БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Сложносочинённое предложение (ССП) – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами. Каждая из частей является равноправной и грамматически самостоятельной, то есть может существовать как отдельное предложение.

Примеры:

  • «Небо затянуло тучами, и начался дождь».
  • «Я ждал тебя на остановке, но ты не пришёл».

Основные признаки сложносочинённого предложения

  1. Части ССП соединяются сочинительными союзами:

    • Соединительные: и, да (в значении «и»), тоже, также.

    • Противительные: а, но, да (в значении «но»), однако, зато.

    • Разделительные: или, либо, то... то, не то... не то, то ли... то ли.

  2. Каждая часть имеет законченное значение и может быть предложением.

Пример:

  • ССП: «День был солнечный, и птицы пели».

  • Отдельные части: «День был солнечный» + «Птицы пели».


Подробнее ознакомиться с темой «Сложносочиненное предложение» можно здесь.

Правила постановки знаков препинания в ССП

  1. Запятая между частями ССП.
    Запятая ставится между частями ССП, если они соединены сочинительным союзом.

    Примеры:

    • «Я открыл окно, и в комнату ворвался свежий воздух».

    • «Солнце садилось, но было ещё тепло».

    Правило:

    • Запятая ставится перед сочинительным союзом, если у каждой части есть собственный грамматический центр (подлежащее и сказуемое).

  2. Отсутствие запятой.Запятая не ставится, если части ССП имеют общий элемент:  

    • Общее подчинительное слово.
      Пример: «Друзья либо гуляли в парке, либо сидели в кафе».

    • Обстоятельство.
      Пример: «На улице стало темно и начался дождь».

  3. Сложносочинённое предложение с многосоюзием. 
    Если в ССП используются повторяющиеся союзы, запятая ставится перед каждым из них.
    Пример: «Либо он придёт, либо я уйду, либо мы решим всё завтра».

  4. Сложные случаи с однородными сказуемыми.
    Если в предложении есть однородные сказуемые, соединённые союзами, но при этом они относятся к одному подлежащему, запятая не ставится.
    Пример: «Он открыл окно и выглянул на улицу».


Отличие ССП от сложноподчинённого предложения

  • ССП соединяет равноправные части с помощью сочинительных союзов.
    Пример: «Я вошёл в дом, и свет сразу включился».

  • СПП соединяет главную и придаточную часть с помощью подчинительных союзов.
    Пример: «Когда я вошёл в дом, свет сразу включился».


Русский язык-таблица знаков препинания между частями сложносочиненного предложения

Подготовка к ЕГЭ

В заданиях ЕГЭ (задание 16) часто проверяется знание правил постановки запятых в сложных предложениях. Ошибки при оформлении ССП включают:

  • Пропуск запятых перед союзами.

  • Ошибочное разделение однородных сказуемых.

  • Неправильное определение общего элемента для частей ССП.

Для успешного выполнения этих заданий необходимо уверенно различать типы сложных предложений и знать правила постановки знаков препинания.


Упражнения

Упражнение 1. Расставьте запятые.

В приведённых предложениях расставьте знаки препинания:

  1. Я люблю дождь но терпеть не могу холод.

  2. Сначала поднялся ветер и затем начался ливень.

  3. Либо ты извиняешься либо мы больше не разговариваем.

  4. Дети играли на площадке и взрослые наблюдали за ними.

  5. На улице было темно зато в доме горел свет.

Пример ответа:

  • Я люблю дождь, но терпеть не могу холод.

  • Сначала поднялся ветер, и затем начался ливень.


Упражнение 2. Найдите ошибки.

Найдите и исправьте ошибки в постановке запятых:

  1. Мы сидели в саду, и слышали как поют птицы.

  2. Солнце ещё не взошло но небо уже светлело.

  3. Я хотел пойти на прогулку, или остаться дома.

  4. На улице стало прохладно, и по дороге стелился туман.

  5. Он был весел и шутил, и радовал всех вокруг.

Пример ответа:

  • Мы сидели в саду и слышали, как поют птицы.



Упражнение 3. Определите наличие общего элемента.

Определите, есть ли общий элемент, исключающий запятую между частями предложения:

  1. В саду послышался шум и воробьи вспорхнули с ветки.

  2. Мы готовились к празднику и украшали дом.

  3. На улице стало тихо и туман начал рассеиваться.

  4. Они решили остаться в городе и посетить музей.

  5. Утром он уехал но вечером вернулся.

Пример ответа:

  • В саду послышался шум и воробьи вспорхнули с ветки. (Общий элемент: обстоятельство «в саду»).


Упражнение 4. Составьте предложения.

Составьте сложносочинённые предложения, используя сочинительные союзы:

  1. Соединительный союз «и».

  2. Противительный союз «но».

  3. Разделительный союз «либо».

  4. Союз «зато».

  5. Союз «да» (в значении «и»).

Пример ответа:

  • Я открыл книгу, и дождь застучал по крыше.


Упражнение 5. Распределите предложения.

Распределите следующие предложения на сложносочинённые и сложноподчинённые:

  1. Ветер стих, и солнце выглянуло из-за облаков.

  2. Когда начался дождь, мы спрятались под деревом.

  3. Либо мы решаем этот вопрос сегодня, либо откладываем его на завтра.

  4. Я подумал, что лучше уйти раньше.

  5. Солнце зашло, но небо осталось светлым.

Пример ответа:

  • Сложносочинённые: 1, 3, 5.

  • Сложноподчинённые: 2, 4.


Итог

Знаки препинания в сложносочинённом предложении помогают правильно разделить и структурировать части текста. Умение видеть границы частей ССП и определять общий элемент необходимо для грамотного письма и успешного выполнения заданий ЕГЭ. Регулярные упражнения и практика помогают избежать распространённых ошибок.