Знаки препинания в русском языке – это система, которая делает письменную речь понятной, структурированной и выразительной. Неправильная пунктуация может исказить смысл текста, поэтому её правила необходимо изучать тщательно. Пунктуация играет важную роль в заданиях ЕГЭ, где требуется знание правил постановки запятых, точек, двоеточий, тире и других знаков. В этой статье мы разберем правила постановки основных знаков препинания, распространённые ошибки и предложим упражнения для закрепления материала.
1.1 Точка (.)
Точка ставится:
В конце повествовательного предложения:
Пример: «Я пошел в магазин».
В сокращениях:
Пример: «и т.д.», «г. Москва».
Ошибки:
Пропуск точки в сокращении: «и т.д» (правильно: «и т.д.»).
1.2 Запятая (,)
Запятая используется в следующих случаях:
При перечислении однородных членов предложения:
Пример: «Она купила яблоки, груши, сливы».
Перед союзами «но», «а» в сложносочиненных предложениях:
Пример: «Я хотел помочь, но у меня не получилось».
При вводных словах и конструкциях:
Пример: «Конечно, я помогу тебе».
При обособлении уточняющих членов предложения:
Пример: «Мы пошли в парк, расположенный недалеко от дома».
При сравнительных оборотах:
Пример: «Она бежала, как птица».
Ошибки:
Пропуск запятой перед союзом: «Он хотел пойти но устал» (правильно: «Он хотел пойти, но устал»).
Лишняя запятая: «Она не знала, что, делать» (правильно: «Она не знала, что делать»).
1.3 Точка с запятой (;)
Точка с запятой используется:
В сложных предложениях, где части уже содержат запятые:
Пример: «Он открыл дверь, улыбнулся; потом быстро ушел».
Для разделения частей предложения с обособленными элементами:
Пример: «Он был рад встрече; однако был явно взволнован».
Ошибки:
Замена точки с запятой на запятую в сложных предложениях: «Он улыбнулся, затем вышел» (правильно: «Он улыбнулся; затем вышел»).
1.4 Двоеточие (:)
Двоеточие ставится:
Перед перечислением:
Пример: «Мне нужно купить: хлеб, молоко, масло».
После обобщающего слова:
Пример: «Всё было готово: стол, стулья, посуда».
Перед пояснением или раскрытием смысла:
Пример: «Он понял одно: ему нужно действовать».
Ошибки:
Пропуск двоеточия перед пояснением: «Я понял это важно» (правильно: «Я понял: это важно»).
1.5 Тире (–)
Тире используется:
Между подлежащим и сказуемым, если они выражены существительными:
Пример: «Время – деньги».
Для обозначения резкого перехода в мысли:
Пример: «Я открыл дверь – и застыл».
В неполных предложениях:
Пример: «Утро – пора свежести и бодрости».
Ошибки:
Замена тире на запятую: «Мечта это реальность» (правильно:
«Мечта – это реальность»).
1.6 Кавычки (« »)
Кавычки используются:
Для выделения прямой речи:
Пример: «Он сказал: «Я вернусь.»
Для выделения названий:
Пример: «Мы прочитали рассказ «Каштанка».
Ошибки:
Пропуск кавычек при цитировании: «Великий русский писатель Пушкин говорил зри в корень» (правильно: «Великий русский писатель Пушкин говорил: «Зри в корень.»).
1.7 Вопросительный (?) и восклицательный знаки (!)
Вопросительный знак ставится в конце вопросительных предложений:
Пример: «Как ты это сделал?»
Восклицательный знак используется для выражения эмоций:
Пример: «Какой красивый закат!».
Подробно ознакомиться с темой «Сочетание знаков препинания» можно здесь.
Пропуск запятой:
Ошибка: «Когда я пришел домой я сразу сел за уроки».
Правильно: «Когда я пришел домой, я сразу сел за уроки».
Неправильное использование двоеточия:
Ошибка: «Я подумал нужно готовиться».
Правильно: «Я подумал: нужно готовиться».
Замена тире на запятую:
Ошибка: «Тишина это музыка».
Правильно: «Тишина – это музыка».
Упражнение 1. Найдите и исправьте ошибки
Мы купили яблоки груши сливы.
Я понял что это ошибка.
Он сказал я вернусь завтра.
Это важно подумал я.
Ответы:
Мы купили яблоки, груши, сливы.
Я понял, что это ошибка.
Он сказал: «Я вернусь завтра.»
Это важно, – подумал я.
Упражнение 2. Расставьте знаки препинания
Он открыл дверь улыбнулся вошел.
Мы купили хлеб молоко масло.
Я понял это конец.
Ответы:
Он открыл дверь, улыбнулся и вошел.
Мы купили: хлеб, молоко, масло.
Я понял: это конец.
Упражнение 3. Объясните постановку знаков препинания
Я уверен: это правильное решение.
Мы прочитали рассказ «Муму».
Он сказал: «Я сделаю это.»
Ответы:
Двоеточие вводит пояснение.
Кавычки выделяют название рассказа.
Двоеточие вводит прямую речь, а кавычки выделяют её.
Упражнение 4. Составьте предложения с каждым знаком препинания
Двоеточие:
«В саду росли: яблони, груши, вишни».
Тире:
«Мечта – это реальность».
Кавычки:
«Мы посмотрели фильм «Титаник».
Правильная постановка знаков препинания – это основа грамотной письменной речи. Владение правилами пунктуации позволяет не только передавать точный смысл, но и повышает общую культуру языка. Регулярная практика, изучение типичных ошибок и решение заданий помогут улучшить навыки пунктуации и успешно справиться с заданиями ЕГЭ.