БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Сложноподчинённое предложение (СПП) – это сложное предложение, части которого соединены подчинительными союзами или союзными словами. Одна часть такого предложения является главной и выражает основную мысль, а другая – придаточной, уточняет или дополняет основное высказывание.

Примеры:

  • «Я ушёл домой, потому что начался дождь».

  • «Тот, кто сдаст экзамены, получит диплом».


Основные правила постановки знаков препинания в СПП

  1. Запятая между главной и придаточной частями. Запятая ставится на стыке главной и придаточной части, если они соединены подчинительным союзом или союзным словом.
    Пример:

    • «Мы остались дома, потому что на улице началась гроза».

    • «Я помню день, когда мы встретились».

  2. Запятая при придаточной части внутри главной. Если придаточная часть находится внутри главной, она выделяется запятыми с двух сторон.
    Пример:

    • «Книга, которую я читал, оказалась интересной».

    • «Он, когда услышал эту новость, замолчал».

  3. Запятая между несколькими придаточными частями. Придаточные части, относящиеся к одному главному предложению, разделяются запятыми.
    Пример:

    • «Я знал, что он придёт, и думал, как его встретить.»


Подготовка к ЕГЭ

На экзамене ЕГЭ знания о СПП необходимы для выполнения заданий:

  1. Пунктуация: правильная расстановка знаков препинания в сложных предложениях.

  2. Анализ синтаксической структуры: умение определять главную и придаточную части, различать виды придаточных.

  3. Орфография: грамотное написание союзов и союзных слов.

Частые ошибки:

  • Ошибочное разделение однородных придаточных запятыми.

  • Неправильное определение границ главной и придаточной частей.

Русский язык-схема знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения

Упражнения

Упражнение 1. Расставьте запятые.

Прочитайте предложения и расставьте знаки препинания:

  1. Я знал что он придёт.

  2. Когда мы увидели реку мы решили остаться.

  3. Мы решили что пойдем гулять если погода будет хорошей.

  4. Я думал о том как закончится эта история.

  5. Тот кто читает книги всегда найдёт общий язык с другими людьми.

Пример ответа:

  • Я знал, что он придёт.

  • Когда мы увидели реку, мы решили остаться.


Упражнение 2. Найдите ошибки.

Найдите и исправьте ошибки в постановке запятых:

  1. Он сказал, что, приедет завтра.

  2. Я не знаю что ты собираешься делать.

  3. Когда мы приехали домой, мы сразу легли спать.

  4. Я уверен, что он придёт и что принесёт с собой новости.

  5. Она знала что, её сестра была права.

Пример ответа:

  • Он сказал, что приедет завтра.



Упражнение 3. Составьте предложения.

Составьте предложения с использованием сложноподчинённых конструкций:

  1. С придаточным изъяснительным.

  2. С придаточным времени.

  3. С придаточным причины.

  4. С придаточным условия.

  5. С однородными придаточными.

Пример ответа:

  • Я думаю, что он придёт вовремя. (придаточное изъяснительное).


Упражнение 4. Определите вид придаточной части.

Определите, каким видом придаточной является часть сложноподчинённого предложения:

  1. Я знаю, что он прав.

  2. Когда начался дождь, мы вернулись домой.

  3. Я остался дома, потому что плохо себя чувствовал.

  4. Если ты согласишься, мы пойдём в парк.

  5. Мы не знали, что делать и куда идти.

Пример ответа:

  • Придаточное изъяснительное.


Упражнение 5. Распределите запятые в сложных конструкциях.

Прочитайте сложноподчинённые предложения и расставьте недостающие знаки препинания:

  1. Когда я вошёл в комнату я увидел что окно было открыто.

  2. Мы знаем что завтра будет холодно поэтому оденемся теплее.

  3. Он сказал что приедет но задержится.

  4. Если будет дождь мы останемся дома и будем смотреть фильмы.

  5. Книга которую я давно искал лежала на полке.

Пример ответа:

  • Когда я вошёл в комнату, я увидел, что окно было открыто.


Итог

Правильное использование знаков препинания в сложноподчинённых предложениях – важный аспект грамотной речи. Эта тема актуальна как для письменной, так и для устной коммуникации. В рамках подготовки к ЕГЭ изучение правил и практическая отработка заданий позволяет минимизировать ошибки и успешно справляться с экзаменационными заданиями, связанными с пунктуацией и синтаксическим анализом.