БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow

Правила пунктуации

Правила пунктуации в русском языке – это система правил, регулирующих использование знаков препинания. Пунктуация помогает структуре текста, придаёт ему логическую стройность, выразительность и эмоциональную окраску. Владение пунктуационными правилами важно не только для грамотного письма, но и для успешной сдачи экзамена ЕГЭ по русскому языку, где умение правильно ставить знаки препинания оценивается наравне с орфографией и грамматикой.

Основные правила пунктуации

Знаки препинания в русском языке разделяются на две основные группы: знаки завершения и знаки, структурирующие предложения. Важно понимать, что каждый знак выполняет свою функцию, поэтому стоит изучить их значение и правильное использование.

  1. Точка, восклицательный и вопросительный знаки

    Эти знаки используются для завершения предложения и указывают на его тип.

    • Точка (.) ставится в конце повествовательного предложения.

    • Восклицательный знак (!) используется для передачи эмоций или побудительного наклонения.

    • Вопросительный знак (?) ставится в конце вопросительного предложения.

    Пример: «Я пришёл домой» – повествовательное предложение, используется точка.
    «Как прекрасен этот день!» – выражает эмоцию, используется восклицательный знак.
    «Ты пойдёшь сегодня гулять?» – вопросительное предложение, используется вопросительный знак.

  2. Запятая

    Запятая – один из самых часто встречающихся знаков препинания. Она используется для разделения однородных членов, частей сложного предложения и выделения вводных слов.

    • Однородные члены предложения разделяются запятой, если не связаны союзами «и», «да» (в значении «и»), «или».

    • Сложносочинённое предложение требует запятой между частями, если они соединены союзами «а», «но», «зато», «однако» и другими.

    • Сложноподчинённое предложение требует запятой для отделения главной части от придаточной.

    • Вводные слова и обращения выделяются запятыми.

    Пример: «Он купил яблоки, груши, сливы и персики» – запятые разделяют однородные члены.
    «Она хотела уйти, но осталась, чтобы помочь» – запятая перед союзом «но».
    «Когда ты вернёшься, позвони мне» – запятая разделяет придаточную часть.

  3. Двоеточие

    Двоеточие часто используется для объяснения или уточнения смысла, перечисления и при прямой речи.

    • Перечисление: двоеточие ставится перед перечислением, если оно идёт после обобщающего слова.

    • Пояснение: двоеточие используется перед объяснением причины или раскрытием смысла.

    • Прямая речь: двоеточие ставится перед цитатой или прямой речью.

    Пример: «В корзине были фрукты: яблоки, груши, сливы» – двоеточие перед перечислением.
    «Он знал одно: его помощь не останется незамеченной» – двоеточие перед пояснением.

  4. Тире

    Тире применяется в разных ситуациях, таких как определение, обобщение, противопоставление или внезапный поворот в мыслях.

    • Обобщение: тире используется для обобщения или заключения после однородных членов.

    • Пропуск глагола: тире ставится между подлежащим и сказуемым в безглагольном предложении.

    • Прямая речь: тире также используется в диалогах для указания на смену говорящего.

    Пример: «На улице, в саду, в доме – везде было тихо.» – тире обобщает перечисление.
    «Мир – огромный океан» – тире перед сказуемым, выраженным существительным.

  5. Кавычки

    Кавычки используются для выделения прямой речи, цитат, названий произведений, а также слов в особом значении.

    Пример: «Мы прочитали роман «Война и мир» Л.Н. Толстого» – кавычки выделяют название произведения.

    Подробнее ознакомиться с темой «Сочетание знаков препинания» можно здесь.

Роль пунктуации в подготовке к ЕГЭ

Пунктуация является одним из основных элементов при выполнении заданий ЕГЭ. В экзамене участникам предстоит выполнить задания на постановку знаков препинания в предложениях, связанных с различными правилами пунктуации. Особенно важно владение пунктуацией для написания сочинений, где грамотность пунктуации наряду с орфографией влияет на общий балл за работу.

Понимание роли каждого знака препинания и умение применять правила на практике позволяют избежать распространённых ошибок и уверенно выполнять задания. Это также помогает создать логичное и выразительное изложение мыслей в сочинении, что увеличивает шансы на высокую оценку.

Русский язык-схема знаков препинания

Практические упражнения для подготовки к ЕГЭ

Чтобы лучше понять и запомнить правила пунктуации, рекомендуется выполнять упражнения, которые помогут закрепить изученный материал и развить навык их практического применения.

Упражнение 1. Расставьте знаки препинания

Прочитайте следующие предложения и расставьте нужные знаки препинания. Обратите внимание на союзы, вводные слова и конструкции, требующие постановки запятой.

  • Пример: «Я решил что завтра поеду на дачу а затем вернусь домой.»
    Ответ: «Я решил, что завтра поеду на дачу, а затем вернусь домой.»

Упражнение 2. Найдите и исправьте ошибки в пунктуации

В предложениях ниже допущены ошибки в расстановке знаков препинания. Найдите и исправьте их, объяснив каждое исправление.

  • Пример: «Солнце село, и, на улице стало прохладно.»
    Ответ: «Солнце село, и на улице стало прохладно.» Запятая после союза «и» не нужна, так как предложение не требует паузы.

Упражнение 3. Подберите нужный знак препинания

В предложении пропущен один из знаков препинания – двоеточие, тире или запятая. Определите, какой знак нужен, и объясните выбор.

  • Пример: «Я сразу понял одно что у нас есть шанс на победу.»
    Ответ: «Я сразу понял одно: что у нас есть шанс на победу.» Пояснение, поэтому ставится двоеточие.

Упражнение 4. Расстановка знаков препинания в диалоге

Прочитайте диалог и расставьте нужные знаки препинания, используя кавычки и тире для выделения прямой речи.

  • Пример: «Привет как дела?» спросил он.
    «Хорошо спасибо а у тебя?» ответила она.
    Ответ:«Привет, как дела?» – спросил он.
    «Хорошо, спасибо, а у тебя?» – ответила она.

Упражнение 5. Определите пунктуационное правило

Прочитайте предложение и определите, какое правило пунктуации объясняет расстановку знаков препинания. Объясните, почему поставлен тот или иной знак.

  • Пример: «Утро было тихим и ясным, но в воздухе уже чувствовалось приближение грозы.»
    Ответ: Запятая перед «но» ставится, так как это сложносочинённое предложение, соединяющее две части союзом «но».

Заключение

Изучение правил пунктуации помогает глубже понять структуру текста и сделать его более логичным и выразительным. Правильная расстановка знаков препинания улучшает понимание смысла предложений, подчёркивает важные детали и придаёт тексту завершённый вид. Регулярные упражнения и внимательная работа с текстом помогают успешно освоить правила пунктуации и уверенно применять их на практике, что особенно важно при подготовке к ЕГЭ.