Однородные члены предложения – это равноправные компоненты, выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию и отвечающие на один и тот же вопрос. Они зависят от одного и того же главного слова в предложении и связаны между собой с помощью интонации или союзов, таких как и, или, либо, а, но. В данной теме акцент сделан на однородные члены, связанные союзом «и».
Пример:
Подробнее ознакомиться с темой «Однородные члены предложения» можно здесь.
Союз «и» является соединительным союзом, который указывает на:
Перечисление. Однородные члены используются для перечисления действий, объектов, признаков.
Пример: На столе лежали фрукты, овощи и сладости.
Дополнение мысли. Союз «и» добавляет новое действие или характеристику.
Пример: Она была добра и внимательна.
Усиление значения. Если союз «и» повторяется (например, и... и), он подчёркивает значимость всех однородных членов.
Пример: На улице было и холодно, и сыро.
Однородные подлежащие. Несколько подлежащих, связанных союзом «и», указывают на несколько субъектов действия.
Пример: Мама и папа уехали на дачу.
Однородные сказуемые. Одно подлежащее выполняет несколько действий, соединённых союзом «и».
Пример: Дети играли и смеялись.
Однородные дополнения. Несколько объектов действия объединены союзом «и».
Пример: Мы купили яблоки и груши.
Однородные определения. Несколько признаков, связанных с одним словом, соединяются союзом «и».
Пример: Лес был густой и тёмный.
Однородные обстоятельства. Несколько обстоятельств связаны союзом «и».
Пример: Мы поехали в Москву и к бабушке.
Запятая не ставится:
Если однородные члены соединены одиночным союзом «и».
Пример: Мы ели фрукты и ягоды.
Запятая ставится:
Если союз «и» повторяется: и... и.
Пример: На улице было и холодно, и сыро.
Если в предложении есть обобщающее слово перед однородными членами.
Пример: В саду были: яблони и груши.
Запятая перед союзом «и» ставится в сложносочинённых предложениях.
Пример: Мы уехали на дачу, и она осталась одна.
Нарушение грамматического параллелизма. Все однородные члены должны быть оформлены одинаково.
Пример ошибки: Мы гуляли по лесу, катались на коньках и рыбалка.
Исправленный вариант: Мы гуляли по лесу, катались на коньках и рыбачили.
Неверное употребление знаков препинания. Ошибки часто возникают при пропуске запятых в перечислениях с повторяющимся союзом «и».
Пример ошибки: Мы купили и яблоки и груши.
Исправленный вариант: Мы купили и яблоки, и груши.
Смешение типов связи. Использование союза «и» в предложении с разными смысловыми отношениями может вызвать путаницу.
Пример ошибки: Мы поехали в парк, но катались на коньках и гуляли.
Исправленный вариант: Мы поехали в парк, катались на коньках и гуляли.
На ЕГЭ тема однородных членов с союзом «и» может встречаться в:
Задание – расстановка знаков препинания в предложениях.
Задание – выявление ошибок в построении предложений.
Задание – анализ структуры предложения.
Упражнение 1. Найдите однородные члены, связанные союзом «и»
Она читала книгу и слушала музыку.
На столе лежали фрукты и овощи.
Мы гуляли и играли на улице.
Лес был тихий и спокойный.
Они катались на велосипеде и плавали в реке.
Ответ:
Читала, слушала.
Фрукты, овощи.
Гуляли, играли.
Тихий, спокойный.
Катались, плавали.
Упражнение 2. Расставьте знаки препинания
Мы ели фрукты и ягоды и орехи.
Он и работает и учится.
Вечером мы читали и обсуждали книгу.
В саду росли яблони и груши и вишни.
Она и готовит и убирает дома.
Ответ:
Мы ели фрукты, и ягоды, и орехи.
Он и работает, и учится.
Вечером мы читали и обсуждали книгу.
В саду росли яблони, груши и вишни.
Она и готовит, и убирает дома.
Упражнение 3. Найдите ошибки и исправьте их
Мы шли в лес, катались на коньках и лыжная прогулка.
В вазе стояли цветы и ветки и листья.
Она готовила и убирала, а делала задания.
Дети играли, прыгали и на качелях.
Мы уехали в город, и работали в саду.
Ответ:
Мы шли в лес, катались на коньках и гуляли на лыжах.
В вазе стояли цветы, ветки и листья.
Она готовила, убирала и делала задания.
Дети играли, прыгали и катались на качелях.
Мы уехали в город и работали в саду.
Упражнение 4. Составьте предложения с союзом «и»
С однородными подлежащими.
С однородными сказуемыми.
С однородными дополнениями.
С однородными обстоятельствами.
С однородными определениями.
Пример ответа:
Мама и папа были дома.
Мы гуляли и катались на велосипедах.
Она купила хлеб и молоко.
Мы поехали в парк и на озеро.
Лес был густой и зелёный.
Упражнение 5. Замените неверные союзы
Мы пойдём в кино или на прогулку, и домой.
В вазе были цветы, но листья и ветки.
Она читала книгу и слушала музыку, а писала заметки.
Мы купили хлеб, молоко или сыр.
Лес был густой или зелёный.
Ответ:
Мы пойдём в кино, на прогулку и домой.
В вазе были цветы, листья и ветки.
Она читала книгу, слушала музыку и писала заметки.
Мы купили хлеб, молоко и сыр.
Лес был густой и зелёный.
Союз «и» играет важную роль в предложениях с однородными членами, обеспечивая их логическое и синтаксическое соединение. Для успешного выполнения заданий на ЕГЭ важно знать правила использования союза «и» и избегать типичных ошибок. Регулярные упражнения помогут вам освоить эту тему и уверенно справляться с экзаменационными заданиями.