БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2026 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Ошибка в образовании формы слова

Ошибка в образовании формы слова

Одна из самых распространённых групп грамматических ошибок в русском языке – ошибка в образовании формы слова. Она заключается в употреблении слова в неправильной грамматической форме, что нарушает нормы литературного языка. Такие ошибки встречаются как в устной, так и в письменной речи, причём зачастую являются маркерами недостаточного владения нормами языка. На ЕГЭ по русскому языку задания, связанные с выявлением и исправлением подобных ошибок, регулярно встречаются, что подчёркивает значимость темы для успешной сдачи экзамена.

Теоретические основы: что такое форма слова?

Форма слова – это одна из возможных грамматических разновидностей (словоформ) данного слова, возникающая при его изменении по падежам, числам, родам (у имён), по временам, лицам, числам (у глаголов) и т.д. Совокупность всех форм слова составляет парадигму. Ошибка в образовании формы слова – это отклонение от грамматических норм словоизменения.

Классификация ошибок в образовании формы слова

  1. Ошибки в склонении существительных

    • Неправильное образование падежной формы:
      Пример ошибки: в трёхстах рублях (правильно: в трёхстах рублях), много инженеров (правильно: много инженеров), несколько писателей (правильно: несколько писателей).

    • Смешение родов, неправильное образование формы числа:
      Пример ошибки: вкусные помидоры (правильно), вкусные помидорЫ (ошибка), несколько новых тетрадей (правильно), несколько новых тетрадок (разговорный вариант).

  2. Ошибки в склонении прилагательных

    • Неправильное сочетание с существительным:
      Пример ошибки: более лучший (правильно: лучший), менее худший (правильно: худший), самый лучший (допускается как разговорное, в нормативной речи – избыточность).

  3. Ошибки в форме числительных

    • Неправильные формы родительного, дательного, творительного падежей:
      Пример ошибки: двухстами рублей (правильно: двумястами рублями), шестистам ученикам (правильно: шестистам ученикам), триста пятьдесят двумя рублями (правильно).

  4. Ошибки в спряжении глаголов

    • Неправильная форма времени, лица, числа, рода:
      Пример ошибки: они поедут домой (правильно), они поедят домой (ошибка – смешение значений), я ложу книгу (правильно: кладу).

  5. Ошибки в образовании форм причастий, деепричастий

    • Употребление неверных суффиксов или окончаний:
      Пример ошибки: читаемый мной книга (правильно: читаемая мной книга), сделавший ошибку (правильно), сделаюший ошибку (ошибка).

Основные правила образования форм слов

  1. Существительные

    • Существительные на -ие, -ия во множественном числе:
      У слова здание – здания, зданий, зданиям, зданиями, о зданиях.
      У слова знамя – знамёна, знамён, знамёнам, знамёнами, о знамёнах.

    • Родительный падеж множественного числа у сложных существительных:
      Килограмм апельсинов, сто граммов конфет, много докторов наук.

  2. Прилагательные

    • Сравнительная степень:
      Не используется форма более лучше, только лучше.

    • Краткая форма:
      Умён, умна, умно, умны.

  3. Числительные

    • Падежные формы сложных числительных:
      Родительный падеж: пятидесяти пяти, шестисот, двух тысяч.

    • Творительный падеж:
      Пятьюдесятью, шестьюстами, двумя тысячами.

  4. Глаголы

    • Правильное спряжение:
      Класть – кладу, кладёшь, кладёт; ложить – не употребляется в значении “класть”.

  5. Причастия и деепричастия   

    • Причастия от глаголов несовершенного вида:
      Рисовать – рисующий, читать – читающий.

    • Причастия от глаголов совершенного вида:
      Построить – построенный, сделать – сделанный.

Типичные ошибки и способы их избежать

  1. “Нет красивых туфель” – правильно, “Нет красивых туфлей” – ошибка.

  2. “Нет денег” – правильно, “Нет деньгов” – грубая ошибка.

  3. “Много ложек” – правильно, “Много ложков” – ошибка.

  4. “Два стакана воды” – правильно, “Два стакана вода” – ошибка.

  5. “Пятьюстами рублями” – правильно, “пятьюстами рублёв” – ошибка.

Как избежать ошибок:

  • Проверять формы в словарях, если есть сомнения.

  • Запоминать формы слов-исключений.

  • Регулярно тренироваться на специальных упражнениях.

Практическая значимость для ЕГЭ

На ЕГЭ задания, связанные с ошибками в образовании формы слова, часто встречаются в блоке орфографических, пунктуационных и грамматических упражнений, а также в заданиях с анализом текста. Например, требуется выбрать предложение с грамматической ошибкой, объяснить или исправить её.

Русский язык таблица верного образования форм слова

Практика: 5 упражнений для закрепления

Упражнение 1

Задание: Найдите и исправьте ошибки в образовании формы слова.

  1. Нет вкусных помидор

  2. Много красивых платьев

  3. Семьсот пятидесятью рублями

  4. Два профессора

  5. На столе лежит несколько карандашей

Ответ:

  1. Нет вкусных помидоров (правильно)

  2. Много красивых платьев (правильно)

  3. Семьюстами пятьюдесятью рублями (правильно: семьюстами пятидесятью рублями)

  4. Два профессора (правильно: два профессора, хотя в разговорной речи часто встречается “профессора” во множественном числе)

  5. На столе лежит несколько карандашей (правильно) 

Упражнение 2

Задание: Образуйте правильную форму слова.

  1. (Род. падеж множественного числа) – учитель

  2. (Творит. падеж ед. числа) – мать

  3. (Род. падеж ед. числа) – яблоко

  4. (Винит. падеж мн. числа) – здание

  5. (Дат. падеж мн. числа) – студент

Ответ:

  1. учителей

  2. матерью

  3. яблока

  4. здания

  5. студентам 

Упражнение 3

Задание: Отметьте предложения с ошибкой в образовании формы слова.

  1. На полке лежат много книг

  2. Нет новых сообщений

  3. Трое мальчиков играют во дворе

  4. Купил пять булочек

  5. На столе лежит много тетрадей

Ответ:

  1. На полке лежит много книг (правильно: лежит много книг; в предложении не требуется изменения)
  2. Остальные предложения верны.

Упражнение 4

Задание: Выберите правильную форму слова из предложенных вариантов.

  1. Несколько (учеников/ученики)

  2. Нет (денег/деньги)

  3. Много (ножей/ножи)

  4. Встречался с двумя (братьями/братья)

  5. Купил три (платья/платье)

Ответ:

  1. учеников

  2. денег

  3. ножей

  4. братьями

  5. платья 

Упражнение 5

Задание: Составьте предложения, в которых часто встречаются ошибки в образовании формы слова, и исправьте их.

Пример:

  • В этом магазине много носков (правильно), а не “носков”.

  • Два стакана воды (правильно), а не “два стакан воды”.

  • Нет красивых туфель (правильно), а не “туфлей”.

Связь темы с ЕГЭ и выводы

Ошибки в образовании формы слова – частая причина снижения баллов на ЕГЭ. Для успешной сдачи экзамена необходимо:

  • Тренироваться определять правильные формы слов,

  • Запоминать сложные и исключительные случаи,

  • Активно использовать справочники и онлайн-ресурсы для самопроверки,

  • Практиковаться на заданиях экзаменационного типа.

Ключевые выводы:

  • Знание грамматических норм словоизменения – важная часть языковой компетенции.

  • Работа с упражнениями, внимательность и системность помогают избежать ошибок как в экзаменационных, так и в реальных текстах.