БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Подчинение придаточных предложений

Подчинение придаточных предложений

Подчинение придаточных предложений – это способ связи частей сложноподчинённого предложения, при котором одна часть (придаточная) грамматически и смыслово зависит от другой (главной). Подчинённые предложения выполняют функции второстепенных членов предложения, поясняя или уточняя содержание главной части.

Пример:

  • Я знал, что он придёт вовремя.
    В данном случае придаточная часть (что он придёт вовремя) подчиняется главной части (Я знал), уточняя её смысл.


1. Виды подчинения 

1.1. Однородное подчинение

Несколько придаточных предложений подчиняются одной главной части и выполняют одинаковую функцию.
Пример:

  • Я понял, что ты прав и что я ошибся.

1.2. Последовательное подчинение

Придаточные предложения последовательно подчиняются друг другу, создавая иерархию зависимостей.

1.3. Разное подчинение

К главной части относятся несколько придаточных предложений, выполняющих функции.
Пример:

  • Я знаю, где он живёт и что он сейчас занят.


2. Виды придаточных предложений в зависимости от выполняемой функции

  1. Изъяснительные придаточные
    Поясняют содержание главной части, отвечают на вопросы: что? о чём?.

  2. Обстоятельственные придаточные
    Указывают на обстоятельства действия главной части (время, место, причину, условие и т. д.).
    Пример: Мы поедем на пикник, если будет хорошая погода.

  3. Определительные придаточные
    Уточняют или поясняют значение существительного в главной части.
    Пример: Я видел дом, который был окружён садом.


3. Союзы и союзные слова для подчинения придаточных предложений

  1. Союзы
    что, чтобы, если, потому что, так как, хотя, когда, где, как, пока.
    Пример: Мы знали, что поезд опаздывает.

  2. Союзные слова
    кто, что, где, когда, почему, как.


4. Пунктуация 

  1. Запятая ставится:

    • Между главной и придаточной частью.
      Пример: Мы знали, что дождь закончился.

    • Перед союзами и союзными словами.
      Пример: Он понял, что нужно быть внимательным.

  2. Запятая не ставится:  

    • Если придаточная часть соединена с главной одиночным союзом и.


5. Типичные ошибки 

  1. Пропуск запятой между главной и придаточной частями.
    Пример ошибки: Я знал что он придёт.
    Исправленный вариант: Я знал, что он придёт.

  2. Смешение союзов или союзных слов.
    Пример ошибки: Я знал как он это сделал.
    Исправленный вариант: Я знал, как он это сделал.

  3. Неоднозначное подчинение придаточных.
    Пример ошибки: Я думал, что он скажет, как нужно поступить, что будет правильно.
    Исправленный вариант: Я думал, что он скажет, как нужно поступить, и объяснит, почему это будет правильно.


6. ЕГЭ

Задания на подчинение придаточных предложений встречаются в:

  1. Задание: постановка знаков препинания в сложных предложениях.

  2. Задание: выявление ошибок в построении сложноподчинённых предложений.

  3. Задание: анализ структуры сложноподчинённых предложений.


Русский язык-схема подчинения придаточных предложений

Практическая часть

Упражнение 1. Определите вид подчинения

  1. Я знал, что он придёт, и что он принесёт документы.

  2. Я спросил, где находится магазин, который недавно открылся.

  3. Я понял, что он хочет, чтобы мы помогли ему.

  4. Мы поедем, если погода будет хорошей, и если у нас будет время.

  5. Она не знала, как объяснить, что с ней произошло.

Ответ:

  1. Однородное подчинение.

  2. Разное подчинение.

  3. Последовательное подчинение.

  4. Однородное подчинение.

  5. Последовательное подчинение.


Упражнение 2. Расставьте знаки препинания

  1. Мы знали что он придёт.

  2. Я понял как решить эту задачу.

  3. Мы поедем на дачу если погода будет хорошей.

  4. Она сказала что он не придёт.

  5. Мы спросили где находится автобусная остановка.

Ответ:

  1. Мы знали, что он придёт.

  2. Я понял, как решить эту задачу.

  3. Мы поедем на дачу, если погода будет хорошей.

  4. Она сказала, что он не придёт.

  5. Мы спросили, где находится автобусная остановка.


Упражнение 3. Найдите ошибки и исправьте их

  1. Я понял что он опоздает.

  2. Мы поехали туда где была хорошая погода.

  3. Она рассказала как она это сделала.

  4. Мы знали когда начнётся дождь.

  5. Я спросил куда он пошёл.

Ответ:

  1. Я понял, что он опоздает.

  2. Мы поехали туда, где была хорошая погода.

  3. Она рассказала, как она это сделала.

  4. Мы знали, когда начнётся дождь.

  5. Я спросил, куда он пошёл.


Упражнение 4. Составьте предложения с разным подчинением

  1. С изъяснительным придаточным.

  2. С обстоятельственным придаточным причины.

  3. С обстоятельственным придаточным времени.

  4. С определительным придаточным.

  5. С последовательным подчинением.

Пример ответа:

  1. Я понял, что нужно быть внимательным.

  2. Мы остались дома, потому что пошёл дождь.

  3. Мы пошли гулять, когда вышло солнце.

  4. Я видел дом, который стоял на холме.

  5. Мы знали, что он объяснит, как решить задачу.


Упражнение 5. Определите вид придаточного и союз

  1. Мы спросили, где находится магазин.

  2. Я понял, что он хочет помочь.

  3. Мы пошли гулять, когда выглянуло солнце.

  4. Она сказала, чтобы мы подождали.

  5. Мы знали, почему он опоздал.

Ответ:

  1. Придаточное места, союзное слово где.

  2. Изъяснительное придаточное, союз что.

  3. Придаточное времени, союз когда.

  4. Изъяснительное придаточное, союз чтобы.

  5. Придаточное причины, союзное слово почему.


Вывод

Подчинение придаточных предложений позволяет уточнять и обогащать главную часть, делая текст содержательным и логически связанным. Важно знать виды подчинения, правила пунктуации и избегать типичных ошибок. Регулярная практика синтаксического анализа поможет уверенно справляться с экзаменационными заданиями.