БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Правила постановки знаков препинания

Правила постановки знаков препинания

Знаки препинания в русском языке – это система, которая делает письменную речь понятной, структурированной и выразительной. Неправильная пунктуация может исказить смысл текста, поэтому её правила необходимо изучать тщательно. Пунктуация играет важную роль в заданиях ЕГЭ, где требуется знание правил постановки запятых, точек, двоеточий, тире и других знаков. В этой статье мы разберем правила постановки основных знаков препинания, распространённые ошибки и предложим упражнения для закрепления материала.


1. Основные знаки препинания и правила их постановки

1.1 Точка (.)

Точка ставится:

  1. В конце повествовательного предложения:

    • Пример: «Я пошел в магазин».

  2. В сокращениях:

    • Пример: «и т.д.», «г. Москва».

Ошибки:

  • Пропуск точки в сокращении: «и т.д» (правильно: «и т.д.»).


1.2 Запятая (,)

Запятая используется в следующих случаях:

  1. При перечислении однородных членов предложения:

    • Пример: «Она купила яблоки, груши, сливы».

  2. Перед союзами «но», «а» в сложносочиненных предложениях:

    • Пример: «Я хотел помочь, но у меня не получилось».

  3. При вводных словах и конструкциях:

    • Пример: «Конечно, я помогу тебе».

  4. При обособлении уточняющих членов предложения:

    • Пример: «Мы пошли в парк, расположенный недалеко от дома».

  5. При сравнительных оборотах:

    • Пример: «Она бежала, как птица».

Ошибки:

  • Пропуск запятой перед союзом: «Он хотел пойти но устал» (правильно: «Он хотел пойти, но устал»).

  • Лишняя запятая: «Она не знала, что, делать» (правильно: «Она не знала, что делать»).


1.3 Точка с запятой (;)

Точка с запятой используется:

  1. В сложных предложениях, где части уже содержат запятые:

    • Пример: «Он открыл дверь, улыбнулся; потом быстро ушел».

  2. Для разделения частей предложения с обособленными элементами:

    • Пример: «Он был рад встрече; однако был явно взволнован».

Ошибки:

  • Замена точки с запятой на запятую в сложных предложениях: «Он улыбнулся, затем вышел» (правильно: «Он улыбнулся; затем вышел»).


1.4 Двоеточие (:)

Двоеточие ставится:

  1. Перед перечислением:

    • Пример: «Мне нужно купить: хлеб, молоко, масло».

  2. После обобщающего слова:

    • Пример: «Всё было готово: стол, стулья, посуда».

  3. Перед пояснением или раскрытием смысла:

    • Пример: «Он понял одно: ему нужно действовать».

Ошибки:

  • Пропуск двоеточия перед пояснением: «Я понял это важно» (правильно: «Я понял: это важно»).


1.5 Тире ()

Тире используется:

  1. Между подлежащим и сказуемым, если они выражены существительными:

    • Пример: «Время – деньги».

  2. Для обозначения резкого перехода в мысли:

    • Пример: «Я открыл дверь – и застыл».

  3. В неполных предложениях:

    • Пример: «Утро – пора свежести и бодрости».

Ошибки:

  • Замена тире на запятую: «Мечта это реальность» (правильно:
    «Мечта – это реальность»).


1.6 Кавычки (« »)

Кавычки используются:

  1. Для выделения прямой речи:

    • Пример: «Он сказал: «Я вернусь.»

  2. Для выделения названий:

    • Пример: «Мы прочитали рассказ «Каштанка».

Ошибки:

  • Пропуск кавычек при цитировании: «Великий русский писатель Пушкин говорил зри в корень» (правильно: «Великий русский писатель Пушкин говорил: «Зри в корень.»).


1.7 Вопросительный (?) и восклицательный знаки (!)

Вопросительный знак ставится в конце вопросительных предложений:

  • Пример: «Как ты это сделал?»

Восклицательный знак используется для выражения эмоций:

  • Пример: «Какой красивый закат!».


Подробно ознакомиться с темой «Сочетание знаков препинания» можно здесь

2. Часто встречающиеся ошибки

  1. Пропуск запятой:

    • Ошибка: «Когда я пришел домой я сразу сел за уроки».

    • Правильно: «Когда я пришел домой, я сразу сел за уроки».

  2. Неправильное использование двоеточия:

    • Ошибка: «Я подумал нужно готовиться».

    • Правильно: «Я подумал: нужно готовиться».

  3. Замена тире на запятую:

    • Ошибка: «Тишина это музыка».

    • Правильно: «Тишина – это музыка».


Русский язык-схема употребления знаков препинания в предложениях 

3. Практическая часть: упражнения

Упражнение 1. Найдите и исправьте ошибки

  1. Мы купили яблоки груши сливы.

  2. Я понял что это ошибка.

  3. Он сказал я вернусь завтра.

  4. Это важно подумал я.

Ответы:

  1. Мы купили яблоки, груши, сливы.

  2. Я понял, что это ошибка.

  3. Он сказал: «Я вернусь завтра.»

  4. Это важно, – подумал я.


Упражнение 2. Расставьте знаки препинания

  1. Он открыл дверь улыбнулся вошел.

  2. Мы купили хлеб молоко масло.

  3. Я понял это конец.

Ответы:

  1. Он открыл дверь, улыбнулся и вошел.

  2. Мы купили: хлеб, молоко, масло.

  3. Я понял: это конец.


Упражнение 3. Объясните постановку знаков препинания

  1. Я уверен: это правильное решение.

  2. Мы прочитали рассказ «Муму».

  3. Он сказал: «Я сделаю это.»

Ответы:

  1. Двоеточие вводит пояснение.

  2. Кавычки выделяют название рассказа.

  3. Двоеточие вводит прямую речь, а кавычки выделяют её.


Упражнение 4. Составьте предложения с каждым знаком препинания

  1. Двоеточие:

    • «В саду росли: яблони, груши, вишни».

  2. Тире:

    • «Мечта – это реальность».

  3. Кавычки:

    • «Мы посмотрели фильм «Титаник».


Заключение

Правильная постановка знаков препинания – это основа грамотной письменной речи. Владение правилами пунктуации позволяет не только передавать точный смысл, но и повышает общую культуру языка. Регулярная практика, изучение типичных ошибок и решение заданий помогут улучшить навыки пунктуации и успешно справиться с заданиями ЕГЭ.