БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2024 по профильной математике самостоятельно с помощью сервича "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Связь слов в словосочетании и предложении

Связь слов в словосочетании и предложении

Слова в предложении связаны между собой. Иначе это был бы набор слов, не имеющих определённого смысла. 

Распространённое предложение состоит из словосочетаний, которые связаны подчинительной связью грамматической основы; при наличии — однородных членов с сочинительной связью. Рассмотрим в статье каждый вид связи.

Проанализируем предложение, выпишем из него все словосочетания, грамматическую основу, а также однородные конструкции. 

Апрельское солнце ласково и щедро согревает замёрзшую землю.

Грамматическая основа — солнце согревает.

Однородные члены — ласково и щедро

Подчинительная связь в словосочетаниях

Словосочетанием называется сочетание двух и более знаменательных слов, связанных подчинительной связью.  Из предложения можно выписать 5 пар словосочетаний:

Словосочетания:

  • апрельское солнце;

  • согревает ласково;

  • согревает землю;

  • замёрзшую землю;

  • согревает щедро.

Найдём в каждом из них главное слово и зависимое, зададим вопрос:

  • солнце (какое?) апрельское;

  • согревает (как?) ласково;

  • согревает (что?) землю;

  • землю (какую?) замёрзшую;

  • согревает (как?) щедро.

Подчинительная связь в предложении делится на три типа:

  • согласование;

  • управление;

  • примыкание.

Рассмотрим каждый тип, а затем вернёмся к нашим словосочетаниям.

Согласование

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже. Чаще всего в составе словосочетания по типу согласования используются:

  • прилагательное + существительное (одарённый ребёнок);

  • местоимение +существительное (мои таланты);

  • причастие + существительное (описываемое событие);

  • порядковое числительное + существительное (первый шаг).

При изменении признака главного слова меняется признак и зависимого:

  • (какие?) значимые (что?) события — именительный падеж, множественное число;

  • (какому?) значимому (чему?) событию — дательный падеж, единственное число, средний род.

Управление 

Управлением называется такой тип подчинительной связи, при которой главное требует от зависимого определённую форму падежа. Чаще всего в таком «союзе» выступают:

  • глагол + существительное (рецензировать работу);

  • деепричастие + существительное (отвлёкшись на гул);

  • глагол + местоимение (чувствовать себя);

  • деепричастие + местоимение (обидевшись на тебя);

  • глагол + числительное (пропустить три);

  • деепричастие + числительное (собрав шестерых);

  • существительное + существительное (съёмки фильма);

  • прилагательное + существительное (понятный студентам);

  • наречие + существительное (сзади у дома);

  • числительное + существительное (три стола).

Форма зависимого слова не зависит от формы главного слова. Главное слово в данном типе связи управляет, задаёт необходимую форму:

  • встретить (кого? а не кому?) родителей;

  • страницы (чего? а не о чём?) учебника;

  • помочь (кому? а не кого?) детям.

Примыкание

Последний, третий тип связи, основывается на смысловом сочетании. Грамматическая связь здесь не прослеживается. Сочетаться по этому типу могут:

  • глагол + наречие;

  • деепричастие + наречие;

  • глагол + глагол;

  • глагол + деепричастие;

  • существительное + наречие.

  • глагол + прилагательное;

  • существительное + несклоняемое прилагательное;

  • местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного либо наречия;

  • наречие + наречие.

Приведём примеры:

  • встречаться (как?) редко;

  • обидевшись (как?) сильно;

  • выйти (зачем?) прогуляться;

  • петь (как?) улыбаясь;

  • поворот (куда?) направо;

  • кофта (как?) нараспашку;

  • час (какой?) пик;

  • бежит (как?) дальше.

Теперь вернёмся к нашим словосочетаниям и определим у них типы связи:

  • солнце (какое?) апрельское — согласование;

  • согревает (как?) ласково — примыкание;

  • согревает (что?) землю — управление;

  • землю (какую?) замёрзшую — согласование;

  • согревает (как?) щедро — примыкание.

Связь в предложении

Словосочетания могут быть только в распространённом предложении. Грамматическая же связь между подлежащим и сказуемым — иная. 

Подлежащее и сказуемое могут согласовываться между собой:

  • солнце (что делает?) согревает;

  • спортсмен (что делал?) бежал;

  • мы (что сделали?) остановились.

А могут и не согласовываться: солнце (какую функцию несёт?) есть.

Сочинительная связь в предложении

Данный тип связи между словами возможен в случае употребления однородных членов предложения:

  • дети и взрослые;

  • одинокий и несчастный;

  • дождь или снег.

В предложении, которое приведено в начале статьи, использовано сочетание «ласково и щедро».

Практическое закрепление темы

Определите тип связи в словосочетаниях. 

Наточить остро, сумасшедший день, загрязнённую площадь, зелёного трактора, рассказать обо всём, мясо по-венгерски, рукава реглан, читать быстрее, задумавшегося человека, четыре участника.

Правильные ответы:

Наточить остро (примыкание), сумасшедший день (согласование), загрязнённую площадь (согласование), зелёного трактора (согласование), рассказать обо всём (управление), мясо по-венгерски (примыкание), рукава реглан (примыкание), читать быстрее (примыкание), задумавшегося человека (согласование), четыре участника (управление).