БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В русском языке связь между подлежащим и сказуемым является одной из основополагающих для формирования грамматически правильных предложений. Нарушение этой связи ведет к ошибкам в построении предложения и затрудняет восприятие текста. Это является важной темой в подготовке к ЕГЭ, так как задание на определение ошибки в предложении может включать такие нарушения.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет или явление, о котором говорится в предложении. Сказуемое – это член предложения, который выражает действие или состояние подлежащего. Правильная связь между этими членами обеспечивает смысловую и грамматическую целостность предложения.

Нарушения связи между подлежащим и сказуемым

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым может происходить в следующих случаях:

  1. Согласование по числу и лицу:

    • Сказуемое должно согласовываться с подлежащим по числу и лицу. Нарушение этого правила приводит к грамматической ошибке.

  2. Неправильное употребление форм глагола:

    • Иногда, особенно в сложных предложениях, глагол может быть употреблен в неверной форме, что также нарушает связь с подлежащим.

  3. Проблемы с однородными подлежащими:

    • Когда подлежащее состоит из нескольких элементов (например, однородных членов), важно правильно подобрать глагол, который будет с ними согласовываться.

  4. Отсутствие связи между подлежащим и сказуемым:

    • В некоторых случаях в предложении возникает ситуация, когда подлежащее и сказуемое грамматически не связаны, что нарушает синтаксическую структуру.

Русский язык-схема нарушения связи между подлежащим и сказуемым

Правила согласования подлежащего и сказуемого

  1. Согласование по числу:

    • Если подлежащее в единственном числе, то сказуемое также должно быть в единственном числе. Если подлежащее во множественном числе, то и сказуемое должно быть во множественном числе.

      • Пример: Мальчик играет в футбол (подлежащее в единственном числе — сказуемое в единственном числе).

      • Пример: Дети играют в футбол (подлежащее во множественном числе – сказуемое во множественном числе).

  2. Согласование по лицу:

    • В предложении подлежащее и сказуемое должны согласовываться не только по числу, но и по лицу.

      • Пример: Я читаю книгу (1-е лицо, единственное число).

      • Пример: Мы читаем книгу (1-е лицо, множественное число).

  3. Согласование с составными подлежащими:

    • Когда подлежащее состоит из нескольких элементов, сказуемое согласуется с ближайшим членом.

      • Пример: И мама, и папа были счастливы (сказуемое согласуется с последним элементом – «папа»).

      • Пример: Ни ветер, ни дождь не помешали нам (сказуемое согласуется с ближайшим членом – «дождь»).

  4. Нарушения из-за неправильной формы глагола:

    • В некоторых случаях выбор формы глагола может быть ошибочен.

      • Пример ошибки: Он поехали в магазин (неправильная форма глагола – нужно: Он поехал в магазин).

  5. Ошибки при употреблении форм прошедшего времени:

    • Важно правильно согласовывать глаголы в прошедшем времени с подлежащим.

      • Пример: Мальчики пришли, а девочка ушел (ошибка – нужно: девочка ушла).

Практическая часть: упражнения для закрепления темы

Упражнение 1. Прочитайте предложенные варианты предложений и выберите тот, в котором нарушена связь между подлежащим и сказуемым.

  1. Вчера на улице было много людей.

  2. Он и я пошли в парк.

  3. В комнате стояли цветы и книги.

  4. Все решения были приняты вовремя.

Ответ: В предложении 2 нарушена связь между подлежащим (он и я) и сказуемым (пошли). Глагол «пошли» нужно заменить на «пошли мы», чтобы правильно согласовать с подлежащим.


Упражнение 2. Исправьте ошибку в следующих предложениях:

  1. Мальчики быстро пошли домой, а девочка ждал.

  2. Ученик сдал домашку, и они пошли на прогулку.

  3. Они будут отвечать на вопросы, а я нет.

  4. Мальчики и девочка проиграли матч.

Ответ:

  1. Мальчики быстро пошли домой, а девочка ждала.

  2. Ученик сдал домашку, и он пошел на прогулку.

  3. Они будут отвечать на вопросы, а я – нет.

  4. Мальчики и девочка проиграли матч (здесь все правильно).


Упражнение 3. Вставьте пропущенное слово (глагол) в соответствующую форму.

  1. Мы (пойти) в магазин.

  2. Он (читал) книгу всю ночь.

  3. Дети (петь) на репетиции.

  4. Они (уходить) в парк.

Ответ:

  1. Мы пошли в магазин.

  2. Он читал книгу всю ночь.

  3. Дети пели на репетиции.

  4. Они уходили в парк.


Упражнение 4. Прочитайте и проанализируйте следующие предложения, установите тип нарушения связи между подлежащим и сказуемым.

  1. Одна из задач, которые мы решаем, это проверка знаний.

  2. Он и я поехали в город.

  3. Мальчик сдал работу, а девочка уходил.

Ответ:

  1. В первом предложении нарушена связь между подлежащим и сказуемым: после «задач» следовало бы использовать множественное число для глагола – «это проверка знаний» вместо «это проверка знаний».

  2. Во втором предложении правильно согласуется подлежащее и сказуемое.

  3. В третьем предложении ошибка в форме глагола: «девочка уходил» – правильно «девочка ушла».


Упражнение 5. Составьте предложения с нарушением связи между подлежащим и сказуемым. Найдите и исправьте ошибку.


Заключение

Правильное согласование подлежащего и сказуемого – ключевая часть грамматической правильности предложения. Нарушения связи между этими членами предложения часто встречаются на экзаменах, включая задания ЕГЭ. Знание правил согласования и умение находить ошибки поможет вам успешно справиться с задачами на тестах и избежать типичных ошибок в письме.