Повторяющиеся союзы играют важную роль в русском языке, поскольку они помогают логически связывать однородные члены предложения или части сложных конструкций. Их использование делает речь более выразительной и структурированной. Знание правил употребления повторяющихся союзов особенно важно для выполнения заданий ЕГЭ, где они часто встречаются в контексте синтаксического анализа и пунктуации. В этой статье мы разберем теоретические аспекты повторяющихся союзов, предложим практические упражнения и свяжем тему с подготовкой к ЕГЭ.
Повторяющиеся союзы – это такие союзы, которые используются в одном предложении дважды или более раз для соединения однородных членов предложения или частей сложносочиненного/сложноподчиненного предложения.
Виды повторяющихся союзов:
Сочинительные союзы:
И... и: Указывает на перечисление или усиление.
Пример: «И мама, и папа были довольны».
Ни... ни: Отрицательное перечисление.
Пример: «Ни дождя, ни ветра не было».
То... то: Указывает на чередование действий или явлений.
Пример: «То смеется, то плачет».
Не только... но и: Усиление с добавлением нового признака.
Пример: «Она не только красива, но и умна».
Подчинительные союзы:
Если... то: Условное соотношение.
Пример: «Если будет солнце, то мы пойдем гулять».
Когда... тогда: Указывает на связь по времени.
Пример: «Когда я вошел, тогда он уже ушел».
Как... так и: Сравнительное соответствие.
Пример: «Как на работе, так и дома он был внимательным».
Чем... тем: Соотношение степени.
Пример: «Чем больше читаешь, тем больше знаешь».
Подробнее ознакомиться с темой «Союзы в русском языке — что это такое?» можно здесь.
Согласованность частей предложения. Части, соединенные повторяющимися союзами, должны быть грамматически однородными.
Пример: «И студенты, и преподаватели участвовали в конференции» (оба элемента – существительные).
Запятая между частями:
Запятая ставится, если части сложносочиненного предложения являются самостоятельными:
Пример: «И он пришел, и она была рада».
Запятая не ставится, если союз соединяет однородные члены:
Пример: «Он и спал, и ел в одной комнате».
Согласование смысла. Союзы должны логически соответствовать содержанию предложения.
Неверно: «Если он придет, но мы не готовы».
Правильно: «Если он придет, то мы будем готовы».
Сочетание с другими частями речи. Повторяющиеся союзы могут соединять:
Однородные члены предложения:
Пример: «И дети, и взрослые радовались празднику».
Части сложного предложения:
Пример: «Когда я пришел, тогда он уже ушел».
Пропуск одной части союза:
Ошибка: «И мама, папа были довольны».
Правильно: «И мама, и папа были довольны».
Неверная пунктуация:
Ошибка: «И он пришел и она ушла».
Правильно: «И он пришел, и она ушла».
Смешение союзов:
Ошибка: «Не только красива, но и умная».
Правильно: «Она не только красива, но и умна».
Нарушение логики построения предложения:
Ошибка: «Чем я больше читаю, тогда больше узнаю».
Правильно: «Чем больше я читаю, тем больше узнаю».
Упражнение 1. Найдите и исправьте ошибки
И дождь, ветер помешали прогулке.
Если ты согласишься тогда мы начнем.
И он встал и пошел в другую комнату.
Не только учитель похвалил его, но директор.
Чем больше стараешься, тогда лучше получается.
Ответы:
И дождь, и ветер помешали прогулке.
Если ты согласишься, то мы начнем.
И он встал, и пошел в другую комнату.
Не только учитель похвалил его, но и директор.
Чем больше стараешься, тем лучше получается.
Упражнение 2. Расставьте запятые
И книги и журналы лежали на столе.
Когда мы вошли тогда все уже началось.
Ни радости ни грусти не было на его лице.
И утром и вечером он читал эту книгу.
Если будет дождь то мы останемся дома.
Ответы:
И книги, и журналы лежали на столе.
Когда мы вошли, тогда все уже началось.
Ни радости, ни грусти не было на его лице.
И утром, и вечером он читал эту книгу.
Если будет дождь, то мы останемся дома.
Упражнение 3. Соедините предложения повторяющимися союзами
Он был вежлив. Он был внимателен. (и... и)
Мы пойдем гулять. Мы останемся дома. (если... то)
Он старался. Он учился. (не только... но и)
Она плакала. Она смеялась. (то... то)
Работа приносит пользу. Она делает человека счастливым. (как... так и)
Ответы:
И он был вежлив, и он был внимателен.
Если мы пойдем гулять, то не будем скучать.
Он не только старался, но и учился.
То она плакала, то смеялась.
Как работа приносит пользу, так и делает человека счастливым.
Упражнение 4. Объясните постановку знаков препинания
И взрослые, и дети участвовали в конкурсе.
Когда начался дождь, тогда мы уже уходили.
Ни дома, ни в саду его не было.
Если солнце выглянет, то мы пойдем гулять.
Чем больше учишься, тем больше понимаешь.
Ответы:
Запятые разделяют однородные члены, соединенные союзом «и... и».
Запятая разделяет части сложного предложения, соединенные «когда... тогда».
Запятые разделяют отрицательные однородные члены, соединенные «ни... ни».
Запятая разделяет условную часть, вводимую союзом «если», и главное предложение.
Запятые разделяют части сравнительного оборота, соединенного «чем... тем».
Упражнение 5. Составьте предложения
Используйте союз «и... и».
Используйте союз «если... то».
Используйте союз «не только... но и».
Используйте союз «то... то».
Используйте союз «чем... тем».
Пример ответов:
И друзья, и семья поддержали его.
Если будет солнечно, то мы пойдем в парк.
Она не только учится, но и работает.
То он шутил, то становился серьезным.
Чем больше работаешь, тем больше достигаешь.
Повторяющиеся союзы придают речи логичность, выразительность и структурность. Они являются важным инструментом для соединения однородных членов или частей сложных предложений. Для успешной подготовки к ЕГЭ важно изучить правила употребления повторяющихся союзов, избегать типичных ошибок и регулярно практиковаться в анализе и построении предложений.