БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Знаки конца предложения внутри предложения

Знаки конца предложения внутри предложения

Знаки конца предложения внутри предложения – это знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие), которые используются в составе сложных конструкций для передачи особых стилистических, грамматических или смысловых акцентов. Они могут быть частью прямой речи, цитат, вводных конструкций и других синтаксических структур.

Пример:

  • Она спросила: «Ты придёшь?».

  • Мы не слышали, как он закричал: «Помогите!».


1. Основные случаи использования знаков конца предложения внутри предложения

1.1. Прямая речь

Знаки конца предложения ставятся внутри кавычек, если прямая речь завершается внутри предложения.

Пример:

  • Она сказала: «Я не знаю».

  • Он спросил: «Почему ты опоздал?».

Если после прямой речи идёт авторская часть, то знаки вопроса, восклицания или многоточие остаются внутри кавычек, а точка не ставится.

Пример:

  • «Ты меня слышишь?» – громко спросила мать.

  • «Как красиво!» – воскликнул ребёнок.

1.2. Цитаты

Знаки конца предложения сохраняются внутри кавычек, если цитата завершается внутри предложения.

Пример:

  • Как говорил Лермонтов: «Печально я гляжу на наше поколение».

  • В статье отмечено: «Результаты эксперимента превзошли ожидания».

1.3. Вводные конструкции

Знаки конца предложения могут использоваться внутри вводных конструкций, которые включены в основное предложение.

Пример:

  • Утверждалось (и кто мог сомневаться в этом?): «План будет реализован».

1.4. Восклицания и вопросы в цитатах

Если в цитате содержится вопросительное или восклицательное предложение, соответствующий знак препинания сохраняется.

Пример:

  • Учитель спросил: «Кто готов к контрольной работе?».

  • Он крикнул: «Неужели это возможно?!».


2. Правила использования знаков препинания

  1. Точка после кавычек Точка не ставится после кавычек, если прямая речь заканчивается вопросительным или восклицательным знаком.
    Пример:

    • «Что случилось?» – спросил он.

  2. Двоеточие перед прямой речью Двоеточие ставится перед прямой речью, если она идёт после вводного слова или авторской части.
    Пример:

    • Мать сказала: «Время позднее».

  3. Тире после прямой речи Если за прямой речью идёт авторская часть, ставится тире.
    Пример:

    • «Я не могу больше ждать», – прошептал он.

  4. Кавычки Все знаки препинания, относящиеся к прямой речи или цитате, ставятся внутри кавычек.
    Пример:

    • В тексте было сказано: «Это новое открытие».

  5. Многоточие Многоточие используется для передачи паузы, недосказанности или обрыва речи.
    Пример:

    • Он произнёс: «Я не уверен…».


Русский язык-таблица знаков конца предложения внутри предложения

3. Связь с подготовкой к ЕГЭ

На ЕГЭ тема знаков конца предложения внутри предложения может встретиться в:

  1. Задание: постановка знаков препинания в сложных предложениях и при прямой речи.

  2. Задание: анализ средств связи предложений в тексте.

  3. Задание: грамотное использование знаков препинания в собственном сочинении.

Умение правильно расставлять знаки препинания в сложных конструкциях позволяет успешно справляться с этими заданиями.


Практическая часть

Упражнение 1. Расставьте знаки препинания

  1. Она спросила зачем ты пришёл.

  2. Он сказал это невозможно.

  3. Ты помнишь как звучала фраза Не бойся быть собой.

  4. Мы услышали громкий крик Помогите.

  5. Учитель спросил кто решит эту задачу.

Ответ:

  1. Она спросила: «Зачем ты пришёл?».

  2. Он сказал: «Это невозможно».

  3. Ты помнишь, как звучала фраза: «Не бойся быть собой».

  4. Мы услышали громкий крик: «Помогите!».

  5. Учитель спросил: «Кто решит эту задачу?».


Упражнение 2. Найдите ошибки в пунктуации и исправьте их

  1. «Ты меня слышишь» – спросил он.

  2. Он сказал: «Все в порядке».

  3. Учитель спросил: «Почему ты опоздал».

  4. Мы услышали: «Это невозможно»!

  5. Она сказала: «Как красиво!».

Ответ:

  1. «Ты меня слышишь?» – спросил он.

  2. Он сказал: «Всё в порядке».

  3. Учитель спросил: «Почему ты опоздал?».

  4. Мы услышали: «Это невозможно!».

  5. Она сказала: «Как красиво!».


Упражнение 3. Укажите правильный знак препинания

  1. Мы услышали, как он сказал (запятая, точка или двоеточие) «Я вернусь».

  2. Учитель спросил (запятая или двоеточие) «Кто выполнит задание?».

  3. Она сказала (точка или двоеточие) «Это прекрасно».

Ответ:

  1. Мы услышали, как он сказал: «Я вернусь».

  2. Учитель спросил: «Кто выполнит задание?».

  3. Она сказала: «Это прекрасно».


Упражнение 4. Составьте предложения с прямой речью

  1. Вопросительное предложение.

  2. Восклицательное предложение.

  3. Предложение с многоточием.

  4. Цитата с указанием автора.

  5. Прямая речь с вводным словом.

Пример ответа:

  1. Он спросил: «Ты уже готов?».

  2. Она воскликнула: «Как красиво!».

  3. Он сказал: «Я не уверен…».

  4. Лермонтов писал: «Печально я гляжу на наше поколение».

  5. Он сказал: «Конечно, я помогу».


Упражнение 5. Перепишите текст, исправив знаки препинания

  1. «Это было красиво» – сказала она.

  2. Он спросил почему ты опоздал.

  3. Мы услышали: «Скорее сюда».

  4. «Ты придёшь?» — спросил он.

  5. Она сказала я не знаю.

Ответ:

  1. «Это было красиво», – сказала она.

  2. Он спросил: «Почему ты опоздал?».

  3. Мы услышали: «Скорее сюда!».

  4. «Ты придёшь?» – спросил он.

  5. Она сказала: «Я не знаю».


Вывод

Знаки конца предложения внутри предложения – важная часть пунктуации, требующая внимательного подхода. Они подчёркивают границы прямой речи, цитат и вводных конструкций. Правильное их использование необходимо для грамотного оформления текстов и успешной подготовки к заданиям ЕГЭ. Регулярная практика помогает освоить эту тему и избежать типичных ошибок.