Просторечные слова – это лексика, характерная для разговорного стиля речи, употребляемая преимущественно в неформальной обстановке. Они используются для создания определённого колорита, эмоциональной окраски или подчёркивания социального слоя, но в литературной речи или официальных текстах их применение считается неуместным. Изучение просторечных слов важно для понимания текстов и правильной интерпретации лексических единиц, особенно в заданиях ЕГЭ.
Просторечные слова – это лексика, относящаяся к сниженной стилевой окраске. Они не входят в литературную норму языка и часто употребляются в неформальной речи.
Примеры просторечных слов:
«Брехать» вместо «врать».
«Кишка тонка» вместо «не хватает смелости».
«Здоровенный» вместо «большой».
Сниженный стиль: Просторечные слова используются для выражения грубоватости, эмоциональности или упрощения речи.
Фонетические особенности: Просторечия часто отличаются от нормативных слов неправильным произношением:
Пример: «чаго» вместо «чего», «туды» вместо «туда».
Лексические особенности: Они могут быть заменой литературным словам, но не всегда совпадают по стилистической окраске:
Пример: «жрать» вместо «есть».
Устарелость или диалектная основа: Многие просторечные слова берут начало из диалектов:
Пример: «шибко» вместо «очень».
Грубоватость и экспрессивность: Просторечия часто имеют эмоционально-оценочную окраску:
Пример: «уродина» вместо «некрасивая женщина».
В рамках ЕГЭ просторечные слова могут встречаться в следующих заданиях:
Задание №2 (средства выразительности). Просторечия часто используются в публицистических и художественных текстах для создания речевой характеристики персонажа.
Задание №22 (лексическое значение). Проверяется умение отличать просторечные слова от литературных.
Задание №26 (анализ художественного текста). Просторечная лексика может использоваться для передачи авторской иронии или для описания персонажа.
Определяйте стилевую принадлежность: Просторечия характерны для разговорной и художественной речи, но не используются в научных и официально-деловых текстах.
Сравнивайте с литературной нормой: Заменяйте просторечные слова их литературными аналогами:
Пример: «работяга» → «трудолюбивый человек».
Различайте эмоциональную окраску: Просторечия могут добавлять грубоватый или комический оттенок в текст:
Пример: «валяться» вместо «лежать».
Анализируйте контекст: Просторечия всегда зависят от ситуации употребления. В официальной речи их использование недопустимо.
Упражнение 1. Определите просторечие
Среди предложенных слов найдите просторечные:
Брехать.
Есть.
Писанина.
Некрасивый.
Ответы:
Просторечные слова: брехать, писанина.
Упражнение 2. Замените просторечные слова литературными
Замените просторечные слова на литературные аналоги:
Жрать.
Валить.
Работяга.
Здоровенный.
Ответы:
Есть.
Уходить.
Трудолюбивый человек.
Большой.
Упражнение 3. Определите роль просторечий
Прочитайте предложение и укажите, зачем автор использовал просторечие:
«Он шибко старался, но не успел.»
«Куда ты валишься, как пьяный?»
Ответы:
Для передачи эмоциональности.
Для характеристики поведения героя.
Упражнение 4. Найдите просторечия в тексте
Прочитайте текст и подчеркните просторечные слова:
«Он шлялся по городу весь вечер, а потом завалился домой и слопал всю еду.»
Ответы:
Просторечия: шлялся, завалился, слопал.
Упражнение 5. Составьте предложения
Составьте предложения, используя данные просторечные слова:
Брехать.
Валить.
Шибко.
Пример ответов:
Он постоянно брехал, что знает всё на свете.
Ему пришлось валить, чтобы не попасть в беду.
Шибко устал после такой работы.
Просторечная лексика – это яркий пласт русского языка, который помогает сделать речь более эмоциональной, но требует осторожного использования. При подготовке к ЕГЭ важно научиться определять просторечия, понимать их функции в тексте и заменять на литературные аналоги. Регулярная практика, выполнение упражнений и внимательный анализ текстов помогут освоить эту тему и избежать ошибок на экзамене.