Озвончение согласных – это фонетическое явление в русском языке, заключающееся в переходе глухих согласных в звонкие в определённых условиях произношения. Обычно озвончение происходит, когда глухие согласные (такие как [к], [т], [с], [ф], [п]) оказываются между двумя звонкими согласными или в контексте, где звонкий согласный находится непосредственно перед глухим. Это явление влияет на звучание слов, а также на их орфографическое написание в некоторых случаях.
Озвончение глухих согласных между звонкими. Это наиболее распространённое явление, которое происходит в середине слова или между словами. Когда глухие согласные [п], [т], [к], [с], [ф] оказываются между двумя звонкими звуками, то они становятся звонкими. Например:
разбить – глухой [с] становится звонким [з] после [р], который является звонким.
открыл – глухой [к] переходит в звонкий [г] перед [р], которое является звонким.
Примеры:
в слове обогатить глухой [т] становится звонким [д] при образовании формы слова.
Озвончение в позициях на стыке слов. Когда глухой согласный стоит на конце одного слова, а следующее слово начинается на звонкий согласный, происходит озвончение. Например:
в сочетании в большой – глухой [с] озвончивается в [з], потому что после него идет звонкий [б].
в слове безопасность – глухое [с] в приставке без- озвончивается в [з] перед [б] в корне.
Озвончение в суффиксах и окончаниях. В некоторых случаях в процессе словообразования происходит озвончение согласных, если оно необходимо для сохранения звучания. Например:
в словах рассказать → рассказал глухой [с] становится звонким [з].
подсказать → подсказал – аналогично происходит озвончение [с] в [з].
Озвончение в приставках и корнях. В приставках, а также при изменении форм некоторых слов происходит озвончение, если приставка заканчивается глухим согласным, а корень начинается с звонкого. Например:
поступить → поступил (глухое [т] озвончивается в [д]).
отпустить → отпустил (глухое [т] становится звонким [д]).
Озвончение в зависимости от орфографии и произношения. В русском языке бывают случаи, когда написание остаётся прежним, а звуковое изменение не происходит. Это связано с исторической традицией и правилами орфографии. Например, в некоторых словах нельзя произнести глухой согласный как звонкий, хотя в речи это бы могло быть логично, например, в сочетании подготовить.
Упражнение 1. Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях, где возможно озвончение согласных.
Вчера я посетил музей.
Мы открыли новую страницу книги.
Учёные предсказали будущее.
Он позвонил мне вчера.
Вчера я расписывал контракт.
Ответ:
посетил → озвончение не требуется.
открыли → озвончение не требуется.
предсказали → озвончение не требуется.
позвонил → правильное озвончение [с] в [з].
расписывал → озвончение не требуется.
Упражнение 2. Преобразуйте следующие слова с озвончением в их формы с оглушением.
разобрать → ___________
обогатить → ___________
разорвать → ___________
разоблачить → ___________
отпустивший → ___________
Ответ:
разобрать → разбирать
обогатить → обогащать
разорвать → разорвать (оглушение не происходит)
разоблачить → разоблачать
отпустивший → отпустил (оглушение не требуется)
Упражнение 3. Расставьте знаки препинания в предложениях, обращая внимание на озвончение согласных.
Он пришёл и уселся на диван.
Мы пришли и начнём изучать правила.
Я открываю дверь и вижу, что она уходит.
Ответ:
Он пришёл и уселся на диван.
Мы пришли и начнём изучать правила.
Я открываю дверь и вижу, что она уходит.
Упражнение 4. Прочитайте следующие предложения и определите, есть ли в них случаи озвончения.
Он вспомнил всё, что произошло.
Мальчик рассказал интересную историю.
Вчера я поступил в университет.
Ответ:
Вспомнил – озвончение не требуется.
Рассказал – [с] озвончилось в [з].
Поступил – [т] озвончилось в [д].
Упражнение 5. Найдите слова, в которых происходит озвончение, и разделите их на морфемы.
освещать
разрезать
обогатить
разобрать
отпустить
Ответ:
освещать – о- | с- | в- | ещ- | ать
разрезать – раз- | рез- | ать
обогатить – об- | о- | гат- | ить
разобрать – раз- | о- | бр- | ать
отпустить – от- | пуст- | ить
Озвончение согласных – это важное явление в русском языке, которое происходит в определённых фонетических условиях, когда глухие согласные звуки становятся звонкими. Это явление может проявляться как внутри слов, так и на стыке слов, особенно когда глухие согласные стоят рядом с звонкими. Озвончение помогает сделать речь более плавной и естественной.
Знание правил озвончения согласных особенно важно при подготовке к ЕГЭ, так как оно непосредственно связано с правильной орфографией и произношением. В ходе экзамена нужно не только правильно написать слова, но и грамотно расставить знаки препинания, понимая, где может быть озвончение. Это влияет на точность выполнения задания, особенно в заданиях на орфографию и пунктуацию.
Важно помнить, что в русском языке озвончение происходит не во всех случаях, а лишь при определённых условиях, что делает правила относительно простыми, но требующими внимательности и практики. Систематическое выполнение упражнений по этой теме поможет улучшить навыки и подготовиться к экзамену на высоком уровне.