Прямая речь – это дословная передача слов говорящего, выделяемая в предложении особыми знаками препинания. Она всегда сопровождается авторскими словами, которые поясняют, кому принадлежат эти слова или в какой обстановке они были произнесены.
Прямая речь заключается в кавычки и выделяется запятыми, точками, вопросительными или восклицательными знаками в зависимости от структуры предложения.
Прямая речь после слов автора. Если прямая речь следует после авторских слов, она выделяется с помощью двоеточия и заключается в кавычки.
Пример:
Автор сказал: «Я вернусь через час».
Учитель спросил: «Когда ты закончишь задание?».
Правила:
Перед началом прямой речи ставится двоеточие.
Прямая речь заключается в кавычки.
Прямая речь внутри авторских слов. Если прямая речь прерывается словами автора, она разбивается на две части.
Пример:
«Мы будем работать, – сказал он, – до самого вечера».
«Когда это закончится? – возмутился студент. – Мы же не успеваем!».
Правила:
После первой части прямой речи ставится запятая и закрывающая кавычка.
Слова автора отделяются запятой.
Вторая часть прямой речи начинается с маленькой буквы, если это продолжение предложения, или с большой, если это новое предложение.
Знаки внутри прямой речи. Вопросительные и восклицательные знаки, а также многоточия ставятся внутри кавычек, если они относятся к прямой речи.
Пример:
Он сказал: «Кто здесь?».
Учитель воскликнул: «Отличная работа!».
На экзамене ЕГЭ задания, связанные с прямой речью, встречаются в нескольких разделах:
Пунктуационный анализ: правильно расставить знаки препинания при прямой речи.
Редактирование текста: устранить ошибки в оформлении прямой речи.
Упражнение 1. Определите правильные знаки препинания.
Прочитайте предложения и вставьте пропущенные знаки препинания:
Иван сказал я скоро вернусь.
Почему вы опоздали спросила учительница.
Сегодня прекрасная погода сказал он и улыбнулся.
Как красиво здесь воскликнула Мария.
Мы пойдем в кино спросил брат.
Пример ответа:
Упражнение 2. Найдите ошибки.
Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях:
«Я не согласен!» – Воскликнул он.
Спросила она: «Что вы здесь делаете».
Он сказал: «Мы опоздаем, если не поторопимся!».
«Когда начнется собрание?», – спросила Анна.
Я уверен, – сказал он, – «что всё будет хорошо».
Пример ответа:
Упражнение 3. Расставьте слова автора.
Вставьте слова автора в следующие предложения:
«Мы не будем ждать!».
«Как ты мог это сделать?».
«Сегодня мы наконец закончим проект».
«Я так рад вас видеть!».
«Когда вы приедете?».
Пример ответа:
Упражнение 4. Постройте сложные конструкции.
Составьте предложения, в которых прямая речь прерывается словами автора:
«Мы поедем на море», сказал он, «если погода улучшится».
________________________________________________
________________________________________________
Пример ответа:
Упражнение 5. Составьте собственные примеры.
Составьте 5 предложений с прямой речью, в которых используются разные структуры:
Прямая речь после слов автора.
Прямая речь перед словами автора.
Прямая речь внутри слов автора.
Прямая речь с вопросительным знаком.
Прямая речь с восклицательным знаком.
Пример:
Учитель сказал: «Вы справились с заданием!».
«Когда начнётся урок?» – спросил ученик.
Знаки препинания при прямой речи играют важную роль в передаче смысла и структуры предложения. Умение правильно оформлять прямую речь необходимо для успешного выполнения заданий ЕГЭ, особенно связанных с пунктуацией. Регулярная практика помогает избежать типичных ошибок и развить навык грамотного письма.