Сложное предложение с разными видами связи – это сложное предложение, в котором сочетаются несколько типов связи между частями. Обычно это комбинация сочинительной и подчинительной связи, иногда с элементами бессоюзной связи.
Пример:
В этом предложении:
Сочинительная связь: Небо затянуло тучами, и ветер усилился.
Подчинительная связь: потому что приближалась гроза.
1.1. Сочинительная связь
Части предложения равноправны, соединяются сочинительными союзами (и, но, а, либо, да (в значении «и»)).
Пример: Солнце светило ярко, и птицы пели в саду.
1.2. Подчинительная связь
Одна часть (придаточная) подчиняется другой (главной) и поясняет её. Соединяется с помощью подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда) или союзных слов (кто, где, почему).
Пример: Мы пошли гулять, когда дождь закончился.
1.3. Бессоюзная связь
Части соединяются без союзов, отношения выражаются интонацией и пунктуацией.
Пример: На улице было холодно: ветер гнал снег.
Комбинация связей
Комбинируются сочинительная, подчинительная и бессоюзная связи.
Пример:
Я вышел на улицу, и начался дождь, хотя утро было солнечным.
(Сочинительная связь: Я вышел на улицу, и начался дождь.
Подчинительная связь: хотя утро было солнечным.)
Иерархия частей
В таких предложениях важно определить, какие части являются главными, а какие — зависимыми.
Пример:
Я понял, что экзамен сложный, но всё равно решил попробовать.
(Главная часть: Я понял; придаточная часть: что экзамен сложный; сочинительная связь: но всё равно решил попробовать.)
Пунктуация
Между сочинёнными частями ставится запятая.
Между главной и придаточной частями ставится запятая или другой знак препинания (в зависимости от связи).
Пример: Он знал, что опоздает, но не торопился.
Запятая ставится:
Между частями с сочинительной связью.
Пример: Ветер усиливался, и дождь начал идти.
Между главной и придаточной частями с подчинительной связью.
Пример: Я остался дома, потому что шёл дождь.
Запятая не ставится:
Если части соединены одиночным союзом и, или.
Пример: Я знал и что он придёт, и что он принесёт новости.
Двоеточие или тире ставятся:
При бессоюзной связи, если одна часть поясняет другую.
Пример: На улице было холодно: шёл снег.
Если одна часть выражает следствие.
Пример: Опустилось солнце — стало темно.
Пропуск запятых или других знаков препинания.
Пример ошибки: Я знаю что он придёт но пока жду.
Исправленный вариант: Я знаю, что он придёт, но пока жду.
Неправильный порядок частей.
Пример ошибки: Хотя он знал об опасности, но продолжал идти.
Исправленный вариант: Хотя он знал об опасности, он продолжал идти.
Нарушение согласования времён.
Пример ошибки: Я знал, что она придёт, и пойду встречать её.
Исправленный вариант: Я знал, что она придёт, и пошёл встречать её.
На ЕГЭ задания на сложные предложения с разными видами связи могут встретиться в:
Задание: постановка знаков препинания в сложных предложениях.
Задание: нахождение ошибок в построении сложных предложений.
Задание: синтаксический анализ сложных предложений.
Упражнение 1. Определите виды связи в предложениях
Я остался дома, потому что шёл дождь, и начал читать книгу.
Я знаю, что он придёт, но пока жду его.
Ветер усиливался: деревья гнулись до земли, и листья кружились в воздухе.
Мы пошли гулять, хотя было холодно, но дождя не было.
Он сказал, что скоро вернётся, и мы пошли домой.
Ответ:
Подчинительная и сочинительная связь.
Подчинительная и сочинительная связь.
Бессоюзная и сочинительная связь.
Подчинительная и сочинительная связь.
Подчинительная и сочинительная связь.
Упражнение 2. Расставьте знаки препинания
Мы знали что он придёт и всё подготовили заранее.
Я прочитал книгу и понял что она мне очень понравилась.
Солнце светило ярко и птицы пели но небо было затянуто облаками.
Мы решили пойти на прогулку хотя погода была холодной и дождь не шёл.
Я думал как решить задачу и понял что нужно обратиться за помощью.
Ответ:
Мы знали, что он придёт, и всё подготовили заранее.
Я прочитал книгу и понял, что она мне очень понравилась.
Солнце светило ярко, и птицы пели, но небо было затянуто облаками.
Мы решили пойти на прогулку, хотя погода была холодной, и дождь не шёл.
Я думал, как решить задачу, и понял, что нужно обратиться за помощью.
Упражнение 3. Найдите ошибки и исправьте их
Я знал что он придёт но пока жду его.
Солнце светило ярко и птицы пели а ветер усиливался.
Мы пошли в лес хотя знали что скоро начнётся дождь.
Он сказал что придёт и мы ждали его долго.
Я думал над задачей и понял что решение будет сложным.
Ответ:
Я знал, что он придёт, но пока жду его.
Солнце светило ярко, и птицы пели, а ветер усиливался.
Мы пошли в лес, хотя знали, что скоро начнётся дождь.
Он сказал, что придёт, и мы ждали его долго.
Я думал над задачей и понял, что решение будет сложным.
Упражнение 4. Составьте предложения с разными видами связи
С сочинительной и подчинительной связью.
С подчинительной и бессоюзной связью.
С сочинительной и бессоюзной связью.
С тремя видами связи.
С однородным подчинением и сочинительной связью.
Пример ответа:
Мы остались дома, потому что пошёл дождь, и начали смотреть фильм.
Я понял, что нужно поторопиться: времени было мало.
Ветер усилился: листья кружились в воздухе, и небо затянулось тучами.
Мы знали, что нужно подготовиться, но не успели, потому что время закончилось.
Я знал, что экзамен будет сложным и что подготовка займёт много времени, но я был готов к этому.
Сложные предложения с разными видами связи делают речь выразительной и структурированной. Для успешного выполнения заданий ЕГЭ важно знать их виды, понимать правила пунктуации и избегать типичных ошибок. Регулярная практика помогает уверенно справляться с анализом сложных синтаксических конструкций.