Сложносочинённое предложение (ССП) – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами. Каждая из частей является равноправной и грамматически самостоятельной, то есть может существовать как отдельное предложение.
Примеры:
Части ССП соединяются сочинительными союзами:
Соединительные: и, да (в значении «и»), тоже, также.
Противительные: а, но, да (в значении «но»), однако, зато.
Разделительные: или, либо, то... то, не то... не то, то ли... то ли.
Каждая часть имеет законченное значение и может быть предложением.
Пример:
ССП: «День был солнечный, и птицы пели».
Отдельные части: «День был солнечный» + «Птицы пели».
Подробнее ознакомиться с темой «Сложносочиненное предложение» можно здесь.
Запятая между частями ССП.
Запятая ставится между частями ССП, если они соединены сочинительным союзом.
Примеры:
«Я открыл окно, и в комнату ворвался свежий воздух».
«Солнце садилось, но было ещё тепло».
Правило:
Запятая ставится перед сочинительным союзом, если у каждой части есть собственный грамматический центр (подлежащее и сказуемое).
Отсутствие запятой.Запятая не ставится, если части ССП имеют общий элемент:
Общее подчинительное слово.
Пример: «Друзья либо гуляли в парке, либо сидели в кафе».
Обстоятельство.
Пример: «На улице стало темно и начался дождь».
Сложносочинённое предложение с многосоюзием.
Если в ССП используются повторяющиеся союзы, запятая ставится перед каждым из них.
Пример: «Либо он придёт, либо я уйду, либо мы решим всё завтра».
Сложные случаи с однородными сказуемыми.
Если в предложении есть однородные сказуемые, соединённые союзами, но при этом они относятся к одному подлежащему, запятая не ставится.
Пример: «Он открыл окно и выглянул на улицу».
ССП соединяет равноправные части с помощью сочинительных союзов.
Пример: «Я вошёл в дом, и свет сразу включился».
СПП соединяет главную и придаточную часть с помощью подчинительных союзов.
Пример: «Когда я вошёл в дом, свет сразу включился».
В заданиях ЕГЭ (задание 16) часто проверяется знание правил постановки запятых в сложных предложениях. Ошибки при оформлении ССП включают:
Пропуск запятых перед союзами.
Ошибочное разделение однородных сказуемых.
Неправильное определение общего элемента для частей ССП.
Для успешного выполнения этих заданий необходимо уверенно различать типы сложных предложений и знать правила постановки знаков препинания.
Упражнение 1. Расставьте запятые.
В приведённых предложениях расставьте знаки препинания:
Я люблю дождь но терпеть не могу холод.
Сначала поднялся ветер и затем начался ливень.
Либо ты извиняешься либо мы больше не разговариваем.
Дети играли на площадке и взрослые наблюдали за ними.
На улице было темно зато в доме горел свет.
Пример ответа:
Я люблю дождь, но терпеть не могу холод.
Сначала поднялся ветер, и затем начался ливень.
Упражнение 2. Найдите ошибки.
Найдите и исправьте ошибки в постановке запятых:
Мы сидели в саду, и слышали как поют птицы.
Солнце ещё не взошло но небо уже светлело.
Я хотел пойти на прогулку, или остаться дома.
На улице стало прохладно, и по дороге стелился туман.
Он был весел и шутил, и радовал всех вокруг.
Пример ответа:
Упражнение 3. Определите наличие общего элемента.
Определите, есть ли общий элемент, исключающий запятую между частями предложения:
В саду послышался шум и воробьи вспорхнули с ветки.
Мы готовились к празднику и украшали дом.
На улице стало тихо и туман начал рассеиваться.
Они решили остаться в городе и посетить музей.
Утром он уехал но вечером вернулся.
Пример ответа:
Упражнение 4. Составьте предложения.
Составьте сложносочинённые предложения, используя сочинительные союзы:
Соединительный союз «и».
Противительный союз «но».
Разделительный союз «либо».
Союз «зато».
Союз «да» (в значении «и»).
Пример ответа:
Упражнение 5. Распределите предложения.
Распределите следующие предложения на сложносочинённые и сложноподчинённые:
Ветер стих, и солнце выглянуло из-за облаков.
Когда начался дождь, мы спрятались под деревом.
Либо мы решаем этот вопрос сегодня, либо откладываем его на завтра.
Я подумал, что лучше уйти раньше.
Солнце зашло, но небо осталось светлым.
Пример ответа:
Сложносочинённые: 1, 3, 5.
Сложноподчинённые: 2, 4.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении помогают правильно разделить и структурировать части текста. Умение видеть границы частей ССП и определять общий элемент необходимо для грамотного письма и успешного выполнения заданий ЕГЭ. Регулярные упражнения и практика помогают избежать распространённых ошибок.