БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Ошибки в предложениях с однородными членами

Ошибки в предложениях с однородными членами

Однородные члены предложения – это равноправные элементы, выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию и отвечающие на один и тот же вопрос. Они могут быть подлежащими, сказуемыми, дополнениями, обстоятельствами или определениями. Однородные члены соединяются между собой с помощью интонации или союзов (и, или, либо, а, но, да и т. д.).

Пример правильного предложения:

  • Мы купили яблоки, груши и сливы. (однородные дополнения).


1. Типы ошибок в предложениях с однородными членами

  1. Нарушение грамматического параллелизма. Однородные члены предложения должны быть оформлены одинаково с точки зрения грамматики. Если нарушается их синтаксическая структура, возникает ошибка.
    Пример ошибки:

    • Мы любим читать книги, слушать музыку и катание на коньках.
      Исправленный вариант:

    • Мы любим читать книги, слушать музыку и кататься на коньках.

  2. Неправильное употребление союзов. Использование неправильного союза или нарушение их порядка приводит к ошибке.
    Пример ошибки:

    • Мы поехали в парк или на дачу, и в кино.
      Исправленный вариант:

    • Мы поехали в парк, на дачу и в кино.

  3. Пропуск или избыточность знаков препинания. Ошибки возникают при неверной расстановке запятых между однородными членами.
    Пример ошибки:

    • На столе лежали яблоки и, груши, и сливы.
      Исправленный вариант:

    • На столе лежали яблоки, груши и сливы.

  4. Неверное использование обобщающего слова. Если обобщающее слово не согласуется по значению с однородными членами, предложение становится некорректным.
    Пример ошибки:

    • Все: люди, животные и растения зависит от воды.
      Исправленный вариант:

    • Всё: люди, животные и растения зависят от воды.

  5. Смешение разных смысловых отношений. Если однородные члены относятся к разным типам связи, это может запутать смысл.
    Пример ошибки:

    • Мы смотрели кино и ходили в парк, но на прогулку.
      Исправленный вариант:

    • Мы смотрели кино, ходили в парк и гуляли на свежем воздухе.


2. Знаки препинания при однородных членах

  1. Запятая ставится:

    • Между однородными членами, не соединёнными союзами.
      Пример: Мы видели птиц, зверей, насекомых.

    • Перед повторяющимися союзами (и... и, или... или, либо... либо).
      Пример: Мы поедем либо в лес, либо на озеро.

    • Перед союзами а, но, да (в значении «но»), однако.
      Пример: День был солнечный, но холодный.

  2. Запятая не ставится:

    • Если однородные члены соединены одиночным союзом (и, или, либо).
      Пример: Мы поедем в лес и на озеро.


3. Ошибки и подготовка к ЕГЭ

На ЕГЭ задания на правильное употребление однородных членов предложения встречаются в:

  1. Задание: пунктуация в простых и сложных предложениях.

  2. Задание: редактирование предложений с ошибками.

  3. Задание: анализ синтаксических конструкций.

Эти задания проверяют не только знание правил, но и умение видеть смысловые и грамматические ошибки.

Русский язык-таблица ошибок в предложениях с однородными членами

Практическая часть

Упражнение 1. Найдите ошибки в предложениях и исправьте их

  1. Мы поехали в парк, на озеро, или на дачу.

  2. Маша любит петь, танцевать и прогулки на свежем воздухе.

  3. Он не только прочитал книгу, но и сделал заметки, и обсуждение с друзьями.

  4. Лес был густым, зелёным и с высокой травой.

  5. Мы посетили Эрмитаж, Казанский собор, и на Воробьёвых горах.

Ответ:

  1. Мы поехали в парк, на озеро или на дачу.

  2. Маша любит петь, танцевать и гулять на свежем воздухе.

  3. Он не только прочитал книгу, но и сделал заметки и обсудил их с друзьями.

  4. Лес был густым, зелёным и высоким.

  5. Мы посетили Эрмитаж, Казанский собор и Воробьёвы горы.


Упражнение 2. Расставьте знаки препинания

  1. На столе стояли ваза с цветами и книга и тарелка с фруктами.

  2. Мы видели большие старые деревянные дома.

  3. Она не слушала не отвечала не смотрела на нас.

  4. На даче были яблони груши вишни.

  5. Мы поехали или в лес или на озеро.

Ответ:

  1. На столе стояли ваза с цветами, книга и тарелка с фруктами.

  2. Мы видели большие, старые, деревянные дома.

  3. Она не слушала, не отвечала, не смотрела на нас.

  4. На даче были яблони, груши, вишни.

  5. Мы поехали либо в лес, либо на озеро.


Упражнение 3. Замените неправильные союзы

  1. Мы пойдём в кино, и на прогулку, или в кафе.

  2. То светило солнце, а шёл дождь.

  3. Мы купили хлеб или молоко, но сыр.

  4. Она читала книгу и слушала музыку, а писала заметки.

  5. Мы поехали на экскурсию и в музей, а поужинать.

Ответ:

  1. Мы пойдём в кино, на прогулку или в кафе.

  2. То светило солнце, то шёл дождь.

  3. Мы купили хлеб, молоко и сыр.

  4. Она читала книгу, слушала музыку и писала заметки.

  5. Мы поехали на экскурсию, в музей и поужинать.


Упражнение 4. Найдите и исправьте ошибки в использовании обобщающих слов

  1. Все: мама, папа и дети было дома.

  2. На полке лежало всё: книги, журналы и наушники.

  3. Ничего: ни еды, ни воды, ни одежды не осталось.

  4. Всё это: пение птиц, шум ветра и шелест листвы приносили покой.

  5. Мы взяли всё: одежду и еду, и напитки.

Ответ:

  1. Все: мама, папа и дети были дома.

  2. На полке лежало всё: книги, журналы, наушники.

  3. Ничего: ни еды, ни воды, ни одежды не осталось.

  4. Всё это: пение птиц, шум ветра и шелест листвы приносило покой.

  5. Мы взяли всё: одежду, еду и напитки.


Упражнение 5. Составьте предложения с однородными членами на основе данных слов

  1. яблоки, груши, сливы

  2. читаю, пишу, рисую

  3. тёплый, солнечный, яркий

  4. в саду, в парке, у реки

  5. петь, танцевать, рассказывать

Ответ:

  1. На рынке мы купили яблоки, груши и сливы.

  2. Вечером я читаю, пишу и рисую.

  3. День был тёплый, солнечный и яркий.

  4. Мы гуляли в саду, в парке и у реки.

  5. На празднике дети пели, танцевали и рассказывали стихи.


Вывод

Ошибки в предложениях с однородными членами возникают из-за нарушения грамматического параллелизма, неправильного использования союзов, неверной расстановки знаков препинания или несогласованности обобщающих слов. Знание этих правил и регулярная практика с упражнениями помогут уверенно справляться с заданиями ЕГЭ и улучшат вашу письменную речь.