • Правильно используем свой — всегда в соотнесении с субъектом действия (Он взял свою книгу).

Видим союзные слова

  • В придаточных предложениях различаем союзные слова (вопросительные/относительные местоимения) и точно определяем их синтаксическую роль.

  • Пример: Я знаю, что он придёт (что — союзное слово, дополнение).