БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2025 по профильной математике самостоятельно с помощью сервича "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow

Омофоны

Омофоны – это слова, которые звучат одинаково, но имеют разное написание и значение. В русском языке омофоны часто вызывают сложности, так как их звуковое совпадение не отражает различий в значении и написании. Омофоны часто встречаются в речи и требуют особого внимания к контексту, чтобы правильно их интерпретировать. На ЕГЭ знание омофонов помогает избегать ошибок в написании и понимании слов, а также правильно различать их значение в зависимости от контекста.

Подробнее ознакомиться с темой «Омонимы» можно здесь

Основные виды омофонов

В русском языке омофоны можно разделить на несколько типов в зависимости от того, какие слова совпадают по звучанию, но различаются по значению:

  1. Омофоны-сущности – слова, одинаковые по звучанию, но разные по смыслу. 

    • Примеры:

      • «лук» (овощ) и «лук» (оружие),

      • «ключ» (инструмент) и «ключ» (родник).

  2. Омофоны с различием в одной букве – слова, различие которых заключается в написании одной буквы.  

    • Примеры:

      • «плод» (продукт растения) и «плот» (плавсредство),

      • «претендент» (тот, кто претендует) и «претензия» (требование).

  3. Омофоны с предлогами и приставками – слова, которые различаются наличием предлога или приставки, но имеют одинаковое звучание.  

    • Примеры:

      • «выйти» и «вы идти»,

      • «вдоль» и «в доле».


Причины возникновения омофонов

Омофоны возникают из-за особенностей фонетики и морфологии русского языка, в котором многие звуки совпадают по звучанию, но различаются по написанию и значению. Основные причины:

  1. Совпадение звуков в процессе исторического изменения языка – одни и те же звуки могут означать разные вещи из-за различных процессов изменения значений.

  2. Омофоны в заимствованиях – при адаптации заимствованных слов их звучание может совпасть с русскими словами.

  3. Редукция гласных звуков в безударных позициях – некоторые слова теряют в звучании различия, особенно на конце или в слабых позициях, что приводит к их одинаковому произношению.


Русский язык-примеры омофонов

Как отличать омофоны в речи и письме

Чтобы отличать омофоны и избегать ошибок, важно обращать внимание на:

  1. Контекст – в каком окружении используется слово. Значение часто определяется соседними словами. 

    • Пример: «ключ к двери» и «ключ из-под земли».

  2. Смысловую нагрузку — омофоны могут относиться к совершенно разным понятиям, которые нужно интерпретировать в соответствии с темой.  

    • Пример: «лук как овощ» в контексте кулинарии и «лук как оружие» в контексте охоты.

  3. Написание и грамматику – слова могут иметь разные части речи и грамматические особенности, что помогает их различать в тексте.  

    • Пример: «выйти» (глагол) и «вы идти» (местоимение и глагол).


Омофоны и их значение на ЕГЭ

На ЕГЭ встречаются задания, в которых проверяется умение различать слова с одинаковым звучанием, но разным значением, а также использовать их в соответствии с контекстом. Важно помнить, что омофоны часто встречаются в заданиях на орфографию и лексический анализ, где требуется правильно написать слово и подобрать его по смыслу.

Советы по подготовке к ЕГЭ:

  1. Запоминайте пары омофонов, которые часто вызывают сложности.

  2. Используйте словари для проверки значения омофонов и их правильного написания.

  3. Практикуйтесь в различении омофонов на основе контекста: в заданиях читайте текст полностью, чтобы понять, какое значение предполагается.


Примеры и упражнения для закрепления

Упражнение 1. Определите, о каком значении идет речь

  1. Этот лук можно есть в салате.

  2. Зима – время, когда на льду образуются ключи.

  3. Он пошел в лес с луком и стрелами.

  4. У меня есть претензия к твоей работе.

  5. Под деревом лежал спелый плод.

Ответы:

  1. лук – овощ

  2. ключ – родник

  3. лук – оружие

  4. претензия – требование

  5. плод – продукт растения


Упражнение 2. Выберите подходящее слово из пары омофонов

  1. (Плод / плот) созрел на дереве.

  2. Он отправился путешествовать на (плод / плот).

  3. У него есть (ключ / ключ) от квартиры.

  4. Из горного источника бил (ключ / ключ).

  5. На столе лежал (лук / лук).

Ответы:

  1. Плод

  2. плот

  3. ключ

  4. ключ

  5. лук (выбор значения зависит от контекста)


Упражнение 3. Исправьте ошибки, связанные с неверным использованием омофонов

  1. Из родника бил холодный лук.

  2. Под деревом лежал большой плот.

  3. Он стрелял из деревянного лука.

  4. С дерева упал зрелый плот.

  5. На дверь повесили новый ключ.

Ответы:

  1. Из родника бил холодный ключ.

  2. Под деревом лежал большой плод.

  3. Он стрелял из деревянного лука (правильно).

  4. С дерева упал зрелый плод.

  5. На дверь повесили новый замок.


Упражнение 4. Найдите ошибку и объясните её

  1. На горе был обнаружен древний ключ.

  2. Он ел суп с зелёным луком.

  3. К дереву привязали плот.

  4. Этот плод принёс хороший урожай.

  5. Из ручья забил мощный лук.

Ответы:

  1. Ключ – должно быть «ключ (родник)».

  2. Правильно.

  3. Плот – должно быть «плот (плавсредство)».

  4. Правильно.

  5. Лук – должно быть «ключ (родник)».


Заключение

Омофоны – важная часть русского языка, требующая внимания при написании и выборе правильного значения в зависимости от контекста. Знание омофонов помогает избежать ошибок в письме и на ЕГЭ, где эти слова часто проверяются в заданиях на орфографию и лексическое значение.