БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Несогласованное приложение – это зависимое слово или словосочетание, обозначающее предмет, название, имя или термин, которое связано с определяемым словом через предлоги (как, в качестве, под названием и др.) или при помощи кавычек. Ошибки в построении предложений с несогласованным приложением встречаются достаточно часто. Это связано с неправильным согласованием, нарушением логики или ошибками в пунктуации. Рассмотрение этой темы важно для подготовки к ЕГЭ, так как задания на нахождение и исправление подобных ошибок встречаются в части «Грамматические ошибки».


Что такое несогласованное приложение?

Несогласованное приложение:

  1. Определяет предмет через пояснение или уточнение.

    • Пример: Книга под названием «Война и мир» была прочитана мной летом.

  2. Чаще всего употребляется в именительном или косвенных падежах.

    • Пример: Я прочитал роман Льва Толстого «Анна Каренина».

  3. Соединяется с определяемым словом при помощи предлогов или кавычек.

    • Пример: Город как культурный центр привлекает туристов.


Основные ошибки в построении предложений с несогласованным приложением

  1. Неправильное согласование приложения с определяемым словом

    • Ошибка: Роман, под названием «Война и мир», является шедевром литературы.
      (Приложение «под названием «Война и мир»» должно быть включено в предложение без лишней запятой.)

    • Исправление: Роман под названием «Война и мир» является шедевром литературы.

  2. Нарушение падежной связи между приложением и определяемым словом

    • Ошибка: Я читал книгу под названием «Гарри Поттер».
      (Приложение «под названием «Гарри Поттер»» должно быть в том же падеже, что и слово «книга».)

    • Исправление: Я читал книгу под названием «Гарри Поттера».

  3. Неправильное использование кавычек или их отсутствие

    • Ошибка: Название поэмы Евгения Онегина осталось в памяти.
      (Отсутствуют кавычки для обозначения названия.)

    • Исправление: Название поэмы «Евгений Онегин» осталось в памяти.

  4. Логические ошибки в построении

    • Ошибка: Я написал статью под названием «Влияние рекламы», опубликованную в журнале.
      (Слово «опубликованную» не связано логически с приложением.)

    • Исправление: Я написал статью под названием «Влияние рекламы», которая была опубликована в журнале.

  5. Пропуск предлога при приложении

    • Ошибка: Город, Москва, является столицей России.
      (Здесь приложение «Москва» нужно выделить предлогом или кавычками.)

    • Исправление: Город Москва является столицей России.


Правила построения предложений с несогласованным приложением

  1. Согласование в падеже

    • Приложение должно согласовываться в падеже с определяемым словом.

    • Пример: Он читал роман Льва Толстого «Анна Каренина».

  2. Употребление кавычек

    • Если приложение содержит название, оно выделяется кавычками.

    • Пример: Фильм «Титаник» стал культовым.

  3. Использование предлогов

    • Часто приложение вводится предлогами под названием, в качестве, как и др.

    • Пример: Он выступал как эксперт по биологии.

  4. Логическая связь

    • Приложение должно логически относиться к определяемому слову и пояснять его.

    • Пример: Город Санкт-Петербург является культурным центром.

  5. Отсутствие лишних знаков препинания

    • Приложение, связанное с определяемым словом, не должно выделяться запятыми, если это не требуется по контексту.

    • Пример: Мы посмотрели спектакль под названием «Ревизор».


Связь с подготовкой к ЕГЭ

На ЕГЭ задания, связанные с несогласованным приложением, встречаются в следующих форматах:

  1. Задание на нахождение грамматических ошибок. Необходимо найти и исправить нарушения в согласовании приложения с определяемым словом.

  2. Задание на пунктуацию. Требуется правильно расставить кавычки и знаки препинания при приложении.

  3. Сочинение. Умение правильно использовать несогласованные приложения улучшает стиль и делает текст более грамотным.


Русский язык-таблица нарушений в построении предложения с несогласованным приложением

Практическая часть: упражнения

Упражнение 1. Найдите и исправьте ошибки

  1. Книга под названием «Гарри Поттер» интересна многим детям.

  2. Роман «Война и мир», был издан в 19 веке.

  3. Я смотрел фильм под названием «Аватар», о котором все говорят.

  4. Город Москва стал культурным центром.

  5. Статья, под названием «Экономика России», написана экспертом.

Ответы:

  1. Книга под названием «Гарри Поттер» интересна многим детям. (Ошибка отсутствует.)

  2. Роман «Война и мир» был издан в 19 веке. (Лишняя запятая удалена.)

  3. Я смотрел фильм под названием «Аватар», о котором все говорят. (Ошибка отсутствует.)

  4. Город Москва стал культурным центром. (Ошибка отсутствует.)

  5. Статья под названием «Экономика России» написана экспертом. (Удалена лишняя запятая.)


Упражнение 2. Расставьте знаки препинания

  1. Книга Война и мир читается легко.

  2. Мы посмотрели фильм под названием Аватар.

  3. Статья в журнале называлась Экономика и финансы.

  4. Я написал рассказ под названием Первый снег.

  5. Картина Звездная ночь является шедевром.

Ответы:

  1. Книга «Война и мир» читается легко.

  2. Мы посмотрели фильм под названием «Аватар».

  3. Статья в журнале называлась «Экономика и финансы».

  4. Я написал рассказ под названием «Первый снег».

  5. Картина «Звёздная ночь» является шедевром.


Упражнение 3. Составьте предложения с несогласованным приложением

  1. (Приложение: под названием «Осень»)

  2. (Приложение: как эксперт)

  3. (Приложение: под названием «История мира»)

  4. (Приложение: в качестве помощника)

  5. (Приложение: «Гарри Поттер и философский камень»)

Примеры ответов:

  1. Книга под названием «Осень» произвела на меня сильное впечатление.

  2. Он выступил как эксперт в области психологии.

  3. Мы смотрели фильм под названием «История мира».

  4. Он работал в качестве помощника на съёмках.

  5. Я перечитал роман «Гарри Поттер и философский камень».


Упражнение 4. Найдите ошибки в падежах

  1. Книга под названием «Мастер и Маргарита» был написан Булгаковым.

  2. Я прочитал рассказ «Каштанка».

  3. Фильм под названием «Пираты Карибского моря» удивил всех зрителей.

  4. Она посмотрела картину «Девушка с жемчужной серёжкой».

  5. Мы посетили музей под названием Лувра.

Ответы:

  1. Книга под названием «Мастер и Маргарита» была написана Булгаковым.

  2. Я прочитал рассказ «Каштанка». (Ошибка отсутствует.)

  3. Фильм под названием «Пираты Карибского моря» удивил всех зрителей. (Ошибка отсутствует.)

  4. Она посмотрела картину «Девушка с жемчужной серёжкой». (Ошибка отсутствует.)

  5. Мы посетили музей под названием «Лувр».


Упражнение 5. Дополните предложения приложениями

  1. Мы прочитали книгу под названием ___.

  2. Картина ___ является шедевром мировой живописи.

  3. Город ___ привлекает туристов со всего мира.

  4. Я написал статью под названием ___.

  5. Он работает в качестве ___.

Примерные ответы:

  1. Мы прочитали книгу под названием «1984».

  2. Картина «Мона Лиза» является шедевром мировой живописи.

  3. Город Санкт-Петербург привлекает туристов со всего мира.

  4. Я написал статью под названием «Будущее технологий».

  5. Он работает в качестве инженера.


Заключение

Правильное использование несогласованных приложений – важная составляющая грамотного письменного языка. Для успешного выполнения заданий на ЕГЭ необходимо понимать правила их построения, избегать типичных ошибок и уметь правильно расставлять знаки препинания. Практика на примерах и упражнениях поможет отточить навыки и повысить уровень грамотности.