Одна из самых распространённых групп грамматических ошибок в русском языке – ошибка в образовании формы слова. Она заключается в употреблении слова в неправильной грамматической форме, что нарушает нормы литературного языка. Такие ошибки встречаются как в устной, так и в письменной речи, причём зачастую являются маркерами недостаточного владения нормами языка. На ЕГЭ по русскому языку задания, связанные с выявлением и исправлением подобных ошибок, регулярно встречаются, что подчёркивает значимость темы для успешной сдачи экзамена.
Форма слова – это одна из возможных грамматических разновидностей (словоформ) данного слова, возникающая при его изменении по падежам, числам, родам (у имён), по временам, лицам, числам (у глаголов) и т.д. Совокупность всех форм слова составляет парадигму. Ошибка в образовании формы слова – это отклонение от грамматических норм словоизменения.
Классификация ошибок в образовании формы слова
Ошибки в склонении существительных
Неправильное образование падежной формы:
Пример ошибки: в трёхстах рублях (правильно: в трёхстах рублях), много инженеров (правильно: много инженеров), несколько писателей (правильно: несколько писателей).
Смешение родов, неправильное образование формы числа:
Пример ошибки: вкусные помидоры (правильно), вкусные помидорЫ (ошибка), несколько новых тетрадей (правильно), несколько новых тетрадок (разговорный вариант).
Ошибки в склонении прилагательных
Неправильное сочетание с существительным:
Пример ошибки: более лучший (правильно: лучший), менее худший (правильно: худший), самый лучший (допускается как разговорное, в нормативной речи – избыточность).
Ошибки в форме числительных
Неправильные формы родительного, дательного, творительного падежей:
Пример ошибки: двухстами рублей (правильно: двумястами рублями), шестистам ученикам (правильно: шестистам ученикам), триста пятьдесят двумя рублями (правильно).
Ошибки в спряжении глаголов
Неправильная форма времени, лица, числа, рода:
Пример ошибки: они поедут домой (правильно), они поедят домой (ошибка – смешение значений), я ложу книгу (правильно: кладу).
Ошибки в образовании форм причастий, деепричастий
Употребление неверных суффиксов или окончаний:
Пример ошибки: читаемый мной книга (правильно: читаемая мной книга), сделавший ошибку (правильно), сделаюший ошибку (ошибка).
Существительные
Существительные на -ие, -ия во множественном числе:
У слова здание – здания, зданий, зданиям, зданиями, о зданиях.
У слова знамя – знамёна, знамён, знамёнам, знамёнами, о знамёнах.
Родительный падеж множественного числа у сложных существительных:
Килограмм апельсинов, сто граммов конфет, много докторов наук.
Прилагательные
Сравнительная степень:
Не используется форма более лучше, только лучше.
Краткая форма:
Умён, умна, умно, умны.
Числительные
Падежные формы сложных числительных:
Родительный падеж: пятидесяти пяти, шестисот, двух тысяч.
Творительный падеж:
Пятьюдесятью, шестьюстами, двумя тысячами.
Глаголы
Правильное спряжение:
Класть – кладу, кладёшь, кладёт; ложить – не употребляется в значении “класть”.
Причастия и деепричастия
Причастия от глаголов несовершенного вида:
Рисовать – рисующий, читать – читающий.
Причастия от глаголов совершенного вида:
Построить – построенный, сделать – сделанный.
“Нет красивых туфель” – правильно, “Нет красивых туфлей” – ошибка.
“Нет денег” – правильно, “Нет деньгов” – грубая ошибка.
“Много ложек” – правильно, “Много ложков” – ошибка.
“Два стакана воды” – правильно, “Два стакана вода” – ошибка.
“Пятьюстами рублями” – правильно, “пятьюстами рублёв” – ошибка.
Как избежать ошибок:
Проверять формы в словарях, если есть сомнения.
Запоминать формы слов-исключений.
Регулярно тренироваться на специальных упражнениях.
На ЕГЭ задания, связанные с ошибками в образовании формы слова, часто встречаются в блоке орфографических, пунктуационных и грамматических упражнений, а также в заданиях с анализом текста. Например, требуется выбрать предложение с грамматической ошибкой, объяснить или исправить её.

Упражнение 1
Задание: Найдите и исправьте ошибки в образовании формы слова.
Нет вкусных помидор
Много красивых платьев
Семьсот пятидесятью рублями
Два профессора
На столе лежит несколько карандашей
Ответ:
Нет вкусных помидоров (правильно)
Много красивых платьев (правильно)
Семьюстами пятьюдесятью рублями (правильно: семьюстами пятидесятью рублями)
Два профессора (правильно: два профессора, хотя в разговорной речи часто встречается “профессора” во множественном числе)
На столе лежит несколько карандашей (правильно)
Упражнение 2
Задание: Образуйте правильную форму слова.
(Род. падеж множественного числа) – учитель
(Творит. падеж ед. числа) – мать
(Род. падеж ед. числа) – яблоко
(Винит. падеж мн. числа) – здание
(Дат. падеж мн. числа) – студент
Ответ:
учителей
матерью
яблока
здания
студентам
Упражнение 3
Задание: Отметьте предложения с ошибкой в образовании формы слова.
На полке лежат много книг
Нет новых сообщений
Трое мальчиков играют во дворе
Купил пять булочек
На столе лежит много тетрадей
Ответ:
Упражнение 4
Задание: Выберите правильную форму слова из предложенных вариантов.
Несколько (учеников/ученики)
Нет (денег/деньги)
Много (ножей/ножи)
Встречался с двумя (братьями/братья)
Купил три (платья/платье)
Ответ:
учеников
денег
ножей
братьями
платья
Упражнение 5
Задание: Составьте предложения, в которых часто встречаются ошибки в образовании формы слова, и исправьте их.
Пример:
В этом магазине много носков (правильно), а не “носков”.
Два стакана воды (правильно), а не “два стакан воды”.
Нет красивых туфель (правильно), а не “туфлей”.
Ошибки в образовании формы слова – частая причина снижения баллов на ЕГЭ. Для успешной сдачи экзамена необходимо:
Тренироваться определять правильные формы слов,
Запоминать сложные и исключительные случаи,
Активно использовать справочники и онлайн-ресурсы для самопроверки,
Практиковаться на заданиях экзаменационного типа.
Ключевые выводы:
Знание грамматических норм словоизменения – важная часть языковой компетенции.
Работа с упражнениями, внимательность и системность помогают избежать ошибок как в экзаменационных, так и в реальных текстах.