Однородные члены предложения – это равноправные элементы, выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию и отвечающие на один и тот же вопрос. Они могут быть подлежащими, сказуемыми, дополнениями, обстоятельствами или определениями. Однородные члены соединяются между собой с помощью интонации или союзов (и, или, либо, а, но, да и т. д.).
Пример правильного предложения:
Нарушение грамматического параллелизма. Однородные члены предложения должны быть оформлены одинаково с точки зрения грамматики. Если нарушается их синтаксическая структура, возникает ошибка.
Пример ошибки:
Мы любим читать книги, слушать музыку и катание на коньках.
Исправленный вариант:
Мы любим читать книги, слушать музыку и кататься на коньках.
Неправильное употребление союзов. Использование неправильного союза или нарушение их порядка приводит к ошибке.
Пример ошибки:
Мы поехали в парк или на дачу, и в кино.
Исправленный вариант:
Мы поехали в парк, на дачу и в кино.
Пропуск или избыточность знаков препинания. Ошибки возникают при неверной расстановке запятых между однородными членами.
Пример ошибки:
На столе лежали яблоки и, груши, и сливы.
Исправленный вариант:
На столе лежали яблоки, груши и сливы.
Неверное использование обобщающего слова. Если обобщающее слово не согласуется по значению с однородными членами, предложение становится некорректным.
Пример ошибки:
Все: люди, животные и растения зависит от воды.
Исправленный вариант:
Всё: люди, животные и растения зависят от воды.
Смешение разных смысловых отношений. Если однородные члены относятся к разным типам связи, это может запутать смысл.
Пример ошибки:
Мы смотрели кино и ходили в парк, но на прогулку.
Исправленный вариант:
Мы смотрели кино, ходили в парк и гуляли на свежем воздухе.
Запятая ставится:
Между однородными членами, не соединёнными союзами.
Пример: Мы видели птиц, зверей, насекомых.
Перед повторяющимися союзами (и... и, или... или, либо... либо).
Пример: Мы поедем либо в лес, либо на озеро.
Перед союзами а, но, да (в значении «но»), однако.
Пример: День был солнечный, но холодный.
Запятая не ставится:
Если однородные члены соединены одиночным союзом (и, или, либо).
Пример: Мы поедем в лес и на озеро.
На ЕГЭ задания на правильное употребление однородных членов предложения встречаются в:
Задание: пунктуация в простых и сложных предложениях.
Задание: редактирование предложений с ошибками.
Задание: анализ синтаксических конструкций.
Эти задания проверяют не только знание правил, но и умение видеть смысловые и грамматические ошибки.
Упражнение 1. Найдите ошибки в предложениях и исправьте их
Мы поехали в парк, на озеро, или на дачу.
Маша любит петь, танцевать и прогулки на свежем воздухе.
Он не только прочитал книгу, но и сделал заметки, и обсуждение с друзьями.
Лес был густым, зелёным и с высокой травой.
Мы посетили Эрмитаж, Казанский собор, и на Воробьёвых горах.
Ответ:
Мы поехали в парк, на озеро или на дачу.
Маша любит петь, танцевать и гулять на свежем воздухе.
Он не только прочитал книгу, но и сделал заметки и обсудил их с друзьями.
Лес был густым, зелёным и высоким.
Мы посетили Эрмитаж, Казанский собор и Воробьёвы горы.
Упражнение 2. Расставьте знаки препинания
На столе стояли ваза с цветами и книга и тарелка с фруктами.
Мы видели большие старые деревянные дома.
Она не слушала не отвечала не смотрела на нас.
На даче были яблони груши вишни.
Мы поехали или в лес или на озеро.
Ответ:
На столе стояли ваза с цветами, книга и тарелка с фруктами.
Мы видели большие, старые, деревянные дома.
Она не слушала, не отвечала, не смотрела на нас.
На даче были яблони, груши, вишни.
Мы поехали либо в лес, либо на озеро.
Упражнение 3. Замените неправильные союзы
Мы пойдём в кино, и на прогулку, или в кафе.
То светило солнце, а шёл дождь.
Мы купили хлеб или молоко, но сыр.
Она читала книгу и слушала музыку, а писала заметки.
Мы поехали на экскурсию и в музей, а поужинать.
Ответ:
Мы пойдём в кино, на прогулку или в кафе.
То светило солнце, то шёл дождь.
Мы купили хлеб, молоко и сыр.
Она читала книгу, слушала музыку и писала заметки.
Мы поехали на экскурсию, в музей и поужинать.
Упражнение 4. Найдите и исправьте ошибки в использовании обобщающих слов
Все: мама, папа и дети было дома.
На полке лежало всё: книги, журналы и наушники.
Ничего: ни еды, ни воды, ни одежды не осталось.
Всё это: пение птиц, шум ветра и шелест листвы приносили покой.
Мы взяли всё: одежду и еду, и напитки.
Ответ:
Все: мама, папа и дети были дома.
На полке лежало всё: книги, журналы, наушники.
Ничего: ни еды, ни воды, ни одежды не осталось.
Всё это: пение птиц, шум ветра и шелест листвы приносило покой.
Мы взяли всё: одежду, еду и напитки.
Упражнение 5. Составьте предложения с однородными членами на основе данных слов
яблоки, груши, сливы
читаю, пишу, рисую
тёплый, солнечный, яркий
в саду, в парке, у реки
петь, танцевать, рассказывать
Ответ:
На рынке мы купили яблоки, груши и сливы.
Вечером я читаю, пишу и рисую.
День был тёплый, солнечный и яркий.
Мы гуляли в саду, в парке и у реки.
На празднике дети пели, танцевали и рассказывали стихи.
Ошибки в предложениях с однородными членами возникают из-за нарушения грамматического параллелизма, неправильного использования союзов, неверной расстановки знаков препинания или несогласованности обобщающих слов. Знание этих правил и регулярная практика с упражнениями помогут уверенно справляться с заданиями ЕГЭ и улучшат вашу письменную речь.