Знать падежи имён существительных не менее важно, чем знать таблицу умножения. Рассмотрим каждый из них, приведём примеры существительных с предлогами для каждого падежа.
Падежом называется такая категория имени, которая выражает его отношение к иным словам, выражающим признак, предмет или действие в предложении.
Падеж имеют не все части речи. Им обладают имена существительные, прилагательные, местоимения, числительные, причастия.
Образование грамматической формы слова, происходящей благодаря падежу, даёт возможность связать слова в определённое сообщение и сформировать законченную мысль.
Сравним:
Весна, поздняя, мы, товарищи, идём, лес.
Поздней весной мы с товарищами идём в лес.
Первая строка представляет собой простой перечень слов, абсолютно не представляющую грамматически и лексически связанную конструкцию.
Вторая же строка являет собой предложение, завершённую мысль, информацию благодаря использованию падежей.
В русском языке насчитывается шесть падежей, использующихся или не использующихся с определёнными предлогами.
Падеж |
Вопросы |
Предлоги |
Именительный |
кто? что? |
— |
Родительный |
кого? чего? |
возле, из, до, у, от, с, для, вокруг, кроме |
Дательный |
кому? чему? |
согласно, благодаря, к, по, вопреки |
Винительный |
кого? что? |
за, через, на, про, под, в, во |
Творительный |
кем? чем? |
со, над, между, с, за, под, перед |
Предложный |
о ком? о чём? |
о, на, по, в, об, при |
Используется для названия предметов. Это начальная форма существительного, отвечающая на вопросы:
кто? — ученик, дядя, сторож;
что? — стена, компьютер, солнце.
Данный падеж неизменно применяется без предлога и именуется прямым, в противоположность остальным — косвенным.
Существительное преимущественно в форме именительного падежа выполнять функцию подлежащего либо составного именного сказуемого.
Племянница посоветовала мне обратиться к другому специалисту.
Племянница — отличный специалист.
Первый падеж, входящий в разряд косвенных. Отвечает на вопросы:
кого? — ученика, отца, сторожа;
чего? — стены, компьютера, солнца.
Все косвенные падежи (за исключением предложного) способны употребляться как с предлогами, так и без: нет (чего?) дороги — огляделся (у чего?) у дороги.
Предлогам этого падежа свойственно значение уточнения: отсутствия предмета, указания причины, места, цели и т. д: до, из-за, без, вокруг, мимо, от, для и др.
Приведём примеры:
сидеть у реки;
опоздать из-за будильника;
достать до потолка;
купить ради ребёнка.
Данный падеж имеет указание на адресата и отвечает на такие вопросы, как:
кому? — ученику, отцу, сторожу;
чему? — стене, компьютеру, солнце.
С дательным падежом используются предлоги: навстречу, к, благодаря, вопреки, согласно, наперекор:
к врачу;
благодаря терпению;
вопреки ошибкам.
Падеж, выражающий объект действия и дающий ответы на вопросы:
кого? — ученика, отца, сторожа;
что? — стену, компьютер, солнце.
Предлоги, используемые с винительным падежом: на, про, сквозь, спустя, несмотря на, в, за, под и др.:
спустя неделю;
несмотря на шторм;
сквозь слёзы;
про дом.
Предлоги «под», «за», «в», «на» обозначают, что действие направлено на объект:
под стену;
за телевизор;
в реку;
на волосы.
Падеж, отвечающий на вопросы:
кем? — учеником, отцом, сторожем;
чем? — стеной, компьютером, солнцем.
Предлоги в значении причины, совместности и места используются с этим предлогом: согласно с, над, в связи с, меж, за, вместе с, под и др.:
согласно с решением;
над речкой;
в связи с погодой;
меж домами;
под одеялом.
Выражает объект размышления, отвечает на вопросы:
о ком? — об ученике, об отце, о стороже;
о чём? — о стене, о компьютере, о солнце.
Существительные в этом падеже употребляются, как уже известно из названия, только с предлогами: об, о, в, при, по.
Формы существительных в предложном падеже обозначают какое-либо место или объект действия:
думать об учёбе;
мечтать о победе;
остаться при мнении;
рассказать по прошествии.
Для того, чтобы узнать, в форме какого падежа стоит существительное, необходимо:
Определить слово, которое управляет рассматриваемым существительным.
Сформулировать от данного слова вопрос к существительному. По этому вопросу определить падеж.
Рассмотрим примеры. Я хочу узнать о конкурсе. Давайте гордиться родителями!
узнать (о чём?) о конкурсе — предложный падеж.
гордиться (кем?) родителями — творительный падеж.
Определите падеж имён существительных.
Рисовать в блокноте, отразить атаку, зависеть от мнения, покупать ткани, забыть о визите, помочь маме, мыть пол, остаться без задания, красить кистью, принести другу.
рисовать (в чём?) в блокноте — предложный;
отразить (что?) атаку — винительный;
зависеть (от чего?) от мнения — родительный;
покупать (что?) ткани — винительный;
забыть (о чём?) — предложный;
помочь (кому?) маме — дательный;
мыть (что?) пол — винительный;
остаться без (чего?) задания — родительный;
красить (чем?) кистью — творительный;
принести (кому?) другу — дательный.