Плеоназм – это стилистическая избыточность, когда в речи или тексте используются слова или выражения, дублирующие одно и то же значение. Плеоназм может возникать при ненужном повторении сходных по смыслу слов или добавлении слов, которые не несут новой информации. Правильное использование плеоназмов требует особого внимания, так как они могут как обогатить, так и перегрузить текст. На ЕГЭ, особенно в заданиях по стилистике, встречаются вопросы, требующие умения находить и убирать плеоназмы, чтобы сделать текст более лаконичным и грамотным.
Плеоназм – это стилистическая избыточность, когда в одном предложении или фразе используются слова, схожие по значению или смыслу, что приводит к излишнему повтору.
Лексический плеоназм – использование синонимичных слов или избыточных словосочетаний.
Примеры: «моя автобиография» (так как «биография» уже подразумевает, что это рассказ о себе), «период времени» (время уже подразумевает период).
Грамматический плеоназм – избыточные грамматические конструкции, когда используется ненужное уточнение или повтор, чаще всего в глагольных формах.
Примеры: «опускаться вниз» (опускаться уже означает движение вниз), «подняться наверх».
Смысловой плеоназм – сочетание слов, в которых одно из них уже подразумевается другим.
Примеры: «памятный сувенир» (сувенир уже означает предмет на память), «чёткий и ясный» (чёткий и ясный обозначают схожие качества).
Плеоназмы могут появляться в речи по разным причинам:
Оттенки эмоциональности – говорящий хочет сделать акцент на каком-то аспекте, добавляя слова для усиления.
Пример: «точно и чётко» – усиливает идею точности.
Неосознанная тавтология – повторение возникает из-за незнания, что одно из слов уже включает значение другого.
Пример: «свободная вакансия».
Риторический приём – использование плеоназма для придания речи экспрессивности, иногда допустимо в художественных текстах.
Пример: «поднялся вверх по лестнице» для усиления образности.
Изучение значения слов: Важно проверять значения слов, чтобы избежать ненужного дублирования.
Пример: Заменить «самая максимальная температура» на «максимальная температура».
Замена плеоназмов на синонимы или более точные слова: Часто избыточность можно убрать, заменив фразу одним словом.
Пример: Заменить «вернуться назад» на «вернуться».
Проверка фраз на смысловую нагрузку: Убедитесь, что каждое слово в фразе несёт новое значение.
Пример: Вместо «смысловое значение слова» использовать просто «значение слова».
Использование словарей и справочников: Регулярное обращение к словарям поможет уточнять значения слов и избегать стилистических ошибок.
На ЕГЭ плеоназмы могут встречаться в заданиях на исправление стилистических ошибок и выявление избыточных элементов в тексте. Умение находить и исправлять плеоназмы позволяет улучшить стиль и выразительность текста.
Примеры типичных заданий на ЕГЭ:
Найти и исправить плеоназм: Задания могут включать предложения с плеоназмами, которые нужно изменить для стилистической правильности.
Пример задания: Найдите в предложении плеоназм и исправьте его: «Опуститься вниз по склону горы».
Выбрать правильный вариант из нескольких: Может предлагаться несколько вариантов фраз, и нужно выбрать тот, в котором отсутствует плеоназм.
Пример задания: Выберите правильный вариант: а) памятный сувенир, б) сувенир.
Исправить ошибки: В тексте могут быть допущены ошибки плеоназма, и задание будет направлено на их исправление для улучшения стиля.
Пример задания: Уберите лишние слова из фразы «самая оптимальная температура».
Упражнение 1. Найдите плеоназм и исправьте предложение
Мы вернёмся назад через два часа.
Он слышал громкий шум.
Праздник прошёл в торжественной обстановке.
Она окончательно завершила проект.
Автобиография моей жизни оказалась интересной.
Ответы:
Мы вернёмся через два часа.
Он слышал шум.
Праздник прошёл торжественно.
Она завершила проект.
Автобиография оказалась интересной.
Упражнение 2. Выберите правильный вариант (без плеоназма)
а) Памятный сувенир, б) Сувенир
а) Подняться наверх, б) Подняться
а) Продолжить дальше, б) Продолжить
а) Основная суть дела, б) Суть дела
а) Свободная вакансия, б) Вакансия
Ответы:
б) Сувенир
б) Подняться
б) Продолжить
б) Суть дела
б) Вакансия
Упражнение 3. Исправьте плеоназмы в предложениях
Он сделал неожиданный сюрприз для всех.
Давайте продолжим разговор дальше.
Этот проект требует совместного сотрудничества.
Мы услышали его внутренние мысли.
Он вышел на улицу на дворе.
Ответы:
Он сделал сюрприз для всех.
Давайте продолжим разговор.
Этот проект требует сотрудничества.
Мы услышали его мысли.
Он вышел на улицу.
Упражнение 4. Найдите и исправьте плеоназмы
В конечном итоге он понял свою ошибку.
Она первая начала говорить.
Основной лейтмотив этой пьесы – одиночество.
Временная периодичность мероприятий была установлена.
Дорога привела нас к конечной цели.
Ответы:
В итоге он понял свою ошибку.
Она начала говорить.
Лейтмотив этой пьесы – одиночество.
Периодичность мероприятий была установлена.
Дорога привела нас к цели.
Упражнение 5. Определите, какие из приведённых фраз содержат плеоназмы, и исправьте их
Подняться наверх.
Предварительное планирование.
Чёткий и ясный ответ.
Основная идея.
Период времени.
Ответы:
Подняться.
Планирование.
Чёткий ответ.
(без изменений)
Период.
Плеоназм – это важная стилистическая категория, которую необходимо учитывать для грамотной речи и письма. Умение находить и исправлять плеоназмы улучшает качество текста, делает его более выразительным и лаконичным. В заданиях на ЕГЭ навык исправления плеоназмов поможет правильно построить предложение, избегая избыточных и ненужных повторов.