Суффиксы -онок- / -ёнок- – продуктивные словообразовательные суффиксы существительных мужского рода. Они образуют:
названия детёнышей животных и птиц (котёнок, лягушонок),
«уменьшительно-ласкательные» наименования молодых существ или небольших предметов (реже) (слонёнок – «маленький слон»).
Эта тема регулярно появляется в заданиях ЕГЭ (орфография, морфемика, словообразование: проверяют выбор суффикса, чередование согласных, написание ё/о и формы множественного числа на -ата/-ята). Ниже – компактная, но предельно точная система правил + тренировка.
Часть речи: имя существительное, м. р.
Семантика: «детёныш/молодой представитель», «маленький экземпляр».
Словообразовательная модель: основа + (чередование) + -онок-/-ёнок- + окончание
волк → волч-онок; лиса → лис-ёнок; медведь → медвеж-онок.
**медвеж-**онок, **барсуч-**онок, **лягуш-**онок, **мыш-**онок, **еж-**онок (нормативно – ёжонок).
Почему так? Исторически после шипящих в этой модели закрепился вариант с о: -жонок, -шонок, -чонок, -шонок.
Правило Б. После остальных согласных – обычно -ёнок-
**кот-**ёнок, **тигр-**ёнок, **орл-**ёнок, **гус-**ёнок, **ут-**ёнок, **лис-**ёнок, **лос-**ёнок, **воробь-**ёнок.
Замечание о букве «ё». В этой позиции ё всегда под ударением (котЁнок, гусЁнок). В печати «ё» может быть заменена «е», но на ЕГЭ нормой считается «ё».
Правило В. Обязательные чередования согласных основы перед суффиксом
Перед -онок- / -ёнок- часто происходит смягчающее чередование:
к → ч: волк → волчонок, барсук → барсучонок, паук → паучонок;
г → ж: медведь → медвежь-онок, стереотипно: друг → дружок (другая модель, но чередование то же);
х → ш: петух → петушонок, пастух → пастушонок.
В словаре часто отражены оба фактора сразу: чередование + выбор варианта суффикса.
Правило Г. Особые лексемы и «нестандартные» случаи (знать как словарные)
щенок (от щен-): без ё, хотя смысл «детёныш».
ребёнок – исторически особая модель; мн. ч.: дети (а не ребёнки).
Птицы: цыплёнок, воробьёнок, орлёнок – с -ёнок-.
Млекопитающие на шипящие: медвежонок, барсучонок, мышонок – -онок-.
Если сомневаетесь, ориентируйтесь на Правила А/Б и проверяйте по словарю «сомнительные» слова (щенок, олeнёнок, ёжонок, воробьёнок и др.).
Род и число
мужской род: этот котёнок, этот волчонок.
Множественное число у слов этой модели обычно -ата/-ята:
котята, лисята, гусята, медвежата, лягушата, мышата, волчата, лосята, ежата (ёжата).
Падежные формы (ед. ч.)
Р. п.: котёнк-а, медвежонк-а
Д. п.: котёнк-у, медвежонк-у
Т. п.: котёнк-ом, медвежонк-ом
П. п.: о котёнк-е, о медвежонк-е
Уменьшительно-ласкательные производные
От -онок- → -оночк-: медвежоночек, лягушоночек, мыш**оночек.
От -ёнок- → -ёночк-: котёночек, гусёночек, орлёночек.

Выбор суффикса (-онок-/-ёнок-) + чередование согласных:
волк → волчонок, барсук → барсучонок, лиса → лисёнок, медведь → медвежонок.
Написание «ё» под ударением в варианте -ёнок-:
котёнок, гусёнок (не путать с -онок- после шипящих).
Формы мн. числа на -ата/-ята:
мышата, волчата, лисята, лосята, медвежата, котята (и т. п.).
Словарные исключения:
щенок, ребёнок/дети, ёжонок – держите в «активной памяти».
Путаница «о/ё»: котенок → котёнок; мышёнок → мышонок.
Игнорирование чередований: волкёнок → волчонок.
Неверное мн. число: котёнки → котята; мышёнки → мышата.
«Автоматическая» замена после шипящих на -ёнок-: медвежёнок → медвежонок.
Определите значение: детёныш/маленький представитель? – Да → идём дальше.
Посмотрите на конечный согласный основы:
шипящая (ж, ч, ш, щ) → -онок- (мышонок, лягушонок, медвежонок, барсучонок);
прочая согласная → -ёнок- (котёнок, гусёнок, лосёнок, орлёнок).
Учтите чередование: к→ч, г→ж, х→ш (волчонок, барсучонок, петушонок).
Проверьте «словарку»: щенок, ребёнок/дети, ёжонок, воробьёнок, оленёнок.
Упражнение 1. Выберите верный суффикс (-онок- или -ёнок-) и, где нужно, выполните чередование
а) волк___; б) лиса___; в) барсук___; г) петух___; д) медведь___; е) гусь___; ж) мыш___; з) орёл___; и) лось___; к) ёж___.
Ответ: волчонок, лисёнок, барсучонок, петушонок, медвежонок, гусёнок, мышонок, орлёнок, лосёнок, ёжонок.
Упражнение 2. Вставьте букву о/ё в суффиксе и укажите причину выбора
а) кот…нок; б) мыш…нок; в) лягуш…нок; г) гус…нок; д) медвеж…нок; е) орл…нок.
Ответ:
а) котёнок (не после шипящей → -ёнок-);
б) мышонок (после шипящей → -онок-);
в) лягушонок (после шипящей → -онок-);
г) гусёнок (не после шипящей → -ёнок-);
д) медвежонок (после шипящей → -онок-);
е) орлёнок (не после шипящей → -ёнок-).
Упражнение 3. Образуйте форму множественного числа (И. п.) и объясните тип окончания
а) котёнок; б) волчонок; в) лисёнок; г) мышонок; д) лосёнок; е) медвежонок.
Ответ: котята, волчата, лисята, мышата, лосята, медвежата (модель -ата/-ята для этой словообразовательной группы).
Упражнение 4. Исправьте ошибки (если они есть) и укажите правило
а) медвежёнок; б) мышёнок; в) котенок; г) барсукёнок; д) волкёнок.
Ответ и правило:
а) медвежонок (после шипящей – -онок-);
б) мышонок (после шипящей – -онок-);
в) котёнок (вариант -ёнок-, «ё» под ударением);
г) барсучонок (к→ч + после шипящей – -онок-);
д) волчонок (к→ч + -онок-).
Упражнение 5. Морфемный разбор: выделите корень, суффикс, возможное чередование; дайте словообразовательное значение
а) лисёнок; б) медвежонок; в) волчонок; г) гусёнок; д) петушонок.
Образец ответа (кратко):
лис- (кор.), -ёнок- (суф.) → «детёныш лисы»;
медве(д)-ж- (кор.+черед.), -онок- → «детёныш медведя»;
вол-ч- (кор.+к→ч), -онок- → «детёныш волка»;
гус-, -ёнок- → «детёныш гуся»;
петух- → петуш- (х→ш), -онок- → «маленький петух/детёныш».
Запомните два «столпа»: после шипящих – -онок-, после прочих – -ёнок-.
Держите в голове чередования к/г/х → ч/ж/ш.
Не путайте «о/ё»: в -ёнок- всегда ё под ударением.
Формы мн. числа – -ата/-ята (котята, волчата…).
Знайте лексические исключения (щенок, ребёнок/дети, ёжонок, воробьёнок, оленёнок).
Системная тренировка по этой схеме даёт «автоматизм» в выборе суффикса и снимает типичные ловушки из заданий ЕГЭ на орфографию и словообразование.