БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Порядок слов в словосочетании и предложении

Порядок слов в словосочетании и предложении

Порядок — это систематизация по определённым правилам, возможность лёгкого нахождения и расположения по конкретным местам. В словосочетании и предложении порядок тоже необходим. Он помогает правильно построить их, найти нужный член. От него зависит и понимание предложения, ведь сильной позицией обладают начало и конец предложения.


Порядок слов в словосочетании

Начальная форма словосочетания — это такое словосочетание, когда главное слово находится в начальной форме.

То есть в изменяемых частях речи начальной формой является именительный падеж, а у глаголов — инфинитив:

  • белый шкаф;

  • шкаф с посудой;

  • бегать по улице;

  • бегать быстро.

Порядок слов в словосочетании определяется типом связи между ними.

1.       Согласование.

Перед главным словом располагается зависимое (прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное):

  • умный ученик;

  • греющаяся еда;

  • любой шаг;

  • третья передача.

Если же в составе словосочетания находятся несколько зависимых слов, то они располагаются перед главным словом в зависимости от морфологических свойств. Так, ближе к главному слову будет находиться относительное, а перед ним — качественное прилагательное:

  • широкий деревянный стол;

  • красивое золотое кольцо;

  • незабываемый вчерашний вечер.

Местоимения (притяжательные, определительные, указательные) помещаются перед прилагательными:

  • мой удобный стул;

  • свои прекрасные волосы;

  • твоё любимое блюдо.

2.        Управление. В этом случае зависимое слово находится после главного:

  • читать диссертацию;

  • узнавать новости;

  • прогулка с ребёнком.

3.      Примыкание. Связь этого типа осуществляется на основе смысла, поэтому главное слово может находиться как впереди зависимого, так и после. Качественные наречия на -о, -е следует располагать перед главным:

  • качественно выполнять;

  • рьяно поддерживать;

  • устало вздохнуть.

Иные наречия, а также инфинитив находятся после главного слова:

  • оббежать кругом;

  • сделать завтра;

  • учиться готовить.


Порядок слов в предложении

Порядок слов предложении может быть прямым и обратным. Прямой порядок подчиняется тому же правилу, что и в словосочетании:

1. Подлежащее находится перед сказуемым:

  • Снег идёт.

  • Занятия завершились.

  • Здание обрушилось.

2. Согласованное определение располагается перед определяемым словом:

  • Мы открыли банковский счёт.

  • Нам понравились приготовленные пирожки.

  • Таявший снег превращался в воду.

3. Обстоятельство образа действия находится перед сказуемым:

  • Дождь внезапно хлынул.

  • Задание качественно выполнено.

  • Обувь тщательно подобрана.

4. Другие же обстоятельства и дополнения следует ставить после сказуемого:

  • Солнце грело своими лучами.

  • Зверь проходил по лесу с опаской и принюхиваясь.

  • Мастер работал по понедельникам.

Инверсия — так называется обратный порядок слов. Его используют в тех случаях, когда необходимо выделить определённые слова для придания им более важного значения.  

В разговоре мы часто используем этот приём. Сравните:

  • Саша решил уравнение (то есть выполнил задание).

  • Саша уравнение решил (справился).

  • Саша уравнение решил сам (самостоятельно, а не с помощью).

Правильный порядок применяется лишь в первом предложении, в остальных он обратный. 

Часто инверсия используется поэтами, чтобы придать особую выразительность, создать конкретные смысловые оттенки:

Белеет парус одинокий.

В тумане моря голубом…

(М. Ю. Лермонтов)


Практическое закрепление темы

Преобразуйте обратный порядок в прямой.

1. В тумане различимы едва были деревьев верхушки, домов крыши. 2. Заданий она выполнила немало. 3. На самом краю посёлка стоял дом обветшалый, запущенный, одинокий. 4. Вера сильная в человека ему помогает. 5. Языки изучать надо с целью, необходимостью, а не развлечения ради.

Правильные ответы:

1. Верхушки деревьев, крыши домов были едва различимы в тумане. 2. Она выполнила немало заданий. 3. Обветшалый, запущенный, одинокий дом стоял на краю посёлка. 4. Сильная вера в человека помогает ему. 5. Надо изучать языки с целью, необходимостью, а не ради развлечения.