Сложноподчинённое предложение (СПП) с одним придаточным — это синтаксическая конструкция, в которой имеется одна главная часть, выражающая основное содержание, и одна зависимая часть — придаточная, уточняющая либо отдельное слово, либо всю ситуацию, обозначенную в главной. Придаточная часть связывается с главной при помощи союзов или союзных слов и обычно выделяется запятой (а при изменённом порядке частей — парой запятых).
Умение уверенно определять структуру такого предложения, правильно расставлять знаки препинания и грамотно классифицировать тип придаточного относится к числу ключевых навыков, регулярно проверяемых на ЕГЭ: это задания, связанные с синтаксическим разбором, пунктуацией и редактированием текста
Модель: [Главная часть], союз/союзное слово [Придаточная часть].
Придаточная может стоять после главной, перед главной (инверсия) или внутри неё (вставляться).
Границы придаточного определяются:
наличием союза/союзного слова (что, чтобы, как, когда, где, пока, если, потому что, так как, хотя, поскольку, словно, который, чей, сколько, куда, откуда…),
собственной грамматической основой (подлежащее + сказуемое).
Союзы (не члены придаточного): что, чтобы, как, потому что, так как, хотя, если, когда, пока, раз, словно, будто, зато, в то время как, для того чтобы, прежде чем, лишь только, как только и др.
Союзные слова (являются членами придаточного): который, чей, где, когда, куда, откуда, сколько, зачем, почему.
Они соотносятся с указателями в главной: тот – кто; то/всё – что; такой – какой; там – где; тогда – когда; столько – сколько.
Изъяснительное – поясняет сказуемое/глагол речи, мысли, чувства:
Я знаю, что он придёт. (вопрос от сказуемого: что?)
Союзы: что, чтобы, как (разг.).
Определительное – характеризует существительное/местоимение в главной:
Дом, который стоит у парка, отреставрировали. (вопрос какой?)
Союзные слова: который, где, когда и др.
Обстоятельственное – поясняет действие главной части:
времени: Когда стемнело, мы вернулись. (когда?)
места: Мы остановились где растут сосны. (где?)
причины: Мы ушли, потому что стемнело. (почему?)
цели: Мы пришли, чтобы помочь. (зачем?)
условия: Если начнётся дождь, уйдём. (при каком условии?)
уступки: Хотя было поздно, мы работали. (вопреки чему?)
сравнения/образа действия: Он молчал, как будто обиделся.
следствия/меры и степени: Он был так утомлён, что уснул.
При подготовке к ЕГЭ необходимо особенно внимательно различать два типа придаточных в сложноподчинённых предложениях:
Изъяснительные — они поясняют смысл сказуемого главной части, отвечают на вопрос «что?»
и чаще всего присоединяются союзами что, чтобы, будто, как.
Пример: Я знаю, что он придёт. (знаю — что?)
Определительные — уточняют существительное или местоимение в главной части, отвечают на вопрос «какой? чей?» и присоединяются союзными словами который, какой, чей, где, когда и др.
Пример: Дом, который стоит на углу, принадлежит моему дяде. (дом — какой?).
Именно умение грамотно ставить вопрос от главной части к придаточной помогает быстро и безошибочно классифицировать их на экзамене
Общее правило: между главной и придаточной – запятая.
Главная + придаточная: Я уверен, что мы успеем.
Придаточная + главная: Если будет жарко, мы уедем. (запятая после придаточной)
Придаточная внутри главной: Наш дом, который построили в 1908 году, памятник. (пара запятых)
Сложные союзы: запятая ставится перед всем союзом:
Мы ушли, потому что стемнело;
Он остался, несмотря на то что устал;
Мы сделали паузу, в то время как остальные работали.
Парные указатели (корреляты) в главной: столько – сколько; так – что; такой – что/какой; тот – кто; там – где; тогда – когда:
Он был так утомлён, что заснул.
Тот кто опоздал, войдёт позже. (в ЕГЭ следят за согласованием)
Тире вместо запятой возможно при присоединительном/пояснительном оттенке или заметной паузе:
Запятая не ставится только если нет придаточного:
союз как = «в качестве»: Его взяли как специалиста (нет грамм. основы → это не придаточная, запятая не нужна).
устойчивые сочетания типа пока что (частица), как раз, если что (разговорн.). Проверяйте, есть ли вторая грамматическая основа.
Определите грамматические основы.
Найдите все подлежащие и сказуемые. Если их две, перед вами сложное предложение.
Найдите средство связи.
Определите союз или союзное слово, которое присоединяет придаточную часть, и проведите границу между главной и зависимой.
Задайте вопрос от главной части к придаточной.
Это поможет установить тип придаточного (изъяснительное, определительное, обстоятельственное и др.).
Расставьте знаки препинания.
Запятая ставится между главной и придаточной частью по общему правилу. Если используется составной союз (потому что, для того чтобы), знак препинания ставится перед союзом целиком.
Проверьте наличие коррелятов.
Согласуйте главную и придаточную часть при параллельных конструкциях (тот — кто; так — что; столько — сколько).
Проверьте возможность трансформации.
Иногда придаточную часть можно заменить причастным или деепричастным оборотом — это особенно полезный приём для улучшения стиля в сочинении.

Нет запятой при придаточной: Я знаю что он прав → Я знаю, что он прав.
Смешение типов: вместо определительного дают изъяснительное и наоборот. Проверяйте опорное слово.
Неправильная граница сложного союза: запятая внутри «потому что», «несмотря на то что» – это ошибка. Верно: запятая перед всем союзом.
Избыточная запятая при «как в качестве»: Его приняли, как переводчика → Его приняли как переводчика.
Нарушение корреляции: тот, который пришли → согласуйте число: тот, который пришёл.
изъяснительные: что, чтобы, как (разг.).
времени: когда, пока, едва, лишь, лишь только, как только, прежде чем.
причины: потому что, так как, поскольку, вследствие того что.
цели: чтобы, для того чтобы.
условия: если, раз, ежели, коли.
уступки: хотя, несмотря на то что, пускай, пусть.
следствия: так что.
сравнения/образа: как, как будто, будто, словно.
места/определит.: где, куда, откуда; который, какой, чей.
Упражнение 1. Определите тип придаточного и поставьте запятые
а) Я уверен что мы успеем.
б) Когда опустился туман дорога стала опасной.
в) Дом который стоит у реки принадлежит музею.
г) Он ушёл потому что ему позвонили.
д) Хотя было поздно мы продолжили работу.
Ключ:
а) изъяснит.; Я уверен, что…
б) времени; Когда…, дорога…
в) определит.; Дом, который…, принадлежит…
г) причины; …, потому что…
д) уступки; Хотя…, мы…
Упражнение 2. Найдите границы придаточного; подпишите союз/союзное слово и опорное слово в главной
а) Я помню день когда мы впервые встретились.
б) Мы вернулись туда где стояла палатка.
в) Он сказал что опоздает.
г) Это тот кто помог нам.
д) Книга которую вы советовали уже вышла.
Ключ (схема):
а) день – опор.; когда (времени, определит. по сути «какой день?») → день, когда…
б) туда – коррел.; где → туда, где…
в) сказал – опор.; что (изъясн.) → сказал, что…
г) тот – коррел.; кто → тот, кто…
д) книга – опор.; которую → Книга, которую…
Упражнение 3. Расставьте запятые при сложных союзах
а) Он остался потому что нужно было закончить отчёт.
б) Мы уехали несмотря на то что погода улучшилась.
в) Мы подошли к финишу так что сомнений не осталось.
г) В то время как одни отдыхали другие работали.
д) Мы повторили тему для того чтобы избежать ошибок.
Ключ:
а) …, потому что …
б) …, несмотря на то что …
в) …, так что …
г) В то время как одни отдыхали, другие… (если порядок такой; при «…, в то время как …, …» запятые по границам придаточной)
д) …, для того чтобы …
Упражнение 4. Классифицируйте союз/союзное слово и укажите, является ли оно членом придаточного
а) который; б) что; в) где; г) потому что; д) когда.
Ключ:
а) союзное слово (член придаточного, напр. подлеж./дополнение);
б) союз (не член);
в) союзное слово (обстоятельство места);
г) союз (составной, причинный, не член);
д) союзное слово (обстоятельство времени).
Упражнение 5. Преобразуйте: придаточное ↔ простое с оборотом (сохраните смысл)
а) Люди, которые живут рядом, помогут. → (причастный оборот);
б) Когда закончится экзамен, мы поедем домой. → (обстоятельство времени как обстоятельственный оборот/наречное выражение);
в) Он ушёл, потому что устал. → (предикатив с причинным оттенком или деепричастный оборот – избегайте двусмысленности).
Возможные ответы:
а) Люди, живущие рядом, помогут;
б) После окончания экзамена мы поедем домой;
в) Из-за усталости он ушёл. (или: Устав, он ушёл – допустимо, если подлежащее совпадает).
Определяйте средство связи и грамматические основы.
Найдите вторую основу (подлежащее и сказуемое) и союз или союзное слово — это главный признак придаточной части.
Правильно расставляйте запятые.
Граница между главной и придаточной частью всегда выделяется запятой; если используется составной союз (потому что, для того чтобы, несмотря на то что), запятая ставится перед союзом полностью.
Устанавливайте тип придаточного вопросом.
От главной части задаётся вопрос: что?
(изъяснительное), какой? чей? (определительное), когда? где? почему? с какой целью? при каком условии? (обстоятельственные).
Проверяйте наличие коррелятов и согласование.
Следите, чтобы конструкции типа тот — кто, так — что, столько — сколько были логичны и грамматически верны.
Используйте трансформацию.
Умение преобразовать СПП в простое предложение с причастным или деепричастным оборотом помогает повысить качество письменной речи и избежать пунктуационных ошибок.