БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Деепричастный оборот – это конструкция, состоящая из деепричастия и зависимых от него слов, которая в предложении выполняет функцию обстоятельства. Неправильное использование деепричастных оборотов приводит к нарушению смысловой и грамматической структуры предложения. Это распространённая ошибка, которая часто встречается в заданиях ЕГЭ по русскому языку. Чтобы успешно справляться с такими заданиями, важно знать правила использования деепричастных оборотов и уметь находить ошибки.


Что такое деепричастный оборот?

Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному действию в предложении. Деепричастие отвечает на вопросы: что делая? что сделав?

Деепричастный оборот состоит из:

  1. Деепричастия.

  2. Зависимых слов, которые уточняют или дополняют смысл деепричастия.

Пример:
Улыбаясь, она вышла из комнаты.

  • Деепричастие: «улыбаясь».

  • Зависимое слово: отсутствует.


Типичные ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом

  1. Деепричастный оборот относится не к тому слову, которое выполняет основное действие

    • Ошибка: Идя по улице, у меня порвалась сумка.
      (Деепричастие «идя» относится к действующему лицу, но в предложении это лицо не указано. Кажется, что «сумка» шла по улице.)

    • Исправление: Идя по улице, я порвал сумку.

  2. Нарушение логической связи между действием и добавочным действием

    • Ошибка: Закончив проект, отпуск был недолгим.
      (Кто завершил проект, не указано, а «отпуск» не может выполнять действие.)

    • Исправление: Закончив проект, я провёл недолгий отпуск.

  3. Пропуск главного действия или добавочного действия

    • Ошибка: Читая книгу, было тихо.
      (Нет указания, кто выполнял основное действие – «читал».)

    • Исправление: Читая книгу, я наслаждался тишиной.

  4. Смешение времен действия

    • Ошибка: Прочитав статью, я читаю газету.
      (Добавочное действие и основное действие происходят в разное время.)

    • Исправление: Прочитав статью, я прочитал газету.

  5. Отсутствие запятой при деепричастном обороте

    • Ошибка: Говоря по телефону я смотрел на закат.

    • Исправление: Говоря по телефону, я смотрел на закат.


Правила использования деепричастных оборотов

  1. Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми

    • Если оборот стоит в начале, в середине или в конце предложения, он выделяется запятыми.

    • Пример: Приехав домой, я сразу начал готовить ужин.

  2. Деепричастный оборот должен быть связан с подлежащим предложения

    • Лицо или предмет, выполняющий основное действие, должно совпадать с лицом или предметом, выполняющим добавочное действие.

    • Пример: Напевая песню, мальчик шёл по улице. (Оборот относится к «мальчику».)

  3. Смысловая и временная связь между действиями

    • Действия, выраженные глаголом и деепричастием, должны происходить одновременно или в логической последовательности.

    • Пример: Покрасив стены, мы убрали комнату.


Русский язык-таблица неправильного построения предложения с деепричастным оборотом 

Связь с подготовкой к ЕГЭ

На ЕГЭ задания, связанные с деепричастными оборотами, могут встречаться в следующих разделах:

  1. Задание на поиск грамматической ошибки. Нужно найти неправильное употребление деепричастного оборота и исправить его.

  2. Задание на пунктуацию. Здесь важно правильно выделить запятыми деепричастный оборот.

  3. Сочинение. Умение правильно использовать деепричастные обороты улучшает стиль текста и показывает высокий уровень грамотности.


Практическая часть: упражнения

Упражнение 1. Найдите ошибку и исправьте предложение

  1. Гуляя в лесу, у меня порвались ботинки.

  2. Закончив уроки, тетрадь была убрана в портфель.

  3. Услышав громкий крик, у него подскочило сердце.

  4. Играя на гитаре, раздались аплодисменты.

  5. Выполняя упражнения, времени на отдых не осталось.

Ответы:

  1. Гуляя в лесу, я порвал ботинки.

  2. Закончив уроки, я убрал тетрадь в портфель.

  3. Услышав громкий крик, он вздрогнул.

  4. Играя на гитаре, он услышал аплодисменты.

  5. Выполняя упражнения, я не оставил времени на отдых.


Упражнение 2. Расставьте запятые

  1. Говоря по телефону я шел по улице.

  2. Напевая песню он резал овощи.

  3. Переехав в новый город она нашла работу.

  4. Подъезжая к дому мы заметили дым.

  5. Не справившись с заданием он попросил помощи.

Ответы:

  1. Говоря по телефону, я шёл по улице.

  2. Напевая песню, он резал овощи.

  3. Переехав в новый город, она нашла работу.

  4. Подъезжая к дому, мы заметили дым.

  5. Не справившись с заданием, он попросил помощи.


Упражнение 3. Укажите, где нарушена связь между оборотом и подлежащим

  1. Бегая по двору, меня накрыл дождь.

  2. Слушая музыку, к нам пришли гости.

  3. Выпив чай, посуда была убрана.

  4. Закончив статью, автор был доволен результатом.

  5. Мы заметили, что она улыбалась, читая письмо.

Ответы:

  1. Бегая по двору, я попал под дождь.

  2. Слушая музыку, мы встретили гостей.

  3. Выпив чай, я убрал посуду.

  4. Закончив статью, автор почувствовал удовлетворение.

  5. Нет ошибок.


Упражнение 4. Составьте предложения с деепричастным оборотом

  1. (Деепричастие: «улыбаясь»)

  2. (Деепричастие: «чувствуя радость»)

  3. (Деепричастие: «напевая мелодию»)

  4. (Деепричастие: «осмотревшись вокруг»)

  5. (Деепричастие: «подготовив все материалы»)

Примеры ответов:

  1. Улыбаясь, она передала подарок.

  2. Чувствуя радость, мальчик запрыгал.

  3. Напевая мелодию, он сел за рояль.

  4. Осмотревшись вокруг, турист понял, что заблудился.

  5. Подготовив все материалы, преподаватель начал лекцию.


Упражнение 5. Исправьте ошибки

  1. Идя по лесу, у меня выпали ключи.

  2. Подъезжая к станции, поезд замедлил ход.

  3. Читая книгу, был слышен гром.

  4. Закончив уборку, стол был накрыт.

  5. Увидев приближающуюся машину, дорога была свободной.

Ответы:

  1. Идя по лесу, я уронил ключи.

  2. Подъезжая к станции, пассажиры почувствовали замедление хода.

  3. Читая книгу, я услышал гром.

  4. Закончив уборку, я накрыл стол.

  5. Увидев приближающуюся машину, я понял, что дорога свободна.


Заключение

Правильное использование деепричастных оборотов важно для грамотности и точности речи. Нарушение связи между подлежащим и деепричастным оборотом – одна из частых ошибок, встречающихся на ЕГЭ. Регулярная практика поможет избежать таких ошибок, улучшить стиль и грамматику текста.