Видо-временная соотнесённость глагольных форм – это грамматическое соответствие между действиями, выраженными глаголами, по их виду (совершенный или несовершенный) и времени (прошедшее, настоящее или будущее). Нарушение этого соответствия является одной из распространённых ошибок в речи и письме, которое делает предложение нелогичным или грамматически неверным. Эта тема особенно важна для подготовки к ЕГЭ, поскольку задания на выявление таких ошибок встречаются в части грамматического анализа.
Вид глагола:
Совершенный вид – обозначает действие, которое завершено или будет завершено.
Примеры: сделал, прочитал, выучу.
Несовершенный вид – обозначает действие, которое происходит, происходило или будет происходить в определённый момент времени, без указания на завершённость.
Примеры: делаю, читаю, буду учить.
Время глагола:
Настоящее время – обозначает действие, происходящее в момент речи.
Пример: Я читаю книгу.
Прошедшее время – обозначает действие, уже завершившееся к моменту речи.
Пример: Я прочитал книгу.
Будущее время – обозначает действие, которое произойдёт после момента речи.
Пример: Я прочитаю книгу.
Соотнесённость глагольных форм:
При описании событий в предложении или тексте глаголы должны быть логически и грамматически согласованы по виду и времени.
Несогласованность времён в одном предложении
Ошибка: Когда он будет делать задание, он уже сделал первый шаг.
(Глаголы «будет делать» и «сделал» находятся в разных временных плоскостях.)
Исправление: Когда он будет делать задание, он уже сделает первый шаг.
Неправильное употребление видов глаголов
Ошибка: Когда он прочитывал книгу, он сделал заметки.
(Несовершенный вид «прочитывал» не согласуется с действием «сделал», которое завершено.)
Исправление: Когда он прочитал книгу, он сделал заметки.
Логическая несогласованность времён
Ошибка: Когда я подошёл к окну, солнце уже садится.
(Глаголы «подошёл» и «садится» противоречат логической последовательности действий.)
Исправление: Когда я подошёл к окну, солнце уже садилось.
Нарушение временной последовательности в сложноподчинённых предложениях
Ошибка: Я знал, что завтра он приезжает.
(Глагол «знал» в прошедшем времени противоречит «приезжает» в настоящем.)
Исправление: Я знал, что завтра он приедет.
Использование несовместимых форм при указании времени и вида
Ошибка: Он хочет, чтобы мы изучали эту тему вчера.
(Невозможно изучать вчера в контексте желания в настоящем.)
Исправление: Он хочет, чтобы мы изучили эту тему.
Единая временная плоскость:
В одном предложении глаголы должны быть согласованы по времени. Исключение составляют предложения, описывающие действия, происходящие в разное время.
Согласование действий по виду:
Глаголы одного логического ряда должны соответствовать по виду (совершенному или несовершенному).
Логическая связь действий:
Действия в сложноподчинённых предложениях должны быть согласованы логически. Например, действие в главном предложении, завершившееся ранее, должно использовать глагол совершенного вида.
Согласование будущих и прошедших действий:
В придаточных предложениях с прошедшим временем главного предложения используются глаголы будущего времени, если речь идёт о действиях, которые произойдут позже.
Соответствие причинно-следственных связей:
Использование глаголов должно отражать хронологический порядок событий.
Упражнение 1. Найдите и исправьте ошибки
Когда я позвоню ему вчера, он ещё был занят.
Он решил, что будет делать задание вчера вечером.
Мы знали, что через час они уже прибыли.
Если ты пойдёшь гулять, то уже сходил в магазин.
Когда он заходит в комнату, мы уже обсуждали план.
Ответы:
Когда я позвонил ему вчера, он ещё был занят.
Он решил, что сделал задание вчера вечером.
Мы знали, что через час они уже прибудут.
Если ты пойдёшь гулять, то уже сходи в магазин.
Когда он зашёл в комнату, мы уже обсуждали план.
Упражнение 2. Определите вид и время глаголов
Пример: Я читаю книгу. (несовершенный вид, настоящее время)
Мы будем готовить проект.
Он прочитал письмо.
Девочки пели песню.
Завтра я закончу работу.
Они уже уезжали, когда мы подошли.
Ответы:
Будем готовить – несовершенный вид, будущее время.
Прочитал – совершенный вид, прошедшее время.
Пели – несовершенный вид, прошедшее время.
Закончу – совершенный вид, будущее время.
Уезжали – несовершенный вид, прошедшее время; подошли – совершенный вид, прошедшее время.
Упражнение 3. Исправьте несоответствие глаголов по виду
Он стал искать книгу, которую давно читал.
Придя домой, она отдыхала и читала статью.
Когда я просыпаюсь, мама уже приготовила завтрак.
Мы были уверены, что она будет учить этот язык долго.
После того как он выучивал слова, он написал эссе.
Ответы:
Он стал искать книгу, которую давно прочитал.
Придя домой, она отдохнула и прочитала статью.
Когда я просыпаюсь, мама уже готовит завтрак.
Мы были уверены, что она долго учила этот язык.
После того как он выучил слова, он написал эссе.
Упражнение 4. Найдите логические ошибки в предложениях
Закончив проект, я собираюсь поужинать.
Когда мы увидим результат, мы уже завершили работу.
Пока шёл дождь, дети будут играть дома.
Я знал, что он вчера идёт на встречу.
Мы думали, что она вернулась завтра.
Ответы:
Закончив проект, я собрался поужинать.
Когда мы увидим результат, мы уже завершим работу.
Пока шёл дождь, дети играли дома.
Я знал, что он вчера пошёл на встречу.
Мы думали, что она вернётся завтра.
Упражнение 5. Составьте предложения, соблюдая видо-временную соотнесённость
(Настоящее время + прошедшее время)
(Будущее время + прошедшее время)
(Прошедшее время + будущее время)
(Прошедшее время + прошедшее время)
(Будущее время + настоящее время)
Примерные ответы:
Когда я готовлю обед, он уже убрал в комнате.
Завтра я сделаю доклад, который готовил вчера.
Я понял, что они вернутся поздно.
Когда я вошёл в комнату, она уже спала.
Завтра я расскажу, как ты выступаешь на концерте.
Правильное соблюдение видо-временной соотнесённости глаголов важно для построения грамматически и логически правильных предложений. На ЕГЭ такие задания требуют от ученика внимания и знания правил согласования глагольных форм. Регулярная практика позволит избежать ошибок и улучшить общее понимание структуры текста.