<p>
</p>
<p>
Составное глагольное сказуемое называется составным, потому что состоит из двух и более слов. Глагольным — так как оба слова являются глаголами — частью речи, обозначающей действие предмета.
</p>
<p>
</p>
<ul>
<li><i><u>Ученики</u></i> <i><u>начали писать</u> изложение.</i></li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
Найдём грамматическую основу этого предложения. <i>Ученики </i>(что сделали?) <i>начали писать.</i> Сказуемое выражено двумя глаголами — <i>начали</i> и <i>писать</i>. Разберём подробнее.
</p>
<p>
</p>
<h2>
Структура составного глагольного сказуемого </h2>
<p>
Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов — вспомогательного и основного. Сравним два предложения:
</p>
<p>
</p>
<ul>
<li>
<p>
<i>Артист <u>запел </u>после аплодисментов. </i>
</p>
</li>
<li>
<p>
<i>Артист <u>начал</u> <u>петь</u> после аплодисментов. </i>
</p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
Глаголы в этих предложениях — синтаксические синонимы, то есть они имеют одинаковое лексическое, но разное грамматическое значение. В первом предложении сказуемое является простым глагольным и выражено одним личным глаголом, во втором — составным глагольным и представляет собой структуру вспомогательной и основной части.
</p>
<p>
Если основным глаголом в составном глагольном сказуемом может быть любой глагол, подходящий по смыслу, то вспомогательный регулируется правилом. Им может быть:
</p>
<p>
1. фазовый глагол — это определённый отрезок времени, период действия, например, <i>начать, закончить, продолжить</i>
и т. д.:
</p>
<p>
</p>
<ul>
<li>
<p>
<i>Ученик <u>начал</u> <u>рассказывать</u>
историю.</i>
</p>
</li>
<li>
<p>
<i>Ученик <u>продолжал</u> <u>рассказывать</u>
историю.</i>
</p>
</li>
<li>
<p>
<i>Ученик <u>закончил</u> <u>рассказывать</u>
историю.</i>
</p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
2. модальный глагол — глагол, выражающий отношение говорящего к тому, что он не хочет или хочет делать:
</p>
<p>
</p>
<ul>
<li>
<p>
<i>Я <u>хочу</u> <u>уехат</u>ь. </i>
</p>
</li>
<li>
<p>
<i>Я <u>не</u> <u>хочу</u> <u>уезжат</u>ь.</i>
</p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
Модальные глаголы обязательно следует знать: <i>хотеть, ненавидеть, уметь, любить, бояться, мечтать, пытаться, собираться</i> и др.
</p>
<p>
3. краткое прилагательное (<i>должен, рад,</i> <i>готов, </i>и др.) или слово категории состояния (<i>надо, грустно, весело, горько</i> и т. д.).
</p>
<p>
</p>
<ul>
<li><i>Кирилл <u>видел </u>брата </i>(простое глагольное сказуемое). </li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
Добавим глагол связку + краткое прилагательное или слово категории состояния, чтобы получить составное глагольное сказуемое:
</p>
<p>
</p>
<ul>
<li>
<p>
Кирилл <u>был рад видеть</u> брата.
</p>
</li>
<li>
<p>
Кириллу <u>надо было увидеть</u> брата.
</p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<h2>
Как отличить составное глагольное сказуемое от простого глагольного и составного именного </h2>
<p>
Кажется, здесь нет ничего сложного: простое глагольное сказуемое включает в структуре один глагол, составное глагольное — два и более, составное именное —глагол-связку и именную часть. Однако не всё так просто. Сравним 3 предложения с глаголом <i>быть</i> и разными видами сказуемого.
</p>
<p>
</p>
<ul>
<li>
<p>
<i>Я <u>была</u> дома. </i>
</p>
</li>
<li>
<p>
<i>Я <u>была рада встретить</u> друга.</i>
</p>
</li>
<li>
<p>
<i>Я <u>была врачом</u>.</i>
</p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
Во всех предложениях присутствует глагол <i>быть</i>. Синтаксический разбор может вызвать сложности. Разберём подробнее, как определить правильный вид сказуемого и не ошибиться.
</p>
<p>
В первом предложении ставим вопрос к грамматической основе. <i><u>Я</u> </i>(что делала?) <i><u>была.</u> </i>Глагол <i>была</i> можно заменить другим — <i>читала, осталась</i> и т. д. Это простое глагольное сказуемое.
</p>
<p>
Во втором предложении подлежащее такое же — <i>я</i>. <i><u>Я</u></i> (что делала?) <i><u>была рада встретить.</u></i> Не<i> была</i>, как в простом глагольном, так как при замене глагола на другой предложение потеряет смысл:
</p>
<p>
</p>
<ul>
<li><i>Я осталась рада встретить. Я читала рада встретить.</i></li>
</ul>
Можно определить, что сказуемое включает глагол <i>быть</i> + краткую форму имени прилагательного + основной глагол и является, без сомнения, составным глагольным.
<p>
</p>
<p>
В третьем предложении глагол <i>была</i> самостоятельным сказуемым быть не может, он существует в связи с именной частью, которая и выражает основное лексическое значение. Любая часть речи, кроме деепричастия и глагола, может выступать в её роли. <i><u>Я</u> </i>(что делала?) <i><u>была врачом.</u></i>
В структуре сказуемого — глагол-связка + именная часть.
</p>
<p>
Рассмотрим ещё один пример для закрепления отличия составного глагольного от составного именного сказуемого.
</p>
<p>
</p>
<ul>
<li>
<p>
<i><u>Сотрудник</u></i><i> <u>был рад сдать</u> отчёт.</i>
</p>
</li>
<li>
<p>
<i><u>Сотрудник</u></i><i> <u>был рад</u> зарплате.</i>
</p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
В первом предложении <i>был рад сдать</i> — составное глагольное сказуемое, состоящее из глагола связки + краткое прилагательное + основной глагол.
</p>
<p>
Во втором предложении в формуле так же глагол-связка + именная часть — <i>был рад</i>. Сказуемое будет составным именным.
</p>
<p>
</p>
<h2>
Отличие составного глагольного сказуемого от простого глагольного с второстепенными членами </h2>
<p>
Нередко происходит путаница простого глагольного сказуемого с рассматриваемым в данной статье составным глагольным по причине нахождения рядом с первым обстоятельства или дополнения. Сравним:
</p>
<p>
</p>
<ul>
<li>
<p>
<i><u>Мама</u></i><i> <u>попросила</u> </i>(что сделала?)<i> <u>убрать </u></i>(что?)<i> в комнате.</i>
</p>
</li>
<li>
<p>
<i><u>Мама</u></i><i> <u>хотела попросить</u> </i>(что сделала?)<i> меня.</i>
</p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
Действие инфинитива в первом предложении относится к второстепенному члену, а не сказуемому. Во втором сказуемое является составным глагольным, так как инфинитив входит в его структуру.
</p>
<p>
Аналогичный пример с обстоятельством:
</p>
<p>
</p>
<ul>
<li>
<p>
<i><u>Сестра</u></i><i> </i>(что сделала?)<i> <u>присела </u></i>(зачем? с какой целью?) <i><u>пообедать</u>. </i>
</p>
</li>
<li>
<p>
<i><u>Сестра</u></i><i> </i>(что делала?) <i><u>хотела</u></i> <i><u>пообедать. </u></i>
</p>
</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
В первом случае глагол неопределённой формы <i>пообедать </i>выражает значение обстоятельства — с какой целью? зачем? Во втором предложении он выражает основное действие при вспомогательном — <i>хотела</i>.
</p>
<p>
</p>
<p>
Чтобы не сделать ошибку при синтаксическом разборе и верно определить вид сказуемого, важно внимательно прочитать предложение, понять его лексический смысл и только после этого приступать к определению главных и второстепенных членов. Необходимо знать модальные глаголы и правильно и последовательно задавать вопросы к членам предложения.
</p>