БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервича "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Главное и зависимое слово

Главное и зависимое слово

В русском языке главным и зависимым словами называются два основных компонента словосочетания. Главное слово выражает основную идею или понятие, а зависимое слово уточняет, поясняет или дополняет значение главного слова. Умение различать и правильно использовать главные и зависимые слова важно для понимания структуры предложений, а также для грамотного построения словосочетаний и предложений. На ЕГЭ это знание помогает анализировать синтаксические конструкции и выполнять задания, связанные с пунктуацией, согласованием и правильным построением предложений.

Понятие главного и зависимого слова

  1. Главное слово – это слово, к которому подчиняется другое слово в словосочетании. Оно выражает основное значение. 

    • Пример: «интересная книга» – слово «книга» является главным, так как оно обозначает предмет, о котором идёт речь.

  2. Зависимое слово – это слово, которое уточняет или поясняет главное слово.  

    • Пример: «интересная книга» – слово «интересная» является зависимым, так как оно описывает качество книги.


Виды связи между главным и зависимым словом

Существуют три основные виды связи между главным и зависимым словом:

  1. Согласование – зависимое слово изменяется в зависимости от грамматических форм главного слова (например, по роду, числу и падежу). 

    • Пример: «большая река» – при изменении формы главного слова зависимое слово изменяется также: «большой реке», «больших реках».

  2. Управление – зависимое слово стоит в определённом падеже, который требует главное слово, но не изменяет свою форму при изменении формы главного.  

    • Пример: «читать книгу» – слово «книгу» стоит в винительном падеже, так как это требует глагол «читать», но при изменении формы глагола падеж слова «книга» остаётся прежним: «читал книгу», «читаю книгу».

  3. Примыкание – зависимое слово не изменяется и обычно выражается наречием, инфинитивом или деепричастием.  

    • Пример: «желание учиться» – зависимое слово «учиться» связано с главным словом «желание» примыканием, так как оно не изменяется.


Подробнее ознакомиться с темой «Связь слов в словосочетании и предложении» можно здесь

Русский язык-схема из чего состоит словосочетание

Упражнения для закрепления

Упражнение 1. Определите, какие слова являются главными и зависимыми в следующих словосочетаниях

  1. красивая картина

  2. смотреть фильм

  3. готов к работе

  4. прогулка в лесу

  5. вера в успех

Ответы:

  1. Главное слово – картина, зависимое – красивая.

  2. Главное слово – смотреть, зависимое – фильм.

  3. Главное слово – готов, зависимое – к работе.

  4. Главное слово – прогулка, зависимое – в лесу.

  5. Главное слово – вера, зависимое – в успех.


Упражнение 2. Укажите вид связи между главным и зависимым словом

  1. зелёный лес

  2. строить дом

  3. пришёл вовремя

  4. радоваться успеху

  5. способность работать

Ответы:

  1. зелёный лес – согласование

  2. строить дом – управление

  3. пришёл вовремя – примыкание

  4. радоваться успеху – управление

  5. способность работать – примыкание


Правила согласования, управления и примыкания

  1. Согласование: при согласовании зависимое слово изменяется в роде, числе и падеже в соответствии с главным словом. 

    • Пример: «красивая картина», «красивой картине».

  2. Управление: при управлении главное слово требует определённого падежа у зависимого слова, но не влияет на его грамматическую форму.  

    • Пример: «играть в мяч», «думаю о книге».

  3. Примыкание: примыкание используется, когда зависимое слово неизменно и часто выражается наречием, инфинитивом или деепричастием. 

    • Пример: «любовь к чтению», «страсть к путешествиям».


Упражнение 3. Найдите словосочетания с примыканием

  1. желание побеждать

  2. высокий дом

  3. готов к разговору

  4. учить с интересом

  5. пытаться убежать

Ответы:

  1. желание побеждать – примыкание

  2. высокий дом – согласование

  3. готов к разговору – управление

  4. учить с интересом – примыкание

  5. пытаться убежать – примыкание


Ошибки, связанные с главным и зависимым словом

  1. Неправильное согласование – зависимое слово не меняет форму в соответствии с главным. 

    • Ошибка: «интересная музыкант» (нужно: «интересный музыкант»).

  2. Неправильное управление – зависимое слово стоит в неверном падеже.  

    • Ошибка: «восхищаться книгой» вместо «восхищаться книгами».

  3. Нарушение связи при примыкании – при использовании наречий и инфинитивов нужно учитывать правильный порядок слов, чтобы не потерять смысл.  

    • Ошибка: «начал с желанием побеждать упорно» (правильный вариант: «начал упорно с желанием побеждать»).


Упражнение 4. Исправьте ошибки в словосочетаниях

  1. думать о книги

  2. интересный идея

  3. желание работать упорно

  4. радость победы

  5. высокий дома

Ответы:

  1. думать о книге

  2. интересная идея

  3. желание упорно работать

  4. радость от победы

  5. высокие дома


Упражнение 5. Определите тип ошибки и исправьте её

  1. Прекрасная художник

  2. Заботиться ребёнок

  3. Чтение с вниманием

  4. Стремление учить быстро

  5. Страстно изучать учёба

Ответы:

  1. Ошибка: неправильное согласование – «прекрасный художник».

  2. Ошибка: неправильное управление – «заботиться о ребёнке».

  3. Ошибка: примыкание – правильно «читать внимательно».

  4. Ошибка: примыкание – правильно «стремление быстро учиться».

  5. Ошибка: примыкание – «страстно изучать предмет».


Заключение

Понимание связи между главным и зависимым словом помогает лучше строить предложения и избегать грамматических ошибок. Это знание важно для успешной подготовки к заданиям на ЕГЭ, особенно в разделах, связанных с грамматическим анализом и построением правильных словосочетаний.