В русском языке главным и зависимым словами называются два основных компонента словосочетания. Главное слово выражает основную идею или понятие, а зависимое слово уточняет, поясняет или дополняет значение главного слова. Умение различать и правильно использовать главные и зависимые слова важно для понимания структуры предложений, а также для грамотного построения словосочетаний и предложений. На ЕГЭ это знание помогает анализировать синтаксические конструкции и выполнять задания, связанные с пунктуацией, согласованием и правильным построением предложений.
Главное слово – это слово, к которому подчиняется другое слово в словосочетании. Оно выражает основное значение.
Пример: «интересная книга» – слово «книга» является главным, так как оно обозначает предмет, о котором идёт речь.
Зависимое слово – это слово, которое уточняет или поясняет главное слово.
Пример: «интересная книга» – слово «интересная» является зависимым, так как оно описывает качество книги.
Существуют три основные виды связи между главным и зависимым словом:
Согласование – зависимое слово изменяется в зависимости от грамматических форм главного слова (например, по роду, числу и падежу).
Пример: «большая река» – при изменении формы главного слова зависимое слово изменяется также: «большой реке», «больших реках».
Управление – зависимое слово стоит в определённом падеже, который требует главное слово, но не изменяет свою форму при изменении формы главного.
Пример: «читать книгу» – слово «книгу» стоит в винительном падеже, так как это требует глагол «читать», но при изменении формы глагола падеж слова «книга» остаётся прежним: «читал книгу», «читаю книгу».
Примыкание – зависимое слово не изменяется и обычно выражается наречием, инфинитивом или деепричастием.
Пример: «желание учиться» – зависимое слово «учиться» связано с главным словом «желание» примыканием, так как оно не изменяется.
Подробнее ознакомиться с темой «Связь слов в словосочетании и предложении» можно здесь.
Упражнение 1. Определите, какие слова являются главными и зависимыми в следующих словосочетаниях
красивая картина
смотреть фильм
готов к работе
прогулка в лесу
вера в успех
Ответы:
Главное слово – картина, зависимое – красивая.
Главное слово – смотреть, зависимое – фильм.
Главное слово – готов, зависимое – к работе.
Главное слово – прогулка, зависимое – в лесу.
Главное слово – вера, зависимое – в успех.
Упражнение 2. Укажите вид связи между главным и зависимым словом
зелёный лес
строить дом
пришёл вовремя
радоваться успеху
способность работать
Ответы:
зелёный лес – согласование
строить дом – управление
пришёл вовремя – примыкание
радоваться успеху – управление
способность работать – примыкание
Согласование: при согласовании зависимое слово изменяется в роде, числе и падеже в соответствии с главным словом.
Пример: «красивая картина», «красивой картине».
Управление: при управлении главное слово требует определённого падежа у зависимого слова, но не влияет на его грамматическую форму.
Пример: «играть в мяч», «думаю о книге».
Примыкание: примыкание используется, когда зависимое слово неизменно и часто выражается наречием, инфинитивом или деепричастием.
Пример: «любовь к чтению», «страсть к путешествиям».
Упражнение 3. Найдите словосочетания с примыканием
желание побеждать
высокий дом
готов к разговору
учить с интересом
пытаться убежать
Ответы:
желание побеждать – примыкание
высокий дом – согласование
готов к разговору – управление
учить с интересом – примыкание
пытаться убежать – примыкание
Неправильное согласование – зависимое слово не меняет форму в соответствии с главным.
Ошибка: «интересная музыкант» (нужно: «интересный музыкант»).
Неправильное управление – зависимое слово стоит в неверном падеже.
Ошибка: «восхищаться книгой» вместо «восхищаться книгами».
Нарушение связи при примыкании – при использовании наречий и инфинитивов нужно учитывать правильный порядок слов, чтобы не потерять смысл.
Ошибка: «начал с желанием побеждать упорно» (правильный вариант: «начал упорно с желанием побеждать»).
Упражнение 4. Исправьте ошибки в словосочетаниях
думать о книги
интересный идея
желание работать упорно
радость победы
высокий дома
Ответы:
думать о книге
интересная идея
желание упорно работать
радость от победы
высокие дома
Упражнение 5. Определите тип ошибки и исправьте её
Прекрасная художник
Заботиться ребёнок
Чтение с вниманием
Стремление учить быстро
Страстно изучать учёба
Ответы:
Ошибка: неправильное согласование – «прекрасный художник».
Ошибка: неправильное управление – «заботиться о ребёнке».
Ошибка: примыкание – правильно «читать внимательно».
Ошибка: примыкание – правильно «стремление быстро учиться».
Ошибка: примыкание – «страстно изучать предмет».
Понимание связи между главным и зависимым словом помогает лучше строить предложения и избегать грамматических ошибок. Это знание важно для успешной подготовки к заданиям на ЕГЭ, особенно в разделах, связанных с грамматическим анализом и построением правильных словосочетаний.