БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм

Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм

Видо-временная соотнесённость глагольных форм – это грамматическое соответствие между действиями, выраженными глаголами, по их виду (совершенный или несовершенный) и времени (прошедшее, настоящее или будущее). Нарушение этого соответствия является одной из распространённых ошибок в речи и письме, которое делает предложение нелогичным или грамматически неверным. Эта тема особенно важна для подготовки к ЕГЭ, поскольку задания на выявление таких ошибок встречаются в части грамматического анализа.


Основные понятия

  1. Вид глагола:

    • Совершенный вид – обозначает действие, которое завершено или будет завершено.

      • Примеры: сделал, прочитал, выучу.

    • Несовершенный вид – обозначает действие, которое происходит, происходило или будет происходить в определённый момент времени, без указания на завершённость.

      • Примеры: делаю, читаю, буду учить.

  2. Время глагола:

    • Настоящее время – обозначает действие, происходящее в момент речи.

      • Пример: Я читаю книгу.

    • Прошедшее время – обозначает действие, уже завершившееся к моменту речи.

      • Пример: Я прочитал книгу.

    • Будущее время – обозначает действие, которое произойдёт после момента речи.

      • Пример: Я прочитаю книгу.

  3. Соотнесённость глагольных форм:

    • При описании событий в предложении или тексте глаголы должны быть логически и грамматически согласованы по виду и времени.


Типичные ошибки

  1. Несогласованность времён в одном предложении

    • Ошибка: Когда он будет делать задание, он уже сделал первый шаг.
      (Глаголы «будет делать» и «сделал» находятся в разных временных плоскостях.)

    • Исправление: Когда он будет делать задание, он уже сделает первый шаг.

  2. Неправильное употребление видов глаголов

    • Ошибка: Когда он прочитывал книгу, он сделал заметки.
      (Несовершенный вид «прочитывал» не согласуется с действием «сделал», которое завершено.)

    • Исправление: Когда он прочитал книгу, он сделал заметки.

  3. Логическая несогласованность времён

    • Ошибка: Когда я подошёл к окну, солнце уже садится.
      (Глаголы «подошёл» и «садится» противоречат логической последовательности действий.)

    • Исправление: Когда я подошёл к окну, солнце уже садилось.

  4. Нарушение временной последовательности в сложноподчинённых предложениях

    • Ошибка: Я знал, что завтра он приезжает.
      (Глагол «знал» в прошедшем времени противоречит «приезжает» в настоящем.)

    • Исправление: Я знал, что завтра он приедет.

  5. Использование несовместимых форм при указании времени и вида

    • Ошибка: Он хочет, чтобы мы изучали эту тему вчера.
      (Невозможно изучать вчера в контексте желания в настоящем.)

    • Исправление: Он хочет, чтобы мы изучили эту тему.


Русский язык-таблица нарушений видо-временной соотнесенности глагольных форм

Правила соблюдения видо-временной соотнесённости

  1. Единая временная плоскость:

    • В одном предложении глаголы должны быть согласованы по времени. Исключение составляют предложения, описывающие действия, происходящие в разное время.

  2. Согласование действий по виду:

    • Глаголы одного логического ряда должны соответствовать по виду (совершенному или несовершенному).

  3. Логическая связь действий:

    • Действия в сложноподчинённых предложениях должны быть согласованы логически. Например, действие в главном предложении, завершившееся ранее, должно использовать глагол совершенного вида.

  4. Согласование будущих и прошедших действий:

    • В придаточных предложениях с прошедшим временем главного предложения используются глаголы будущего времени, если речь идёт о действиях, которые произойдут позже.

  5. Соответствие причинно-следственных связей:

    • Использование глаголов должно отражать хронологический порядок событий.


Практическая часть

Упражнение 1. Найдите и исправьте ошибки

  1. Когда я позвоню ему вчера, он ещё был занят.

  2. Он решил, что будет делать задание вчера вечером.

  3. Мы знали, что через час они уже прибыли.

  4. Если ты пойдёшь гулять, то уже сходил в магазин.

  5. Когда он заходит в комнату, мы уже обсуждали план.

Ответы:

  1. Когда я позвонил ему вчера, он ещё был занят.

  2. Он решил, что сделал задание вчера вечером.

  3. Мы знали, что через час они уже прибудут.

  4. Если ты пойдёшь гулять, то уже сходи в магазин.

  5. Когда он зашёл в комнату, мы уже обсуждали план.


Упражнение 2. Определите вид и время глаголов

Пример: Я читаю книгу. (несовершенный вид, настоящее время)

  1. Мы будем готовить проект.

  2. Он прочитал письмо.

  3. Девочки пели песню.

  4. Завтра я закончу работу.

  5. Они уже уезжали, когда мы подошли.

Ответы:

  1. Будем готовить – несовершенный вид, будущее время.

  2. Прочитал – совершенный вид, прошедшее время.

  3. Пели – несовершенный вид, прошедшее время.

  4. Закончу – совершенный вид, будущее время.

  5. Уезжали – несовершенный вид, прошедшее время; подошли – совершенный вид, прошедшее время.


Упражнение 3. Исправьте несоответствие глаголов по виду

  1. Он стал искать книгу, которую давно читал.

  2. Придя домой, она отдыхала и читала статью.

  3. Когда я просыпаюсь, мама уже приготовила завтрак.

  4. Мы были уверены, что она будет учить этот язык долго.

  5. После того как он выучивал слова, он написал эссе.

Ответы:

  1. Он стал искать книгу, которую давно прочитал.

  2. Придя домой, она отдохнула и прочитала статью.

  3. Когда я просыпаюсь, мама уже готовит завтрак.

  4. Мы были уверены, что она долго учила этот язык.

  5. После того как он выучил слова, он написал эссе.


Упражнение 4. Найдите логические ошибки в предложениях

  1. Закончив проект, я собираюсь поужинать.

  2. Когда мы увидим результат, мы уже завершили работу.

  3. Пока шёл дождь, дети будут играть дома.

  4. Я знал, что он вчера идёт на встречу.

  5. Мы думали, что она вернулась завтра.

Ответы:

  1. Закончив проект, я собрался поужинать.

  2. Когда мы увидим результат, мы уже завершим работу.

  3. Пока шёл дождь, дети играли дома.

  4. Я знал, что он вчера пошёл на встречу.

  5. Мы думали, что она вернётся завтра.


Упражнение 5. Составьте предложения, соблюдая видо-временную соотнесённость

  1. (Настоящее время + прошедшее время)

  2. (Будущее время + прошедшее время)

  3. (Прошедшее время + будущее время)

  4. (Прошедшее время + прошедшее время)

  5. (Будущее время + настоящее время)

Примерные ответы:

  1. Когда я готовлю обед, он уже убрал в комнате.

  2. Завтра я сделаю доклад, который готовил вчера.

  3. Я понял, что они вернутся поздно.

  4. Когда я вошёл в комнату, она уже спала.

  5. Завтра я расскажу, как ты выступаешь на концерте.


Заключение

Правильное соблюдение видо-временной соотнесённости глаголов важно для построения грамматически и логически правильных предложений. На ЕГЭ такие задания требуют от ученика внимания и знания правил согласования глагольных форм. Регулярная практика позволит избежать ошибок и улучшить общее понимание структуры текста.