БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Типы правил и принципы орфографии

Типы правил и принципы орфографии

Любое правило работает только в том случае, если оно применяется быстро, уместно и точно. Совсем небольшая неточность или замедленность в их применении приводит к ошибкам. Почему орфографические правила имеют определённую структуру? Как сформировались орфографические правила? Расскажем обо всём статье.

Типы правил

Школьные учебники русского языка составлены таким образом, что изучаются грамматические разделы языка, а вот орфография включена в темы. Например, при изучении темы «Суффиксы имён прилагательных» подробно рассматривается тема их правописания. При изучении темы «Спряжения глагола» изучается тема правописания безударных окончаний этой части речи. Орфография следует за грамматикой. Выделяются следующие виды правил:

1) Правило-запрещение или указание. Это самый простой вид правил. Оно не требует какого-либо запоминания сложного правила или рассуждения. Такой вид основывается на речевом слухе детей. Из примеров:

  • «Чу-щу пиши с буквой у»;

  • «Жи-ши пиши с буквой и»;

  • «Букву й  при переносе от гласной не отделяй: зай-ка, мой-додыр».

2) Правило-указание с целью выбора написания из 2 (иногда — более) вариантов. Это вид правила посложнее предыдущего. Тут необходимо рассуждать, знать значение слова, его фонематический или грамматический анализ. Примеры:

  • «Имена собственные пишутся с заглавной буквы» — следует определить, является ли слово именем собственным, затем определить написание;

  • «В конце побудительного предложения ставится обычно восклицательный знак» — нужно разобрать предложение, определить его смысл, а затем поставить нужный знак.

3) Правило-результат наблюдения. Чаще всего оно носит грамматически-орфографический характер.

 Примером послужит «Корень — общая часть родственных слов». Ребята знакомятся с понятием «корень», правилом его нахождения, сравнивают написание родственных слов.

4) Грамматические правила-определения. Они сочетаются с орфографическими, точнее, стоят перед ними. 

Примером послужит правило о склонениях существительных. После учащиеся знакомятся с правописание окончаний этой части речи. 

Другой пример — определение написания приставки.

Шаг 1 — нахождение однокоренных слов и выделение корня.

Шаг 2 — выделение приставки. 

Шаг 3 — определение грамматического значения слова.

Шаг 4 (орфографический) — запоминание написания.

5) Правило-предписание определённых действий. Самый сложный уровень правил, требующий применения какого-либо приема проверки, а не написание его вариантов или точное исполнение правила.

Пример — правописание суффикса н и нн в прилагательных:

Шаг 1 — определяем, от какой части речи образовано прилагательное.

Шаг 2 — указываем наличие приставок, словообразовательных суффиксов.

Шаг 3 — определяем суффикс.

Шаг 4 — проговариваем слово, запоминаем правописание.

Орфография как наука подчиняется определённым принципам. Поговорим о них.


Принципы орфографии

Известный русский лингвист, академик Лев Владимирович Щерба выделил 4 принципа орфографии:

  1. Фонетический — слово может писаться так, как слышится.

    Например, приставка раз- пишется в том случае, если корень начинается с гласной, звонкой согласной:

    • разбить;

    • разодеть;

    • разговаривать.

    Приставку рас- следует написать в случае глухой согласной:

    • расхвалить;

    • распять;

    • рассказать.

  2. Морфологический — морфемы на письме должны передаваться единообразно.  

    Примером может послужить написание окончания существительных 1 склонения в предложном падеже: о звезде. Окончание –е будет по всех существительных 1 склонения в форме этого падежа: о крыше, о маме, о юноше.

  3. Традиционный, или исторический, — писать слово следует так, как писали его раньше. По этому  принципу пишутся заимствованные слова, слова с непроверяемыми согласными, гласными.

    Примеры: собака, топор, аллея, касса и другие.

  4. Дифференцирующий, или смысловой, — написание слова зависит от его значения. 

    Примеры: слово тушь (краска для ресниц, бровей) и туш (музыкальное приветствие), ожог (существительное) и ожёг (глагол).

    Помимо перечисленных, следует выделить ещё один принцип.

  5. Принцип слитного, раздельного или дефисного написания — слова могут писаться слитно, раздельно или через дефис.

    Пример: суффиксы то-, либо-, нибудь- всегда пишутся через дефис, а слова с приставкой полу- — слитно.


Практическое закрепление темы

Задание: определите, какой принцип орфографии использован при написании слов.

Рябиновый, степной, беспочвенный, балл, аннотация, придирчивый.

Правильные ответы: 

К морфологическому принципу относится написание слов рябиновый, степной. Оно основывается на одинаковом написании морфем (рябиновый — рябина, степной — степь, придирчивый — приспособленный  — приставка при-).

К фонетическому принципу следует отнести слово беспочвенный (приставка бес-, так как дальше следует глухая согласная [п]).

К традиционному принципу отнесём слово аннотация, заимствованное, сохранившее написание.

Слово «балл» пишется по дифференцирующему принципу: смысловое разделение слова «балл» (очки) и «бал» (танцевальное мероприятие).