БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Сложное предложение с разными видами связи

Сложное предложение с разными видами связи

Сложное предложение с разными видами связи – это сложное предложение, в котором сочетаются несколько типов связи между частями. Обычно это комбинация сочинительной и подчинительной связи, иногда с элементами бессоюзной связи.

Пример:

  • Небо затянуло тучами, и ветер усилился, потому что приближалась гроза.

В этом предложении:

  1. Сочинительная связь: Небо затянуло тучами, и ветер усилился.

  2. Подчинительная связь: потому что приближалась гроза.


1. Виды связи в сложных предложениях

1.1. Сочинительная связь

Части предложения равноправны, соединяются сочинительными союзами (и, но, а, либо, да (в значении «и»)).
Пример: Солнце светило ярко, и птицы пели в саду.

1.2. Подчинительная связь

Одна часть (придаточная) подчиняется другой (главной) и поясняет её. Соединяется с помощью подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда) или союзных слов (кто, где, почему).
Пример: Мы пошли гулять, когда дождь закончился.

1.3. Бессоюзная связь

Части соединяются без союзов, отношения выражаются интонацией и пунктуацией.
Пример: На улице было холодно: ветер гнал снег.


2. Характеристики сложных предложений с разными видами связи

  1. Комбинация связей
    Комбинируются сочинительная, подчинительная и бессоюзная связи.
    Пример:

    • Я вышел на улицу, и начался дождь, хотя утро было солнечным.
      (Сочинительная связь: Я вышел на улицу, и начался дождь.
      Подчинительная связь: хотя утро было солнечным.)

  2. Иерархия частей
    В таких предложениях важно определить, какие части являются главными, а какие — зависимыми.
    Пример:

    • Я понял, что экзамен сложный, но всё равно решил попробовать.
      (Главная часть: Я понял; придаточная часть: что экзамен сложный; сочинительная связь: но всё равно решил попробовать.)

  3. Пунктуация

    • Между сочинёнными частями ставится запятая.

    • Между главной и придаточной частями ставится запятая или другой знак препинания (в зависимости от связи).
      Пример: Он знал, что опоздает, но не торопился.


3. Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи

  1. Запятая ставится:

    • Между частями с сочинительной связью.
      Пример: Ветер усиливался, и дождь начал идти.

    • Между главной и придаточной частями с подчинительной связью.
      Пример: Я остался дома, потому что шёл дождь.

  2. Запятая не ставится:

    • Если части соединены одиночным союзом и, или.
      Пример: Я знал и что он придёт, и что он принесёт новости.

  3. Двоеточие или тире ставятся:

    • При бессоюзной связи, если одна часть поясняет другую.
      Пример: На улице было холодно: шёл снег.

    • Если одна часть выражает следствие.
      Пример: Опустилось солнце — стало темно.


4. Ошибки в сложных предложениях с разными видами связи

  1. Пропуск запятых или других знаков препинания.
    Пример ошибки: Я знаю что он придёт но пока жду.
    Исправленный вариант: Я знаю, что он придёт, но пока жду.

  2. Неправильный порядок частей.
    Пример ошибки: Хотя он знал об опасности, но продолжал идти.
    Исправленный вариант: Хотя он знал об опасности, он продолжал идти.

  3. Нарушение согласования времён.
    Пример ошибки: Я знал, что она придёт, и пойду встречать её.
    Исправленный вариант: Я знал, что она придёт, и пошёл встречать её.


5. Подготовка к ЕГЭ

На ЕГЭ задания на сложные предложения с разными видами связи могут встретиться в:

  1. Задание: постановка знаков препинания в сложных предложениях.

  2. Задание: нахождение ошибок в построении сложных предложений.

  3. Задание: синтаксический анализ сложных предложений.


Русский язык-схема сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи 

Практическая часть

Упражнение 1. Определите виды связи в предложениях

  1. Я остался дома, потому что шёл дождь, и начал читать книгу.

  2. Я знаю, что он придёт, но пока жду его.

  3. Ветер усиливался: деревья гнулись до земли, и листья кружились в воздухе.

  4. Мы пошли гулять, хотя было холодно, но дождя не было.

  5. Он сказал, что скоро вернётся, и мы пошли домой.

Ответ:

  1. Подчинительная и сочинительная связь.

  2. Подчинительная и сочинительная связь.

  3. Бессоюзная и сочинительная связь.

  4. Подчинительная и сочинительная связь.

  5. Подчинительная и сочинительная связь.


Упражнение 2. Расставьте знаки препинания

  1. Мы знали что он придёт и всё подготовили заранее.

  2. Я прочитал книгу и понял что она мне очень понравилась.

  3. Солнце светило ярко и птицы пели но небо было затянуто облаками.

  4. Мы решили пойти на прогулку хотя погода была холодной и дождь не шёл.

  5. Я думал как решить задачу и понял что нужно обратиться за помощью.

Ответ:

  1. Мы знали, что он придёт, и всё подготовили заранее.

  2. Я прочитал книгу и понял, что она мне очень понравилась.

  3. Солнце светило ярко, и птицы пели, но небо было затянуто облаками.

  4. Мы решили пойти на прогулку, хотя погода была холодной, и дождь не шёл.

  5. Я думал, как решить задачу, и понял, что нужно обратиться за помощью.


Упражнение 3. Найдите ошибки и исправьте их

  1. Я знал что он придёт но пока жду его.

  2. Солнце светило ярко и птицы пели а ветер усиливался.

  3. Мы пошли в лес хотя знали что скоро начнётся дождь.

  4. Он сказал что придёт и мы ждали его долго.

  5. Я думал над задачей и понял что решение будет сложным.

Ответ:

  1. Я знал, что он придёт, но пока жду его.

  2. Солнце светило ярко, и птицы пели, а ветер усиливался.

  3. Мы пошли в лес, хотя знали, что скоро начнётся дождь.

  4. Он сказал, что придёт, и мы ждали его долго.

  5. Я думал над задачей и понял, что решение будет сложным.


Упражнение 4. Составьте предложения с разными видами связи

  1. С сочинительной и подчинительной связью.

  2. С подчинительной и бессоюзной связью.

  3. С сочинительной и бессоюзной связью.

  4. С тремя видами связи.

  5. С однородным подчинением и сочинительной связью.

Пример ответа:

  1. Мы остались дома, потому что пошёл дождь, и начали смотреть фильм.

  2. Я понял, что нужно поторопиться: времени было мало.

  3. Ветер усилился: листья кружились в воздухе, и небо затянулось тучами.

  4. Мы знали, что нужно подготовиться, но не успели, потому что время закончилось.

  5. Я знал, что экзамен будет сложным и что подготовка займёт много времени, но я был готов к этому.


Вывод

Сложные предложения с разными видами связи делают речь выразительной и структурированной. Для успешного выполнения заданий ЕГЭ важно знать их виды, понимать правила пунктуации и избегать типичных ошибок. Регулярная практика помогает уверенно справляться с анализом сложных синтаксических конструкций.