Умением облекать свои мысли в слова обладает лишь человек. Дар общаться с помощью слов, передавать информацию, получать её возможно только с помощью слова. Но слово — не просто способ оформления информации, это сложная структура.
С помощью слов человек оформляет свою речь. В русском языке существует система слов, которые используются человеком. Мы используем определённый словарный запас, пополняя его с помощью чтения, общения с другими людьми. Он же используется взрослыми при научении ребёнка речи.
Слово — это набор звуков, оно произносится. Одно и то же слово может произноситься по-разному. И пример тому — омографы:
за́мок и замо́к;
ири́с и и́рис;
орга́н и о́рган.
Это лишь часть внешней стороны слова. Материальную часть внешнего облика оно получает, когда его пишут. Графическая сторона слова состоит из букв.
Внутренняя же сторона слова — его смысл. Каждое слово, имея звуковую и графическую оболочку, соотносится с каким-либо признаком, действием, предметом и т. д.
Например, возьмём слово «стол». Мы сразу представляем себе предмет мебели, который служит для того, чтобы на нём располагалось оборудование, какие-либо предметы, продукты, за ним работали, ели, готовили и т. д. Но если мы заменим букву «о» на «у», то получим совсем иное слово – «стул».
Отсюда сделаем вывод о том, что слово — это сочетание звуков и букв, выражающее конкретное понятие и выполняющее номинативную (назывную) функцию. Соотнесение слова и определённого понятия называется лексическим значением.
К. Г. Паустовский отмечал, что всё в мире имеет огромное множество названий слов. Слова требовались людям для того, чтобы называть то, с чем они столкнулись в жизни. Так постепенно слово обретало свой внутренний смысл, своё лексическое значение.
Лексическое значение — это закреплённая в сознании говорящих людей соотнесённость слова с каким-либо явлением, предметом действительности. Для того чтобы узнать значение какого-либо слова, мы обращаемся к толковым словарям. В них даются определения слов. Например, в слове С. И. Ожегова «рыба» — «живущее в воде и дышащее жабрами позвоночное животное с конечностями в виде плавников, с холодной кровью и с кожей, покрытой чешуёй».
Слово может быть как однозначным (например, косинус, ночь, собака) и многозначным. Значения последних в многозначных слов в толковых словарях перечисляются с помощью нумерованного списка:
Кисть —
Инструмент для написания картин, нанесения краски. Пушистая кисть.
Украшения в виде стянутых в ровный пучок ниток. Скатерть с кистями.
Часть руки человека. Изящная кисть.
Разветвленное соцветие (после созревания — плоды). Виноградная кисть.
Лексического значения не имеют служебные слова, так как они служат для выражения грамматической связи, связи слов в предложении, придания оттенков и т. д.
Помимо лексического значения, каждое слово обладает рядом грамматических свойств. Например, возьмём слово «крыша». Это слово является именем существительным 1 склонения женского рода в именительном падеже. Состоит из корня крыш- и окончания –а.
Таким образом слова объединены в определённые классы — знаменательных и служебных слов, которые делятся на имена существительные, глаголы, предлоги и другие.
А в самом слове возможны выделить определённые морфемы, которые позволяют объединить слова в группы. Например, суффикс –тель присущ словам, обозначающим профессию:
воспитатель;
учитель;
строитель.
Слово имеет валентность — способность сочетаться с другими словами.
Строя предложения, мы порой не задумываемся над тем, как одни слова «подходят» друг к другу, а другие же не имеют такой возможности.
Сочетаемость может быть свободной или ограниченной.
Слова со свободным сочетанием легко подбирают себе сочетаемые слова. Например, слово «рубашка» сочетается со словами:
удобная, красивая, тёплая, короткая, дорога и др.;
надеть, купить, продать, постирать и пр.
Ограниченные, или узкосочетаемые слова, избирательны. Они соединяются только с определёнными словами:
вороной конь, а не кот или собака;
карие глаза, а не коричневые;
стая собак, а не лошадей или кошек.
Обобщая сказанное в статье, выделим те признаки, которыми обладает слово:
Звуковое оформление, ударение.
Материальная оболочка (написание).
Воспроизводимость (слово повторятся при знакомстве с ним).
Номинативность (способность называть предмет, явление).
Лексическое значение.
Грамматическое значение.
Лексико-грамматическая соотнесенность (часть речи).
Синтаксическая самостоятельность (возможность применяться в качестве высказывания отдельно).
Морфемное строение.
Валентность (узкая и широкая).
Ответьте на вопросы к статье, чтобы понять уровень понимания темы: «да» или «нет».
Относится ли ударение к внутреннему содержанию слова?
Имеют ли служебные слова лексическое значение?
Валентность — это лексическое значение слова?
Слова объединяются в грамматические классы (категории?)
Может ли слово иметь только одно значение?
Ответы на вопросы:
1. Нет. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Да.