Простое предложение с однородными членами – это предложение, в котором один или несколько компонентов (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение) представлены несколькими однородными элементами. Эти члены предложения равноправны, связаны между собой по смыслу и грамматически, и их объединяют либо союзы, либо интонация.
Пример:
На улице светило солнце, пели птицы, шумел ветер. (однородные сказуемые).
В саду росли яблони, груши и вишни. (однородные подлежащие).
Грамматическое равноправие. Все однородные члены отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова.
Пример:
Мы купили яблоки, груши и сливы. (все слова отвечают на вопрос что?).
Общий главный член предложения. Однородные члены связаны с одним и тем же главным членом предложения.
Пример:
На улицах Москвы, Петербурга и Казани светили фонари. (все однородные члены связаны с обстоятельством).
Интонация или союз. Однородные члены могут соединяться союзами (и, но, или, да, а и др.) или перечислительной интонацией.
Пример:
Она улыбалась, смеялась, радовалась.
Однородные подлежащие. Несколько подлежащих, связанных с одним сказуемым.
Пример:
Мама, папа и дети собрались за столом.
Однородные сказуемые. Несколько сказуемых, относящихся к одному подлежащему.
Пример:
Мы читали, писали, обсуждали.
Однородные дополнения. Несколько дополнений, связанных с одним сказуемым.
Пример:
Она любила цветы, травы и деревья.
Однородные определения. Несколько определений, связанных с одним словом.
Пример:
Сад был зелёным, ухоженным, благоухающим.
Однородные обстоятельства. Несколько обстоятельств, относящихся к одному сказуемому.
Пример:
Мы поехали в Москву, на дачу и к бабушке.
Соединительные союзы: и, да (в значении «и»), также, тоже.
Пример: Мы читали и писали.
Противительные союзы: а, но, да (в значении «но»), однако.
Пример: День был ясным, но холодным.
Разделительные союзы: или, либо, то... то, не то... не то.
Пример: То пели птицы, то шумел ветер.
Без союзов. Однородные члены соединяются перечислительной интонацией.
Пример: Она купила хлеб, молоко, сыр.
Запятая между однородными членами. Ставится, если однородные члены соединены:
без союзов;
повторяющимися союзами (и... и, или... или);
союзами а, но, да (в значении «но»).
Пример: Мы гуляли, читали, смеялись.
Запятая не ставится. Если однородные члены соединены одиночным союзом (и, или, либо). Пример: Она купила молоко и хлеб.
Двоеточие перед однородными членами. Ставится, если перед однородными членами стоит обобщающее слово.
Пример: На столе были: хлеб, сыр, молоко.
Тире после однородных членов. Ставится, если однородные члены завершают предложение, а после них следует обобщение.
Пример: Хлеб, сыр, молоко – всё это было на столе.
На ЕГЭ задания, связанные с однородными членами, могут встретиться в:
Задание – пунктуация в простых предложениях с однородными членами.
Задание – редактирование предложений с ошибками в построении.
Задание – выбор правильного варианта расстановки знаков препинания.
Упражнение 1. Найдите однородные члены в предложениях
Мы гуляли по парку, бегали по лужайке и катались на велосипедах.
На столе лежали тетради, учебники, ручки и карандаши.
То светило солнце, то накрапывал дождь.
Я видела большие, старые, деревянные дома.
Она не читала и не писала.
Ответ:
Однородные сказуемые: гуляли, бегали, катались.
Однородные дополнения: тетради, учебники, ручки, карандаши.
Однородные сказуемые: светило, накрапывал.
Однородные определения: большие, старые, деревянные.
Однородные сказуемые: не читала, не писала.
Упражнение 2. Расставьте знаки препинания
Мы видели красивых старых ухоженных лошадей.
На улице светило солнце и пели птицы.
В корзине лежали яблоки груши апельсины.
Она не смотрела не слушала не отвечала.
На полках стояли книги журналы и газеты.
Ответ:
Мы видели красивых, старых, ухоженных лошадей.
На улице светило солнце, и пели птицы.
В корзине лежали яблоки, груши, апельсины.
Она не смотрела, не слушала, не отвечала.
На полках стояли книги, журналы и газеты.
Упражнение 3. Найдите ошибки в построении предложений с однородными членами
Мы поехали на экскурсию, катались на лодке, и слушали экскурсовода.
В вазе стояли розы и тюльпаны, а на столе лежали фрукты.
Она приготовила и суп, и салат, а десерт забыла.
Маша любит петь, танцевать и ходит в театр.
Мы встретились, поговорили, а потом он уехал.
Ответ:
Ошибка: запятая перед «и» лишняя.
Нет ошибок.
Нет ошибок.
Ошибка: нарушение грамматического параллелизма (ходить вместо ходит).
Нет ошибок.
Упражнение 4. Замените союзы, изменив смысловые отношения
Она читала книгу и слушала музыку.
Мы поехали в парк и на озеро.
Он громко сказал, но его не услышали.
На обед подали суп и второе.
Лес был густым и зелёным.
Ответ:
Она читала книгу или слушала музыку.
Мы поехали в парк или на озеро.
Он громко сказал, однако его не услышали.
На обед подали суп или второе.
Лес был густым, а зелёным.
Упражнение 5. Составьте предложения с однородными членами
С однородными подлежащими.
С однородными сказуемыми.
С однородными дополнениями.
С однородными определениями.
С обобщающим словом и однородными членами.
Пример ответа:
Мама, папа и дети пошли гулять.
Мы читали, обсуждали, смеялись.
Она купила яблоки, груши, сливы.
Небо было ясным, голубым, чистым.
На столе лежало всё: хлеб, молоко, сыр.
Простые предложения с однородными членами помогают сделать речь более выразительной и логичной. Знание правил постановки знаков препинания в таких предложениях важно для выполнения заданий на ЕГЭ. Регулярная практика с разбором предложений и выполнение упражнений помогут освоить эту тему и уверенно справляться с заданиями.