БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Простое предложение с однородными членами

Простое предложение с однородными членами

Простое предложение с однородными членами – это предложение, в котором один или несколько компонентов (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение) представлены несколькими однородными элементами. Эти члены предложения равноправны, связаны между собой по смыслу и грамматически, и их объединяют либо союзы, либо интонация.

Пример:

  • На улице светило солнце, пели птицы, шумел ветер. (однородные сказуемые).

  • В саду росли яблони, груши и вишни. (однородные подлежащие).


1. Признаки однородных членов предложения

  1. Грамматическое равноправие. Все однородные члены отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова.
    Пример:

    • Мы купили яблоки, груши и сливы. (все слова отвечают на вопрос что?).

  2. Общий главный член предложения. Однородные члены связаны с одним и тем же главным членом предложения.
    Пример:

    • На улицах Москвы, Петербурга и Казани светили фонари. (все однородные члены связаны с обстоятельством).

  3. Интонация или союз. Однородные члены могут соединяться союзами (и, но, или, да, а и др.) или перечислительной интонацией.
    Пример:

    • Она улыбалась, смеялась, радовалась.


2. Виды однородных членов

  1. Однородные подлежащие. Несколько подлежащих, связанных с одним сказуемым.
    Пример:

    • Мама, папа и дети собрались за столом.

  2. Однородные сказуемые. Несколько сказуемых, относящихся к одному подлежащему.
    Пример:

    • Мы читали, писали, обсуждали.

  3. Однородные дополнения. Несколько дополнений, связанных с одним сказуемым.
    Пример:

    • Она любила цветы, травы и деревья.

  4. Однородные определения. Несколько определений, связанных с одним словом.
    Пример:

    • Сад был зелёным, ухоженным, благоухающим.

  5. Однородные обстоятельства. Несколько обстоятельств, относящихся к одному сказуемому.
    Пример:

    • Мы поехали в Москву, на дачу и к бабушке.


3. Союзы, связывающие однородные члены

  1. Соединительные союзы: и, да (в значении «и»), также, тоже.
    Пример: Мы читали и писали.

  2. Противительные союзы: а, но, да (в значении «но»), однако.
    Пример: День был ясным, но холодным.

  3. Разделительные союзы: или, либо, то... то, не то... не то.
    Пример: То пели птицы, то шумел ветер.

  4. Без союзов. Однородные члены соединяются перечислительной интонацией.
    Пример: Она купила хлеб, молоко, сыр.


4. Знаки препинания при однородных членах

  1. Запятая между однородными членами. Ставится, если однородные члены соединены:

    • без союзов;

    • повторяющимися союзами (и... и, или... или);

    • союзами а, но, да (в значении «но»).
      Пример: Мы гуляли, читали, смеялись.

  2. Запятая не ставится. Если однородные члены соединены одиночным союзом (и, или, либо). Пример: Она купила молоко и хлеб.

  3. Двоеточие перед однородными членами. Ставится, если перед однородными членами стоит обобщающее слово.
    Пример: На столе были: хлеб, сыр, молоко.

  4. Тире после однородных членов. Ставится, если однородные члены завершают предложение, а после них следует обобщение.
    Пример: Хлеб, сыр, молоко – всё это было на столе.


5. Простое предложение с однородными членами и ЕГЭ

На ЕГЭ задания, связанные с однородными членами, могут встретиться в:

  1. Задание – пунктуация в простых предложениях с однородными членами.

  2. Задание – редактирование предложений с ошибками в построении.

  3. Задание – выбор правильного варианта расстановки знаков препинания. 


Русский язык: схема простого предложения с однородными членами

 

Практическая часть

Упражнение 1. Найдите однородные члены в предложениях

  1. Мы гуляли по парку, бегали по лужайке и катались на велосипедах.

  2. На столе лежали тетради, учебники, ручки и карандаши.

  3. То светило солнце, то накрапывал дождь.

  4. Я видела большие, старые, деревянные дома.

  5. Она не читала и не писала.

Ответ:

  1. Однородные сказуемые: гуляли, бегали, катались.

  2. Однородные дополнения: тетради, учебники, ручки, карандаши.

  3. Однородные сказуемые: светило, накрапывал.

  4. Однородные определения: большие, старые, деревянные.

  5. Однородные сказуемые: не читала, не писала.


Упражнение 2. Расставьте знаки препинания

  1. Мы видели красивых старых ухоженных лошадей.

  2. На улице светило солнце и пели птицы.

  3. В корзине лежали яблоки груши апельсины.

  4. Она не смотрела не слушала не отвечала.

  5. На полках стояли книги журналы и газеты.

Ответ:

  1. Мы видели красивых, старых, ухоженных лошадей.

  2. На улице светило солнце, и пели птицы.

  3. В корзине лежали яблоки, груши, апельсины.

  4. Она не смотрела, не слушала, не отвечала.

  5. На полках стояли книги, журналы и газеты.


Упражнение 3. Найдите ошибки в построении предложений с однородными членами

  1. Мы поехали на экскурсию, катались на лодке, и слушали экскурсовода.

  2. В вазе стояли розы и тюльпаны, а на столе лежали фрукты.

  3. Она приготовила и суп, и салат, а десерт забыла.

  4. Маша любит петь, танцевать и ходит в театр.

  5. Мы встретились, поговорили, а потом он уехал.

Ответ:

  1. Ошибка: запятая перед «и» лишняя.

  2. Нет ошибок.

  3. Нет ошибок.

  4. Ошибка: нарушение грамматического параллелизма (ходить вместо ходит).

  5. Нет ошибок.


Упражнение 4. Замените союзы, изменив смысловые отношения

  1. Она читала книгу и слушала музыку.

  2. Мы поехали в парк и на озеро.

  3. Он громко сказал, но его не услышали.

  4. На обед подали суп и второе.

  5. Лес был густым и зелёным.

Ответ:

  1. Она читала книгу или слушала музыку.

  2. Мы поехали в парк или на озеро.

  3. Он громко сказал, однако его не услышали.

  4. На обед подали суп или второе.

  5. Лес был густым, а зелёным.


Упражнение 5. Составьте предложения с однородными членами

  1. С однородными подлежащими.

  2. С однородными сказуемыми.

  3. С однородными дополнениями.

  4. С однородными определениями.

  5. С обобщающим словом и однородными членами.

Пример ответа:

  1. Мама, папа и дети пошли гулять.

  2. Мы читали, обсуждали, смеялись.

  3. Она купила яблоки, груши, сливы.

  4. Небо было ясным, голубым, чистым.

  5. На столе лежало всё: хлеб, молоко, сыр.


Вывод

Простые предложения с однородными членами помогают сделать речь более выразительной и логичной. Знание правил постановки знаков препинания в таких предложениях важно для выполнения заданий на ЕГЭ. Регулярная практика с разбором предложений и выполнение упражнений помогут освоить эту тему и уверенно справляться с заданиями.