Составные числительные – это числительные, состоящие из двух и более слов, которые используются для обозначения количественных или порядковых чисел. Понимание правил их написания, склонения и употребления важно для грамотной речи и письма, особенно при выполнении заданий ЕГЭ, где работа с числительными встречается в заданиях по синтаксису и морфологии.
Составные числительные включают в себя несколько слов, каждое из которых сохраняет своё лексическое значение и грамматическую форму. Они делятся на:
Количественные числительные
Обозначают количество.
Пример: двадцать пять, триста сорок два.
Порядковые числительные
Обозначают порядок предметов при счёте.
Пример: двадцать пятый, триста сорок второй.
Раздельное написание слов.
Все части составного числительного пишутся раздельно:
Пример: пятьсот двадцать три.
Употребление числительных с существительными.
Числительное должно согласовываться с существительным в роде, числе и падеже:
Пример: триста сорок два ученика, триста сорок две ученицы.
Склонение составных числительных.
В составе числительного склоняются все слова:
Пример: (И.) пятьсот двадцать три, (Р.) пятисот двадцати трёх.
Правописание порядковых числительных.
Склоняется только последнее слово:
Пример: двадцать пятый – (Р.) двадцать пятого.
Подробнее ознакомиться с темой «Имя числительное» можно здесь.
Пример: двести тридцать четыре
Падеж |
Склонение числительного |
Именительный |
двести тридцать четыре |
Родительный |
двухсот тридцати четырёх |
Дательный |
двумстам тридцати четырём |
Винительный |
двести тридцать четыре |
Творительный |
двумястами тридцатью четырьмя |
Предложный |
о двухстах тридцати четырёх |
Неправильное согласование с существительным.
Ошибка: двести один учеников.
Правильно: двести один ученик.
Неправильное склонение.
Ошибка: двумста двадцати трём.
Правильно: двумстам двадцати трём.
Ошибка в правописании порядковых числительных.
Ошибка: на двадцатом третьем месте.
Правильно: на двадцать третьем месте.
Синтаксический анализ.
Определение роли числительных в предложении:
Пример: «В предложении «В соревновании участвовали двести сорок три спортсмена» выделите грамматическую основу»
Морфологический разбор.
Разбор числительных по составу:
Пример: «Разберите числительное "сто двадцать пять" по морфологическим признакам.»
Правописание.
Проверка написания числительных:
Пример: «Выберите правильный вариант написания: трёхста двадцати четырёх, трёхсот двадцати четырёх.»
Склонение.
Определение формы числительного в разных падежах:
Пример: «Склоните числительное «двести сорок один»
Упражнение 1. Определите правильное согласование
Выберите правильный вариант:
Триста сорок (два ученика / две ученицы).
Двести двадцать (один человек / одна девочка).
Ответы:
Триста сорок два ученика, триста сорок две ученицы.
Двести двадцать один человек, двести двадцать одна девочка.
Упражнение 2. Исправьте ошибки в склонении
Исправьте ошибки:
Двухста пятидесяти восьми человек.
О двухста двадцати трёх книгах.
Ответы:
Двухсот пятидесяти восьми человек.
О двухстах двадцати трёх книгах.
Упражнение 3. Склоните числительное
Склоните числительное «триста тридцать три» по падежам.
Ответы:
И.: триста тридцать три.
Р.: трёхсот тридцати трёх.
Д.: трёмстам тридцати трём.
В.: триста тридцать три.
Т.: тремястами тридцатью тремя.
П.: о трёхстах тридцати трёх.
Упражнение 4: Разберите по составу
Разберите числительное «двести пятнадцать» по составу.
Ответ:
двести: корень – дв, суффикс – ести.
пятнадцать: корень – пят, корень – надцать.
Упражнение 5. Составьте предложения
Составьте предложения с числительными:
Триста сорок два.
Двести двадцать один.
Пятьсот шестьдесят четыре.
Пример ответов:
В библиотеке нашли триста сорок две книги.
На выставку пришли двести двадцать один человек.
В зале находились пятьсот шестьдесят четыре зрителя.
Составные числительные – это важный элемент русского языка, который требует особого внимания при изучении. Знание правил их написания, склонения и согласования с другими словами необходимо для выполнения заданий ЕГЭ, связанных с синтаксисом, орфографией и морфологией. Регулярная практика и изучение сложных случаев помогут избежать ошибок и добиться успеха на экзамене.