БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Однородные члены предложения с союзом и

Однородные члены предложения с союзом и

Однородные члены предложения – это равноправные компоненты, выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию и отвечающие на один и тот же вопрос. Они зависят от одного и того же главного слова в предложении и связаны между собой с помощью интонации или союзов, таких как и, или, либо, а, но. В данной теме акцент сделан на однородные члены, связанные союзом «и».

Пример:

  • Мама готовила ужин и пекла пироги.
    (однородные сказуемые: готовила, пекла).


Подробнее ознакомиться с темой «Однородные члены предложения» можно здесь.

1. Роль союза «и» в предложении с однородными членами

Союз «и» является соединительным союзом, который указывает на:

  1. Перечисление. Однородные члены используются для перечисления действий, объектов, признаков.
    Пример: На столе лежали фрукты, овощи и сладости.

  2. Дополнение мысли. Союз «и» добавляет новое действие или характеристику.
    Пример: Она была добра и внимательна.

  3. Усиление значения. Если союз «и» повторяется (например, и... и), он подчёркивает значимость всех однородных членов.
    Пример: На улице было и холодно, и сыро.


2. Виды однородных членов с союзом «и»

  1. Однородные подлежащие. Несколько подлежащих, связанных союзом «и», указывают на несколько субъектов действия.
    Пример: Мама и папа уехали на дачу.

  2. Однородные сказуемые. Одно подлежащее выполняет несколько действий, соединённых союзом «и».
    Пример: Дети играли и смеялись.

  3. Однородные дополнения. Несколько объектов действия объединены союзом «и».
    Пример: Мы купили яблоки и груши.

  4. Однородные определения. Несколько признаков, связанных с одним словом, соединяются союзом «и».
    Пример: Лес был густой и тёмный.

  5. Однородные обстоятельства. Несколько обстоятельств связаны союзом «и».
    Пример: Мы поехали в Москву и к бабушке.


3. Пунктуация при однородных членах с союзом «и»

  1. Запятая не ставится:
    Если однородные члены соединены одиночным союзом «и».
    Пример: Мы ели фрукты и ягоды.

  2. Запятая ставится:

    • Если союз «и» повторяется: и... и.
      Пример: На улице было и холодно, и сыро.

    • Если в предложении есть обобщающее слово перед однородными членами.
      Пример: В саду были: яблони и груши.

  3. Запятая перед союзом «и» ставится в сложносочинённых предложениях.
    Пример: Мы уехали на дачу, и она осталась одна.


4. Ошибки при использовании союза «и»

  1. Нарушение грамматического параллелизма. Все однородные члены должны быть оформлены одинаково.
    Пример ошибки: Мы гуляли по лесу, катались на коньках и рыбалка.
    Исправленный вариант: Мы гуляли по лесу, катались на коньках и рыбачили.

  2. Неверное употребление знаков препинания. Ошибки часто возникают при пропуске запятых в перечислениях с повторяющимся союзом «и».
    Пример ошибки: Мы купили и яблоки и груши.
    Исправленный вариант: Мы купили и яблоки, и груши.

  3. Смешение типов связи. Использование союза «и» в предложении с разными смысловыми отношениями может вызвать путаницу.
    Пример ошибки: Мы поехали в парк, но катались на коньках и гуляли.
    Исправленный вариант: Мы поехали в парк, катались на коньках и гуляли.


Русский язык-таблица случаев, когда однородные члены предложения соединяются с союзом и

5. Союз «и» и подготовка к ЕГЭ

На ЕГЭ тема однородных членов с союзом «и» может встречаться в:

  1. Задание – расстановка знаков препинания в предложениях.

  2. Задание – выявление ошибок в построении предложений.

  3. Задание – анализ структуры предложения.


Практическая часть

Упражнение 1. Найдите однородные члены, связанные союзом «и»

  1. Она читала книгу и слушала музыку.

  2. На столе лежали фрукты и овощи.

  3. Мы гуляли и играли на улице.

  4. Лес был тихий и спокойный.

  5. Они катались на велосипеде и плавали в реке.

Ответ:

  1. Читала, слушала.

  2. Фрукты, овощи.

  3. Гуляли, играли.

  4. Тихий, спокойный.

  5. Катались, плавали.


Упражнение 2. Расставьте знаки препинания

  1. Мы ели фрукты и ягоды и орехи.

  2. Он и работает и учится.

  3. Вечером мы читали и обсуждали книгу.

  4. В саду росли яблони и груши и вишни.

  5. Она и готовит и убирает дома.

Ответ:

  1. Мы ели фрукты, и ягоды, и орехи.

  2. Он и работает, и учится.

  3. Вечером мы читали и обсуждали книгу.

  4. В саду росли яблони, груши и вишни.

  5. Она и готовит, и убирает дома.


Упражнение 3. Найдите ошибки и исправьте их

  1. Мы шли в лес, катались на коньках и лыжная прогулка.

  2. В вазе стояли цветы и ветки и листья.

  3. Она готовила и убирала, а делала задания.

  4. Дети играли, прыгали и на качелях.

  5. Мы уехали в город, и работали в саду.

Ответ:

  1. Мы шли в лес, катались на коньках и гуляли на лыжах.

  2. В вазе стояли цветы, ветки и листья.

  3. Она готовила, убирала и делала задания.

  4. Дети играли, прыгали и катались на качелях.

  5. Мы уехали в город и работали в саду.


Упражнение 4. Составьте предложения с союзом «и»

  1. С однородными подлежащими.

  2. С однородными сказуемыми.

  3. С однородными дополнениями.

  4. С однородными обстоятельствами.

  5. С однородными определениями.

Пример ответа:

  1. Мама и папа были дома.

  2. Мы гуляли и катались на велосипедах.

  3. Она купила хлеб и молоко.

  4. Мы поехали в парк и на озеро.

  5. Лес был густой и зелёный.


Упражнение 5. Замените неверные союзы

  1. Мы пойдём в кино или на прогулку, и домой.

  2. В вазе были цветы, но листья и ветки.

  3. Она читала книгу и слушала музыку, а писала заметки.

  4. Мы купили хлеб, молоко или сыр.

  5. Лес был густой или зелёный.

Ответ:

  1. Мы пойдём в кино, на прогулку и домой.

  2. В вазе были цветы, листья и ветки.

  3. Она читала книгу, слушала музыку и писала заметки.

  4. Мы купили хлеб, молоко и сыр.

  5. Лес был густой и зелёный.


Вывод

Союз «и» играет важную роль в предложениях с однородными членами, обеспечивая их логическое и синтаксическое соединение. Для успешного выполнения заданий на ЕГЭ важно знать правила использования союза «и» и избегать типичных ошибок. Регулярные упражнения помогут вам освоить эту тему и уверенно справляться с экзаменационными заданиями.