БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Причастный оборот – это конструкция, состоящая из причастия и зависимых от него слов, которая в предложении выполняет функцию определения. Неправильное использование причастных оборотов может привести к нарушению смысловой и грамматической структуры предложения. Эта тема важна для успешного выполнения заданий на ЕГЭ по русскому языку, где нужно не только корректно строить предложения, но и уметь находить и исправлять ошибки в построении.


Что такое причастный оборот?

Причастный оборот состоит из:

  1. Причастия – особой формы глагола, которая обозначает признак предмета по действию (отвечает на вопросы какой?).

    • Пример: работающий, читающий, прочитанный.

  2. Зависимых слов, которые поясняют причастие.

    • Пример: читающий интересную книгу, заполненный студентами зал.

Причастный оборот относится к существительному, которое он определяет, и всегда согласуется с ним в роде, числе и падеже.


Типичные ошибки в построении предложений с причастным оборотом

  1. Неправильное расположение причастного оборота относительно определяемого слова

    • Причастный оборот должен находиться рядом с тем словом, которое он определяет. Если это правило нарушено, возникает двусмысленность.

    • Ошибка: На стене висела картина, нарисованная в прошлом веке, моей бабушкой.
      (Кажется, что бабушка висела на стене.)

    • Исправление: На стене висела картина моей бабушки, нарисованная в прошлом веке.

  2. Отсутствие согласования причастного оборота с определяемым словом

    • Причастный оборот должен согласовываться с определяемым словом в роде, числе и падеже.

    • Ошибка: Ученик, написавшая контрольную работу, вышел из класса.
      (Слово «написавшая» должно согласовываться с «ученик».)

    • Исправление: Ученик, написавший контрольную работу, вышел из класса.

  3. Неправильное употребление слов, относящихся к причастному обороту

    • Зависимые слова причастного оборота не должны быть лишними или искажать смысл.

    • Ошибка: На столе лежала книга, написанная в начале и середине века.
      (Два периода времени не могут быть объединены таким образом.)

    • Исправление: На столе лежала книга, написанная в начале века.

  4. Пропущенные знаки препинания

    • Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова.

    • Ошибка: Я увидел человека идущего по улице.
      (Нет запятой перед «идущего».)

    • Исправление: Я увидел человека, идущего по улице.

  5. Употребление причастного оборота вместо деепричастного

    • Причастный оборот должен определять предмет, а не действие.

    • Ошибка: Работая в саду, были политы цветы.
      (Нет указания, кто работал и поливал цветы.)

    • Исправление: Работая в саду, я полил цветы.


Русский язык-таблица ошибок в построении предложений с причастным оборотом

Правила построения предложения с причастным оборотом

  1. Расположение причастного оборота

    • Причастный оборот должен быть расположен непосредственно рядом с определяемым словом.

  2. Согласование причастного оборота

    • Причастный оборот согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже.

  3. Пунктуация

    • Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он выделяется запятыми:

      • Я увидел книгу, лежащую на столе.

    • Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятая не ставится:

      • Лежащая на столе книга принадлежит мне.

  4. Смысловая точность

    • Причастный оборот должен быть грамматически и логически связан с определяемым словом, а не с другими элементами предложения.


Практические упражнения

Упражнение 1. Найдите ошибку и исправьте предложение

  1. На столе лежали тетради, написанные учителем, на полке.

  2. Я увидел ученика, проверившего контрольные работы, за партой.

  3. Девочка, гуляя по парку, играла с собакой.

  4. Студент, принесшая отчёт, подошёл к преподавателю.

  5. В зале была тишина, нарушаемая только тихим шёпотом ветра, за окном.

Ответы:

  1. На столе лежали тетради на полке, написанные учителем.

  2. Я увидел ученика за партой, проверившего контрольные работы.

  3. Девочка, гуляя по парку, играла с собакой. (Ошибка отсутствует.)

  4. Студент, принёсший отчёт, подошёл к преподавателю.

  5. В зале была тишина, нарушаемая только тихим шёпотом ветра за окном.


Упражнение 2. Расставьте запятые в предложениях

  1. Я увидел человека идущего по тропинке.

  2. На столе лежала книга принадлежащая моей бабушке.

  3. Она посмотрела на дверь открывающуюся скрипом.

  4. Ветер поднимал листья лежащие на земле.

  5. Мы встретили девушку пришедшую с праздника.

Ответы:

  1. Я увидел человека, идущего по тропинке.

  2. На столе лежала книга, принадлежащая моей бабушке.

  3. Она посмотрела на дверь, открывающуюся скрипом.

  4. Ветер поднимал листья, лежащие на земле.

  5. Мы встретили девушку, пришедшую с праздника.


Упражнение 3. Составьте предложения с причастным оборотом

Пример: Книга, прочитанная мной на каникулах, была интересной.

  1. ___________, лежащая на полу, была моей.

  2. ___________, пришедший в гости, радостно нас встретил.

  3. ___________, украшающий сад, стоял в центре.

  4. ___________, написанная известным автором, была бестселлером.

  5. ___________, уснувший в кресле, не услышал звонка.

Примерные ответы:

  1. Тетрадь, лежащая на полу, была моей.

  2. Друг, пришедший в гости, радостно нас встретил.

  3. Куст, украшающий сад, стоял в центре.

  4. Книга, написанная известным автором, была бестселлером.

  5. Мужчина, уснувший в кресле, не услышал звонка.


Упражнение 4. Исправьте предложения с нарушением связи

  1. На стене висела картина, моей бабушкой, нарисованная в прошлом веке.

  2. На столе лежала тетрадь, принадлежащая учителю, и ручка.

  3. Я увидел девочку, идущая по тропинке.

  4. Это был самый красивый дом, построенный в этом году, архитектором.

  5. Мальчик принёс книгу, прочитанную его сестрой, в школу.

Ответы:

  1. На стене висела картина моей бабушки, нарисованная в прошлом веке.

  2. На столе лежала тетрадь и ручка, принадлежащая учителю.

  3. Я увидел девочку, идущую по тропинке.

  4. Это был самый красивый дом, построенный в этом году архитектором.

  5. Мальчик принёс в школу книгу, прочитанную его сестрой.


Заключение

Правильное построение предложений с причастным оборотом – это важный навык, который помогает сделать текст грамматически правильным и логичным. Для успешного выполнения заданий ЕГЭ важно уметь не только строить такие предложения, но и находить в них ошибки. Регулярная практика и внимательность к грамматическим деталям помогут избежать распространённых ошибок.