Если в живой речи мы чётко видим эмоции говорящего, понимаем его отношение к сказанному, разграничиваем радость или огорчение от информации, то как это выражается в письменной речи? С помощью вводных слов, словосочетаний, предложений.
Вводными являются такие слова, словосочетания и предложения, которые помогают выразить отношение говорящего в высказываемому: сомнение, уверенность, личное отношение. Сравним два предложения:
Рано утром пошёл дождь.
К счастью, рано утром пошёл дождь.
Второе предложение выражает эмоции автора: он рад природному событию.
Рассмотрим отличия на конкретных примерах.
Экзамен, правда, шёл долго.
Правда всегда сильнее лжи.
В первом предложении слово правда является вводным. Оно выделено запятыми. Во втором слово правда — подлежащее, член предложения. Запятыми оно не выделено. Определим их разграничения:
1. Вводные слова не являются членами предложения. К ним не поставить вопрос.
2. Вводные слова без проблем можно убрать, не потеряв смысла, либо переместить по предложению:
Экзамен шёл, правда, долго.
Экзамен шёл долго, правда.
Одни вводные слова подчёркивают уверенность и неуверенность, другие могут указывать на порядок и источник сообщения, третьи выражают эмоции и чувства говорящего. Разберёмся в каждой группе.
Самая малая группа вводных слов, обозначающая обыденный характер событий. Большинство этих слов являются разговорными: как обычно, по своему обыкновению, случалось и др.
После учёбы, мы, как обычно, пошли в парк.
Случалось, находились ошибки в словах.
Не путайте с членами предложений:
В городе случалось и раньше землетрясение.
Самая распространённая группа вводных слов. Их мы употребляем практически ежедневно: разумеется, конечно, без сомнения, может быть, наверняка и др.
Разумеется, стоит отправить письмо.
Может быть, пойдёт снег.
Если убрать данные вводные слова, предложение не потеряет смысл, но лишится оттенка категоричности, уверенности:
Ты, безусловно, молодец!
Ты молодец!
Не путаем с членами предложения:
Он может быть участником событий.
Я поверила тебе без сомнений и безусловно.
Чаще всего данная группа употребляется в учебниках, научных статьях, когда необходимо обозначить порядок излагаемого: во-первых, следовательно, таким образом, с одной стороны и т. д.
Все углы квадрата равны 90°, следовательно, они равны между собой и прямые.
Прежде всего, поговорим о глаголах.
Нельзя путать их с членами предложения:
Коробка была заклеена лишь с одной стороны.
Данная категория используется для указания на специфику изложения или как способ переформулирования мысли: словом, иначе говоря, как говорится и др.
Не нужно путь их с членами предложения:
С помощью данных вводных слов можно обратить на себя внимание при сообщении информации. Чаще всего они ставятся в начале предложения: заметьте, что ещё важнее, видите ли и т. д.
Нельзя путать их с членами предложения:
Чтобы выразить собственные эмоции по поводу сказанного, необходима данная группа: к моей радости, к нашему ужасу, того и гляди, к счастью и другие.
Не путайте с членами предложений:
Вводные слова этой группы ставят своей задачей указание на авторство, отсылку к источнику информации, придание авторитетности высказываемой информации. Чаще всего встречаются в СМИ.
Примеры: на ваш взгляд, по сообщению министра, согласно оценке учёных и др.
Не путаем с членами предложения:
Не являются вводными и не обособляются следующие слова: как бы, даже, почти, якобы, буквально, примерно, словно и др.
Главное отличие вводных предложений от вставных конструкций в том, что вставные имеют автономность, содержат законченную мысль и выступают в качестве попутных указаний и замечаний.
Для наглядного понимания составим небольшую таблицу:
Вводные конструкции |
Вставные конструкции |
Сентябрь, мне кажется, один из самых красивых месяцев. |
Сентябрь, я почти уверена, один из самых красивых месяцев. |
Кольцо, безусловно, было замечательным подарком. |
Кольцо — так считал Евгений — было замечательным подарком. |
Дело, по сообщению секретаря, было перенесено. |
Дело, нам уже сообщил секретарь, было перенесено. |
Найдём и укажем номера предложений с вводными конструкциями. Расставим знаки препинания. Докажем, что это именно они.
1. Значит вы не хотите ехать со мной? 2. Учёба значит для меня многое. 3. Он бывает очень груб. 4. Бывает наступает разочарование. 5. Дождь однако совсем не прекращался. 6. Однако не стоит быть столь категоричным.
2. Значит, вы не хотите ехать со мной?
3. Бывает, наступает разочарование.
4. Дождь, однако, совсем не прекращался.
В данных предложениях мы обособили вводные слова. Они не являются членами предложений, не меняют смысл при их отсутствии:
Бывает, наступает разочарование.
Наступает разочарование.
Вводные конструкции — достаточно объёмная, но несложная тема. Важно уметь отличать их членов предложения, пользуясь их отличительными признаками, а также расставлять знаки препинания.