Согласно тому, что обозначают наречия: количественный или качественный признак действия, иного признака или состояния, или обстоятельственные отношения, наречия делятся на знаменательные и местоимённые. Каждый из них делится ещё на группы. Рассмотрим эти разряды, приведём примеры.
А перед тем, как приступить к классификации наречий, вспомним, что это часть речи.
Наречием называется самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, признак признака или действия и отвечающая на вопросы:
когда?
в какой степени?
почему?
сколько?
куда?
зачем?
Знаменательные части речи включают в себя 2 большие группы: определительные и обстоятельственные. Обе этих группы подразделяются на виды.
Эта группа наречий выражает качество признака, образа или способа совершения действия. В неё входят:
наречия образа действия;
меры и степени;
совместности;
сравнительно-уподобительные.
Этот разряд наречий ещё именуют качественно-определительными. Их задача — пояснить деепричастие либо глагол-сказуемое в предложении. Вопросы, которые ставятся к этим наречиям — каким образом? как?
смеяться громко;
покупать мигом;
разговаривать вызывающе;
идти пешком.
По-другому их называют количественно-определительными. Они обозначают степень интенсивности, меру проявления какого-либо знака, а также количество действия.
течь еле-еле;
принести много;
не справился абсолютно и т. д.
Этот разряд совмещает в себе значения сравнения и уподобления. Производящей основой служат как существительные, так и прилагательные и местоимения:
выть по-волчьи;
приготовить по-своему;
дышать ёжиком.
Наречия, которые обозначают признак совместного действия:
гулять вместе;
думать наедине;
приготовить сообща и др.
Согласно значению, в данную группу входят наречия:
причины;
времени;
места;
цели.
Этот разряд выражает место действия и отвечает на вопросы куда? откуда? где?
бежать спереди;
лежит справа;
видеть издали и др.
Согласно названию, наречия, которые называют время действия и отвечают на вопросы как долго? с(до) каких пор? когда?
приехать днём;
проснуться ночью;
знал издавна.
Слова, выражающие цель действия и отвечающие на вопросы для чего? зачем? с какой целью?
перепутать специально;
закупиться впрок;
разбить назло.
В данном разряде находятся слова, указывающие на причину, по которой случилось или происходит процесс:
перепутать сослепу;
поссориться сгоряча;
оказаться поневоле.
Вторая большая группа наречий после знаменательных. Они сопоставляются с местоимениями, только указывающими на признак, количество или предмет, но конкретно их не обозначают.
Главное отличие местоимённых наречий от местоимений в том, что первые не имеют окончаний и не могут изменяться. Их градация подобна разрядам местоимений.
Указывают на место, способ, причину действия:
Здесь и нужно искать.
Он уехал тогда, когда решил сам.
Тут, за лесом, мы решили сделать фото.
С помощью них формируется предложение с вопросом говорящего о причине, способе, времени, месте действия:
Откуда ты знаешь?
Зачем писать карандашом?
Когда проснётся брат?
Эти местоимённые наречия выполняют роль союзного слова в сложноподчинённых предложениях.
Там, где протекал ручей, вырос новый куст.
Он просмотрел все свои ошибки и понял, почему ему поставили такую оценку.
Прохожий объяснил, как найти нужный дом.
Среди них: по-всякому, по-иному, везде, всегда и т. д.
Отовсюду в комнату вливался яркий свет.
Хочется, чтобы во второй раз всё было иначе.
Друга нужно всецело поддерживать.
Эти слова образованы при помощи приставки кое- и постфиксов -либо, -нибудь, -то:
Откуда-то сверху упала ветка.
Почему-то поезд запаздывает.
Давай уедем куда-нибудь.
В составе этих наречий имеется ударная приставка не- либо безударная ни-:
Нам не́куда сейчас уходить.
Никогда́ не стоит отказываться от мечты.
Ему не́зачем брать с собой много одежды.
Определите разряд наречия в предложениях.
Мы вчера отлично провели время.
Школа находится поблизости.
Спойте эту песню вдвоём.
Этот медальон всегда со мной.
Везде ещё лежал снег.
Правильные ответы
Мы вчера (времени) отлично (образа действия) провели время.
Школа находится поблизости (места).
Спойте эту песню вдвоём (совместности).
Этот медальон всегда (местоимённое определительное) со мной.
Везде (местоимённое определительное) ещё лежал снег.