БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Знаки препинания при обособленных несогласованных определениях

Знаки препинания при обособленных несогласованных определениях

Обособленные несогласованные определения – это определения, выраженные существительным с предлогом, реже – инфинитивом, которые выделяются в предложении с помощью запятых для подчёркивания их значения. Такие определения уточняют или дополняют главное слово, но не согласуются с ним в роде, числе и падеже.

Пример:

  • Дорожка, покрытая слоем снега, скрылась в лесу. (обособленное согласованное определение).

  • Дорожка, в снегу, скрылась в лесу. (обособленное несогласованное определение).


Подробнее ознакомиться с темой «Определение» можно здесь.

1. Правила обособления несогласованных определений

  1. После определяемого слова. Если несогласованное определение следует за определяемым словом, оно выделяется запятыми.
    Пример:

    • Она оставила письмо, без ответа.

    • Мы нашли книгу, в пыли.

  2. Перед определяемым словом (редко). Если определение стоит перед определяемым словом, оно тоже может обособляться.
    Пример:

    • Без сомнений, решение было правильным.

  3. Обособление определений, удалённых от определяемого слова. Если определение отделено от определяемого слова другими членами предложения, оно обособляется.
    Пример:

    • Книга, лежавшая на полке, без обложки, была старой.

1.2. Не обособляются

  1. Если несогласованное определение тесно связано с определяемым словом и составляет с ним единое смысловое целое.
    Пример:

    • Письмо без адреса было возвращено отправителю.

  2. Если определение входит в устойчивое словосочетание.
    Пример:

    • Он жил в доме под крышей.


2. Особенности постановки знаков препинания

  1. Запятая. Несогласованное определение выделяется запятыми с обеих сторон, если оно находится внутри предложения.
    Пример:

    • Мы гуляли по парку, залитому солнцем, в тишине.

  2. Одиночная запятая. Если несогласованное определение стоит в начале или в конце предложения, ставится только одна запятая.
    Пример:

    • В лесу, на рассвете, всё выглядело иначе.

  3. Уточняющие и пояснительные конструкции. Если определение поясняет или уточняет, оно обособляется.
    Пример:

    • На стене висела картина, в рамке из золота.


Русский язык-таблица знаков препинания при обособленных несогласованных определениях

3. Связь темы с подготовкой к ЕГЭ

На ЕГЭ тема обособления несогласованных определений может встречаться в:

  1. Задание: правильная постановка знаков препинания при обособленных членах предложения.

  2. Задание: выявление средств связи в предложении.

  3. Задание: использование правильной пунктуации при написании сочинений.

Для успешного выполнения этих заданий необходимо знать правила обособления определений и уметь их применять.


Практическая часть

Упражнение 1. Расставьте знаки препинания

  1. В комнате полной света было уютно.

  2. Он пришёл к нам в тёмной одежде скрывающей его лицо.

  3. Я увидел портрет в деревянной раме висевший на стене.

  4. Мы подошли к дому обветшалому от времени но всё ещё крепкому.

  5. Письмо написанное неразборчиво без подписи лежало на столе.

Ответ:

  1. В комнате, полной света, было уютно.

  2. Он пришёл к нам, в тёмной одежде, скрывающей его лицо.

  3. Я увидел портрет, в деревянной раме, висевший на стене.

  4. Мы подошли к дому, обветшалому от времени, но всё ещё крепкому.

  5. Письмо, написанное неразборчиво, без подписи, лежало на столе.


Упражнение 2. Найдите ошибки в пунктуации и исправьте их

  1. Мы нашли книгу в пыли которая оказалась редким изданием.

  2. Окно залитое дождём светилось ярко.

  3. Он шёл по дороге без сомнений приняв решение.

  4. Машина под слоем снега наконец завелась.

  5. Письмо без обратного адреса вернулось отправителю.

Ответ:

  1. Мы нашли книгу, в пыли, которая оказалась редким изданием.

  2. Окно, залитое дождём, светилось ярко.

  3. Он шёл по дороге, без сомнений, приняв решение.

  4. Машина, под слоем снега, наконец завелась.

  5. Письмо без обратного адреса вернулось отправителю (не обособляется).


Упражнение 3. Обособьте несогласованные определения

  1. На фотографии я увидел пейзаж в тумане.

  2. В шкафу я нашёл коробку без крышки.

  3. Река в тени деревьев казалась тёмной.

  4. Мы вошли в дом в тишине и холоде.

  5. В парке он нашёл скамейку под деревом.

Ответ:

  1. На фотографии я увидел пейзаж, в тумане.

  2. В шкафу я нашёл коробку, без крышки.

  3. Река, в тени деревьев, казалась тёмной.

  4. Мы вошли в дом, в тишине и холоде.

  5. В парке он нашёл скамейку, под деревом.


Упражнение 4. Составьте предложения с обособленными несогласованными определениями

  1. С существительным с предлогом «в».

  2. С существительным с предлогом «под».

  3. С инфинитивом.

  4. С пояснительной конструкцией.

  5. С двумя несогласованными определениями.

Пример ответа:

  1. Он нашёл дом, в лесу.

  2. Машина, под слоем снега, была неузнаваема.

  3. У него была цель, не думать о прошлом.

  4. Он взял книгу, в зелёной обложке.

  5. Мы подошли к реке, в тумане, под мерным шумом дождя.


Упражнение 5. Объясните постановку знаков препинания

  1. На стене висела картина, в раме из дерева.

  2. Он подошёл к окну, в глубокой задумчивости.

  3. Мы увидели пейзаж, в тумане, скрывающий горы.

  4. Она вошла в дом, под впечатлением от разговора.

  5. Дорога, в снегу, была почти не видна.

Ответ:

  1. Обособление определения, выраженного существительным с предлогом.

  2. Обособление определения, подчёркивающего состояние субъекта.

  3. Обособление определения, уточняющего местоположение.

  4. Обособление состояния, поясняющего действия.

  5. Обособление несогласованного определения для выделения дополнительной информации.


Вывод

Знаки препинания при обособленных несогласованных определениях подчёркивают их значение и создают ясную структуру предложения. Эта тема имеет важное значение в подготовке к ЕГЭ, поскольку знание правил помогает успешно справляться с заданиями на пунктуацию. Регулярная практика закрепляет навыки правильного использования знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях.