Причастный оборот – это конструкция, состоящая из причастия и зависимых от него слов, которая в предложении выполняет функцию определения. Неправильное использование причастных оборотов может привести к нарушению смысловой и грамматической структуры предложения. Эта тема важна для успешного выполнения заданий на ЕГЭ по русскому языку, где нужно не только корректно строить предложения, но и уметь находить и исправлять ошибки в построении.
Причастный оборот состоит из:
Причастия – особой формы глагола, которая обозначает признак предмета по действию (отвечает на вопросы какой?).
Пример: работающий, читающий, прочитанный.
Зависимых слов, которые поясняют причастие.
Пример: читающий интересную книгу, заполненный студентами зал.
Причастный оборот относится к существительному, которое он определяет, и всегда согласуется с ним в роде, числе и падеже.
Неправильное расположение причастного оборота относительно определяемого слова
Причастный оборот должен находиться рядом с тем словом, которое он определяет. Если это правило нарушено, возникает двусмысленность.
Ошибка: На стене висела картина, нарисованная в прошлом веке, моей бабушкой.
(Кажется, что бабушка висела на стене.)
Исправление: На стене висела картина моей бабушки, нарисованная в прошлом веке.
Отсутствие согласования причастного оборота с определяемым словом
Причастный оборот должен согласовываться с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Ошибка: Ученик, написавшая контрольную работу, вышел из класса.
(Слово «написавшая» должно согласовываться с «ученик».)
Исправление: Ученик, написавший контрольную работу, вышел из класса.
Неправильное употребление слов, относящихся к причастному обороту
Зависимые слова причастного оборота не должны быть лишними или искажать смысл.
Ошибка: На столе лежала книга, написанная в начале и середине века.
(Два периода времени не могут быть объединены таким образом.)
Исправление: На столе лежала книга, написанная в начале века.
Пропущенные знаки препинания
Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова.
Ошибка: Я увидел человека идущего по улице.
(Нет запятой перед «идущего».)
Исправление: Я увидел человека, идущего по улице.
Употребление причастного оборота вместо деепричастного
Причастный оборот должен определять предмет, а не действие.
Ошибка: Работая в саду, были политы цветы.
(Нет указания, кто работал и поливал цветы.)
Исправление: Работая в саду, я полил цветы.
Расположение причастного оборота
Причастный оборот должен быть расположен непосредственно рядом с определяемым словом.
Согласование причастного оборота
Причастный оборот согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Пунктуация
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он выделяется запятыми:
Я увидел книгу, лежащую на столе.
Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятая не ставится:
Лежащая на столе книга принадлежит мне.
Смысловая точность
Причастный оборот должен быть грамматически и логически связан с определяемым словом, а не с другими элементами предложения.
Упражнение 1. Найдите ошибку и исправьте предложение
На столе лежали тетради, написанные учителем, на полке.
Я увидел ученика, проверившего контрольные работы, за партой.
Девочка, гуляя по парку, играла с собакой.
Студент, принесшая отчёт, подошёл к преподавателю.
В зале была тишина, нарушаемая только тихим шёпотом ветра, за окном.
Ответы:
На столе лежали тетради на полке, написанные учителем.
Я увидел ученика за партой, проверившего контрольные работы.
Девочка, гуляя по парку, играла с собакой. (Ошибка отсутствует.)
Студент, принёсший отчёт, подошёл к преподавателю.
В зале была тишина, нарушаемая только тихим шёпотом ветра за окном.
Упражнение 2. Расставьте запятые в предложениях
Я увидел человека идущего по тропинке.
На столе лежала книга принадлежащая моей бабушке.
Она посмотрела на дверь открывающуюся скрипом.
Ветер поднимал листья лежащие на земле.
Мы встретили девушку пришедшую с праздника.
Ответы:
Я увидел человека, идущего по тропинке.
На столе лежала книга, принадлежащая моей бабушке.
Она посмотрела на дверь, открывающуюся скрипом.
Ветер поднимал листья, лежащие на земле.
Мы встретили девушку, пришедшую с праздника.
Упражнение 3. Составьте предложения с причастным оборотом
Пример: Книга, прочитанная мной на каникулах, была интересной.
___________, лежащая на полу, была моей.
___________, пришедший в гости, радостно нас встретил.
___________, украшающий сад, стоял в центре.
___________, написанная известным автором, была бестселлером.
___________, уснувший в кресле, не услышал звонка.
Примерные ответы:
Тетрадь, лежащая на полу, была моей.
Друг, пришедший в гости, радостно нас встретил.
Куст, украшающий сад, стоял в центре.
Книга, написанная известным автором, была бестселлером.
Мужчина, уснувший в кресле, не услышал звонка.
Упражнение 4. Исправьте предложения с нарушением связи
На стене висела картина, моей бабушкой, нарисованная в прошлом веке.
На столе лежала тетрадь, принадлежащая учителю, и ручка.
Я увидел девочку, идущая по тропинке.
Это был самый красивый дом, построенный в этом году, архитектором.
Мальчик принёс книгу, прочитанную его сестрой, в школу.
Ответы:
На стене висела картина моей бабушки, нарисованная в прошлом веке.
На столе лежала тетрадь и ручка, принадлежащая учителю.
Я увидел девочку, идущую по тропинке.
Это был самый красивый дом, построенный в этом году архитектором.
Мальчик принёс в школу книгу, прочитанную его сестрой.
Правильное построение предложений с причастным оборотом – это важный навык, который помогает сделать текст грамматически правильным и логичным. Для успешного выполнения заданий ЕГЭ важно уметь не только строить такие предложения, но и находить в них ошибки. Регулярная практика и внимательность к грамматическим деталям помогут избежать распространённых ошибок.