БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2024 по профильной математике самостоятельно с помощью сервича "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Согласование сказуемого с подлежащим

Согласование сказуемого с подлежащим

Выбор правильной формы числа сказуемого часто представляет собой сложность.  При наличии в подлежащем слов, обозначающих совокупность либо количество предметов, задача выбора корректной формы числа сказуемого становится более сложной. В их числе:

  • существительные со значением собирательности (например, меньшинство);

  • количественные числительные (восемь, девятьсот);

  • числительные со значением собирательности (шестеро, десятеро);

  • счётные существительные (миллиард, миллион, тысяча);

  • слова, которые выражают неопределённое, приблизительное количество (около десятка, несколько миллионов);

  • счётные местоименные наречия (сколько, столько);

  • количественные существительные (двойка, сотня, уйма), с первой частью пол- (полгода);

  • сочетания по типу отец с матерью.

Каждая группа обладает своей спецификой согласования со сказуемым. Рассмотрим их, а также другие случаи затруднения при согласовании сказуемого с подлежащим.

Как согласуется сказуемое со словами «большинство, множество, часть, ряд»

Данный выбор сложен, потому что существительные «большинство», «множество», «часть», «ряд», б удучи формально единств. числа, обозначают множественность предметов или явлений. В связи с этим может быть два варианта согласования:

Формально-грамматический. Форма сказуемого согласуется с формой подлежащего:

  • Большинство протестующих отказалось участвовать. («большинство» и «отказалось» — среднего рода, единств. числа);

  • Ряд пациентов прошёл дополнительное обследования («ряд» и «прошёл» — мужского рода, единств. числа).

Смысловой. Сказуемое обретает форму множеств. числа по причине того, что подлежащее выражает в данном случае множество явлений либо предметов:

  • Большинство учащихся захотели участвовать;

  • Ряд пациентов прошли дополнительное обследование.

В современном русском языке используются оба варианта, однако иногда выбор делается в пользу только одного.

Формальное согласование необходимо, если собирательное существительное используется без зависимых слов, в составе подлежащего  — существительные только единств. числа:

  • Меньшинство населения выступило за преобразование.

  • Часть избирателей проинформирована неверно.

Смысловое согласование используется в следующих ситуациях:

  • между главными членами находятся иные члены предложения:

Большинство исправлений в работе были учтены и сразу же исправлены магистрантом.

  • при подлежащем находится определение в форме множеств. числа, выраженное причастным оборотом либо придаточным предложением с местоимением «которые»:

Ряд новостей, ожидаемых студентами, были озвучены рекотором.

Ряд новостей, которые ожидали студенты, были озвучены ректором.

  • необходимо выделить автономность действий и подчеркнуть динамичность действующих лиц:

Ряд мастеров имеет свои секреты при работе с деревом.

Большинство покупок были давно запланированы.

  • несколько сказуемых: 

Ряд каскадёров освоили новый трюк и продемонстрировали его зрителям.

  • в составе сказуемого присутствует прилагательное либо существительное в форме множеств. числа: 

Большинство заданий были со звёздочкой.

Согласование сказуемого с именем числительным

Имя числительные не имеет признаков числа, как другие части речи. Иначе говоря, если существительное способно употребляться в единств. либо во множеств. числе (кнопка — кнопки), то числительные — нет (два, десятеро). Поэтому как таковое «согласование» со сказуемым у числительного отсутствует. Форма единств. либо множеств. числа определяется говорящим. 

Факторами при выборе единств. числа в данном случае является целенаправленное выделение автором числа персонажей, пассивности подлежащего. Пассивность способна подчёркиваться употреблением глаголов «быть», «существовать», «иметься» и других:

По причине шторма обесточено шестьдесят домов. 

У числительного «сорок» насчитываются две падежные формы.

Множеств. же число, наоборот, выбирается в случае акцента на динамизм лиц, стремление акцентировать внимание на действие, а не количество:

Шестнадцать студентов выступили на конференции с докладами. (То есть каждый — со своим).

Стоит также помнить о том, что:

  1. Числительные, оканчивающиеся на «один», требуют согласования в единств. числе, если сам глагол не подразумевает несколько лиц:
  2. В магистратуре обучается шестьдесят один человек.

    Шестьдесят один участник пробились во второй этап игры.

  3. Если перед числительным употребляются местоимения «все», «данные», «любые», конкретизирующие множеств. число, то его сказуемое употребляется во множеств. числе:
  4. Эти трое опять опоздали.

  5. Числительное, употребляющееся без зависимых слов, согласуется во сказуемым в единств. числе:

Шестьдесят семь не делится на пять без остатка.

Как сказуемое согласуется со словами «миллиард, миллион, тысяча»

Сказуемое с этими словами принимает единств. число:

Миллион роз были посажены в городе.

Тысяча чужих советов не поможет принять решение.

Согласование при подлежащем, выражающем приблизительное количество

Преимущественно используется единств. число, но при подчёркивании «активности» действующих лиц в сказуемом — возможно множеств.:

Только несколько тропинок были не усыпаны лепестками цветов яблони.

Согласование сказуемого со словами «немало, столько, много»

Эти слова согласуются со сказуемым только в единств. числе:

Столько всего случилось!

Однако, как отмечает Д. Э. Розенталь в «Справочнике по правописанию и литературной правке», в последнее время эти местоимённые наречия употребляются и со сказуемым во множеств. числе:

Сколько неопубликованных рассказов ещё находятся в его тетради!

Принципы согласования сказуемого с существительными «пара», «сотня», «тройка», «пол-»

Сказуемое с этими существительными используется в единств. числе:

Полведра было набрано.

Сотня пчёл вылетела из улья.

Но определение, находящееся во множеств. числе, требует согласования со сказуемым также во множеств. числе:

Первые полдня он провёл в постели.

Согласование сказуемого с сочетаниями типа «отец с матерью»

Форма сказуемого может иметь как множеств., так и единств. число. В случае, когда обозначаемое действие относится к первом из названных лиц, применяется единств. число. Если же обоим лицам — множеств..

  • Олег с мамой разучивал новое стихотворение.

  • Брат с сестрой делят комнату.

Академическая «Русская грамматика» подчёркивает, что при употреблении в данной конструкции личных местоимений сказуемое определяется по ним:

  • Я с сестрой собиралась отправиться в путешествие.

  • Мы с мамой хотели позвонить бабушке.

На согласование сказуемого с однородными подлежащими влияет их расположение. Если они находятся после сказуемого, необходимо множеств. число, если до — единств.:

  • На улице располагалась кофейня, мастерская и бар.

  • Кофейня, мастерская и бар располагались на улице.

Согласование сказуемого с подлежащим, употребляемым с приложением, осуществляется следующим образом:

  1. Приложение может не влиять на род и число сказуемого:
  2. Женщина-токарь удивила мастерством.

  3. В некоторых случаях приложение может занимать позицию, более близкую к сказуемому, поэтому согласуется с ним:
  4. Её соратник, сестра, помогала советом в любой ситуации.

  5. При соединении родового и видового понятий функцию подлежащего выполняет первое:
  6. Трава ковыль прятала цветы.

  7. При соединении нарицательного и собственного имени существительного согласование происходит по любому из них в зависимости от контекста:
  8. Бригадир Ирина Лучная проводила инструктаж.

    Собака Шарик грызла кость.

  9. При согласовании сложносоставных слов и сказуемого род и число определяется по слову с более широким понятием:

  • платье- костюм пошито;

  • диван-кровать удобен;

  • машина-фургон остановилась.

Практическое закрепление темы

Определите, в каком из предложений нарушено согласование сказуемого и подлежащего. Выпишите его номер.

1. Большинство ребят определилось с темой исследования. 2. Я с братом отправились на прогулку. 3. Последующие полчаса было проведено в библиотеке. 4. Двадцать делятся на два. 5. Ряд нововведений был озвучен ректором. 

Правильные ответы:

2, 3, 4.